Cалафизм и его влияние на современный ислам. Особенности противодействия влиянию салафитов в воинских коллективах

Доклад сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами А.Д. Редкозубова на «военной» секции XXV Международных Рождественских образовательных чтений

salafizm

В последней трети прошлого и начале нынешнего века мир стал свидетелем резкого возрастания роли ислама как идейной основы целого ряда общественно-религиозных движений, имеющих своей целью изменение сложившегося миропорядка в сторону более справедливого, по мнению их лидеров, распределения экономических и политических ресурсов на базе исламского вероучения в его крайних экстремистских формах.

Так, идейной основой печально известной «Аль-Каиды» был ваххабизм, основой ныне активно действующего движения ИГИЛ (ДАИШ) – салафизм, рассмотрению которого и будет посвящен данный материал.

Первое, что становится очевидным уже в самом начале исследования данного вопроса, это некоторая размытость самого термина «салафизм» — его усваивают себе как представители основных течений ислама, так и различные группы внутри этих течений, отсюда возникает настоятельнейшая необходимость разграничить различные понимания этого термина в течениях и группах в связи с особенностями их религиозных воззрений.

Адепты двух основных традиционных течений ислама – сунниты и шииты каждые со своих позиций критикуют это новое течение, имеющее, впрочем, древние исторические корни. Значение этой полемики, как представляется, значительно выходит за пределы чисто конфессиональные и в силу активной политической деятельности салафитов во всем мире, в том числе, и в России, приобретает большое значение в мировом масштабе. Важным фактором здесь является также и то, что по последним данным численность сторонников данного течения в мире достигает 50 млн. чел.

В данном материале рассказывается не только об исторических корнях салафизма, но и о его влиянии на современный ислам, а также об особенностях противодействия его влиянию в воинских коллективах. Важная цель создания материала состоит также в том, чтобы отчетливо показать разницу между салафизмом и ваххабизм, чтобы избежать их отождествления, как это происходит иногда даже с высокопоставленными деятелями российского ислама.

В данном материале предпринимается попытка уточнить понятие «салафизм», на базе исследования двух его ключевых аспектов – исторического (история возникновения и развития течения) и содержательного (особенности учения от момента зарождения до наших дней).

Важная цель данного исследования состоит также в том, чтобы показать разницу между салафизмом и ваххабизмом во избежание их отождествления, как это происходит иногда даже с высокопоставленными деятелями российского ислама.

Исторический аспект

Попытаемся вначале дать определение самому понятию «салафизм». Исходя из словарного значения («салафийюн»-поддерживающие традиции предков) и исторического контекста, салафиты – это те, кто следует традициям праведных предшественников современных мусульман – суннитов и шиитов. Интересно, что в наше время это название нередко усваивают себе даже исламские модернисты (обновленцы-джадидисты), претендующие на то, что именно они руководствуются нормами жизни первомусульманской общины.

История первых салафитов в сегодняшнем понимании этого термина (тогда они назывались «хариджиты», то есть «вышедшие», «отделившиеся») восходит еще ко временам жизни Мухаммада, когда некоторые из первомусульманской общины выражали сомнение в особой его роли и не считали, что должны повиноваться ему во всем. Сунна – второй по значимости после Корана источник исламского вероучения, рассказывает об этом так:

«Тут подошёл мужчина с густой бородой, пухлыми щеками, гневными глазами, нахмуренным лбом, обритой головой (человека этого, по некоторым данным, звали Зуль-Хувайсир) и сказал: «Побойся Аллаха, Мухаммад!» Он сказал: «Посланник Аллаха, ответил: «Кто же тогда будет подчиняться Аллаху, если я ослушаюсь Его! Ты думаешь, Он не уничтожит меня ради жизни населяющих Землю? Вы тоже не можете гарантировать мне безопасность!» Он сказал: «Затем мужчина повернулся и ушел. Тогда один из присутствовавших попросил разрешения убить его (им казалось, что спрашивавшим разрешения убить этого человека является Халид Ибн Аль-Валид), но Посланник Аллаха, сказал: «Истинно, из потомства этого выйдут люди, которые будут читать Коран, но не более, чем своими глотками. Они будут убивать членов семьи Ислама, оставляя (в живых) членов семьи идолов, вылетая из Ислама, словно стрела, проходящая сквозь цель навылет.» («Муслим», 1064), также в другом хадисе: «Я слышал, как Посланник Аллаха, сказал: ‘В конце времён выйдет народ, зубы у них будут молодые, мозги — глупые, будут (всего лишь) произносить самое лучшее, что может произнести творение — будут читать Коран, но только своими глотками. Они пролетят сквозь вероустав, как стрела пролетает цель насквозь. Когда встретите их, то убейте их. Истинно, в убийстве их награда перед Аллахом в День Представления тому, кто убьёт их» («Муслим, 1066).

