Беседа о десятой части Символа Веры

Десятая часть Символа Веры говорит о таинстве крещения как средстве нашего спасения и избавления от грехов.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Господь Иисус Христос, покидая землю на сороковой день, обещал Своим ученикам послать вместо Себя Утешителя, Духа истины. Он это исполнил через десять дней после Вознесения. В виде огненных языков на апостолов сошел Святой Дух, третье Лицо единого Бога-Троицы. Этот день считается днем рождения христианской Церкви, которая является местом сугубого присутствия Святого Духа.

Внутренним содержанием жизни Церкви являются особого рода священнодействия, которые получили названия таинств. Их всего семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство и елеосвящение.

Видимым совершителем таинства является священник, но Церковь верует, что в каждом действии, которое совершает человек, незримо присутствует Святой Дух, и именно Он подает спасающую благодать приступающим к таинствам.

Человек участвует в таинствах и через них приобщается к спасительному крестному подвигу Христа, Который умер и победил смерть воскресением.

Первым в ряду таинств стоит таинство крещения. Именно о нем говорит Символ Веры. Это таинство является дверью, вводящей человека в жизнь духовную.

Так велики благодатные дары, подаваемые человеку в крещении, так глубоко невидимое преображение его естества, что это таинство справедливо называется “рождением свыше”. Его так назвал Сам Господь в беседе с Никодимом, иудейским начальником, пришедшим к Нему вечером, тайно, узнать о смысле человеческого бытия.

Человек рождается от отца и матери, и это есть его рождение по плоти. Но человек обладает духом, он сотворен по образу Божьему. Это делает его принципиально отличным от животного мира, хотя во многом он схож с ним. Человек должен осознать свое коренное отличие от всего остального мира. Должен понять, что он гражданин небесного отечества, он должен узнать и принять своего настоящего Отца — Бога. И это узнавание и принятие запечатлевается в крещении — “рождении свыше”, таинстве, в котором человек усыновляется Богу. Происходит истинное рождение человека — “по духу”.

Это рождение является, по словам Христа, условием обретения вечной жизни. Кто впустил Бога в свою жизнь, в свою душу, чтобы облегчить тяготу своих грехов и немощей, пребудет с Ним вечно. Ибо противоположно непрочности людских отношений, любовь Бога непреходяща. Он есть источник и податель жизни, и пребывающий с Ним пребудет во век.

Крещение — это рождение человека, и потому оно совершается только раз в жизни. Никакие грехи человека не могут изменить вечного завета между ним и Богом. Пока человек жив, есть надежда, что даже самый закоренелый грешник может раскаяться и вспомнить о том, что он сын Божий. Бог же не перестанет любить его и ждать назад. Поэтому как человек не может второй раз “войти в утробу матери своей и родиться”, так и крещение не может совершиться повторно.

Православная церковь с давних времен крестит не только взрослых, но и детей. Эта практика часто подвергалась нападкам со стороны многих конфессий, не признающих этого обычая. Но Сам Господь сказал: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им”.

От крещаемого требуется сознательная вера в Господа, отречение от грехов прежней жизни и желание жить по заповедям Божьим. Младенец лишен возможности осознанно исповедовать Бога как Царя и Владыку. Он должен возрасти, войти в разум и сам, сознательно избрать жизнь с Богом. Такова аргументация противников крещения детей. Православная Церковь всегда держалась мнения, что ожидать, пока ребенок вырастет и сознательно примет Бога — то же самое, что не давать больному младенцу лекарства, ожидая, пока он вырастет и сам решит, хочет ли он его принять. Человеческая природа больна и поражена грехом, она нуждается в лечении. Благодать, подаваемая в таинствах, и в таинстве крещения, как одном из них, врачует немощное естество человека, помогает ему с детства возрастать в духе и истине, приобщает к источнику вечной жизни.

Недостаток сознательной воли со стороны младенца восполняют крестные родители, или восприемники, на которых лежит святая обязанность научить ребенка истинам христианской веры. Ему для этого придется изрядно потрудиться. Благодать Божия, подаваемая в таинстве крещения не спасает человека, младенца или взрослого, сама по себе. Как рождение по плоти есть только начало жизненного пути человека, так и рождение духовное, совершающееся в крещении, есть только начало духовного пути к святости и совершенству. Святые отцы уподобляют действие этого таинства посеянному семени, над которым следует много потрудиться: взрыхлять землю нашего жестокого сердца, вырывать с корнем сорняки страстей, поливать живой водой молитв и добрых дел. Только тогда это благодатное семя новой жизни и рождения свыше возрастет и принесет духовные плоды.

Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Евангелие то Марка (16:16)

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top