В качестве организованной силы эти люди, получившие впоследствии наменование «хариджиты», впервые обозначили себя среди сторонников последнего из так называемых «праведных халифов» — Али (656-661 гг), т.е. спустя почти тридцать лет после смерти Мухаммада. Среди их предводителей источники упоминают Ашаса ибн Кайса аль Кинди (вождя племени киндитов), Мисара ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайна ат-Таи. Первоначально эта группа выступила с чисто политическими требованиями, включавшими в себя вопросы легитимности власти в общине («умме»), выбора ее руководителя («халифа») и отношения к нему, затем они стали развивать идею о признании в некоторых случаях своих противников – мусульман многобожниками т.е. о применении к ним принципа «такфира». Отказавшись признавать авторитеты в любой области, в том числе и в области толкования текстов Корана и Сунны, хариджиты довольно быстро разделились на ряд сект, самых крупных из которых известно восемь — объединяло их только неприятие двух последних так называемых «праведных халифов» и признание «неверными» мусульман, совершивших тяжкие грехи.

Идеи хариджитов получили развитие в трудах ученого – хадисоведа Ахмада ибн Ханбала (IX в.) – основателя одной из четырех главных мусульманских религиозно – правовых школ (мазгабов), названной по его имени ханбалистской, продолжены известным богословом ибн Таймия (XIII в.) в трудах которого и был впервые употреблен термин «салафизм». Идеями хариджизма руководствовался в своей религиозной и общественной деятельности знаменитый проповедник XVIII в. Мухаммад ибн Абд эль Ваххаб. Аравия находилась в то время под властью турок-османов, которые будучи по вере мусульманами, угнетали мусульман-арабов, в то же время открыто нарушая целый ряд важных положений шариата. Призвав к восстановлению веры и ликвидации национального гнета, Аль-Ваххаб возглавил антиосманское восстание, которое в итоге потерпело поражение. В XX веке его дело воплотил в жизнь эмир государства Неджд Абдул-Азиз Ас Сауд который смог разбить своих противников в Центральной Аравии и в 1932 году создать королевство Саудовская Аравия.

В настоящее время учение хариджитов с небольшими изменениями исповедует сравнительно немногочисленная секта ибадитов, адепты которой проживают в Омане.

С течением времени на основе учения хариджитов сформировались две религиозно-политических группировки, активная деятельность которых по распространению ислама с широким применением насилия придала им мировую известность – ваххабиты и салафиты, рассмотрению учения которых и будет посвящена вторая часть исследования.

Содержательный аспект – главное содержание учения современных хариджитов, как и их предшественников, можно свести к следующему:

1.​ Строгое единобожие в его расширенном «хариджитском» толковании — если на решения мусульманина оказывают влияние какие-либо факторы кроме веры в Аллаха, то это явление называется «ширк» (отпадение от веры) и считается непростительным грехом. Различают следующие виды ширка:

— «ширк уль ильм» – приписывание знания кому-либо другому, кроме Аллаха;

— «ширк ут тасарруф» – приписывание власть кому-либо другому, кроме Аллаха;

— «ширк уль ибадат» – поклонение кому-либо другому, кроме Аллаха;

— «ширк уль адат» – исполнение церемоний, которые влекут упование на кого-либо другого, кроме Аллаха;

2.​ Отказ от подчинения любым общепризнанным авторитетам-духовным или светским, не получившим признание хариджитов включая даже во многом и самого Мухаммада;

3.​ Создание и широкое применение принципа «такфир», когда все несогласные с хариджитами мусульмане, особенно же совершившие тяжкие грехи, объявляются «неверными», что позволяет лишать их имущества и самой жизни;

4.​ Сугубый рационализм и буквализм в понимании и применении положений Корана и Сунны, отказ от любых аллегорических толкований;

5.​ Применение жестокого насилия в распространении своей веры, придание особого значения необходимости и даже обязательности участия в священной войне – «джихаде», имеющей целью создание всемирного исламского государства — халифата;

6.​ Увлечение внешними проявлениями религиозности, запрет на ношение дорогих одежд и украшений.

7.​ Борьба с «новшествами», под которыми понималось все, с чем не соглашались хариджиты, в особенной степени это касалось почитания святых и их могил, борьба с суфистским течением в исламе, в частности с суфиями пользующимися большим авторитетом. По этой причине салафиты не останавливаются перед организацией покушений на известных суфиев, так в 2002 г. в Дагестане был убит авторитетнейший суфистский шейх Саид Эфенди Ач – Чиркауи, кстати говоря, смертницей в этом случае была принявшая ислам русская по национальности женщина. Возможно, одной из причиной враждебного отношения к суфизму со стороны салафитов является то, что суфии не занимаются политикой — суфизм соблюдает в этом отношении известный мусульманский принцип полагания на волю Всевышнего, считая, что Ему лучше знать, что делать и что не делать;

8.​ ВСЕОБЩЕЕ равенство в умме (общине мусульман – в мировом масштабе – исламской нации) в избрании на высшие посты, критическое отношение к халифу Али, которого хариджиты представляют узурпатором власти и отступником.

Большинство современных исламских исследователей считают, что под понятие салафиты подпадают все мусульмане — традиционалисты – сунниты и шииты, при том, что традиции тех и других имеют существенные отличия. Поскольку экстремистские течения (салафиты и ваххабиты), о которых идет речь в данном материале, относятся к суннитам, то разберем их место в общей схеме салафитов-суннитов, которые разделяются на собственно ваххабитов и остальных суннитов (см. схему).

В свою очередь ваххабиты делятся на ваххабитов – «мадхалитов» — традиционалистов, включающих в себя так называемых пуристов, проповедующих истинный в их понимании ислам, но избегающих участия в политике и отвергающих насилие в деле его распространения и сторонников политического салафизма, сочетающих свои убеждения, в том числе и возможность применения насилия в вере, с лояльностью к правящему в Саудовской Аравии и других мусульманских странах режимах, поэтому эти две разновидности можно также назвать «лоялисты».

Второй и самой активной группой ваххабитов являются новые ваххабиты или «ваххабисты», ставящих своей главной целью борьбу против «куфра», т.е. безбожия во всех его проявлениях, источником которых является Запад – именно они создали известную террористическую организацию «Аль-Каида». Идеи хариджизма в XX веке развили Сайид Кутб и Хасан Аль Банна , во многом оказавшие влияние на новых ваххабитов, в то же время на базе ряда организаций возникло течение такфиристов (они же джихадисты), которые собственно и являются салафитами в том смысле, который устоялся в современном массовом сознании, именно они с широким применением насилия, доходящего порой до воистину изуверских форм, стремятся к созданию исламского государства (халифата), глава которого (халиф) сочетал бы в себе власть духовную и светскую одновременно. В свое время в РФ для обозначения новых ваххабитов стали использовать термин «ваххабисты» (очевидно как синтезированный из терминов «ваххабиты» и «террористы»), по аналогии с этим новым салафитам можно усвоить название «салафисты». При этом ряд авторитетных деятелей в суннизме и шиизме вообще отказывают «салафистам» в принадлежности к исламу, т.е. подвергая такфиру уже их самих, говорят о том, что со всеми остальными мусульманами их объединяет только чтение Корана.

Во многом созданию этой ситуации способствовали исторические условия, когда салафиты из разных арабских стран, в частности из Египта, находили убежище от преследований в Саудовской Аравии, где преподавали в религиозных учебных заведениях (прежде всего в исламском университете в Медине) и вели определенную общественную работу. Это имело двоякие последствия. С одной стороны, возник новый салафизм, который частично интегрировал идеи традиционного ваххабизма и политические цели раннего салафизма. С другой стороны, прежний ваххабизм также частично трансформировался — его последователи, правда, остались верными правящей королевской династии Ас-Сауда, не ставившей перед собой необходимость всемирного распространения ваххабизма, но в области права эти новые ваххабиты переняли идеи салафитов и стали активно продвигать свое понимание ислама за пределы Саудовской Аравии. О серьезных разногласиях между современными (новыми) салафитами – «салафистами» и новыми ваххабитами – ваххабистами» свидетельствует произошедший в феврале 2014 года разрыв отношений ИГИЛ с Аль-Каидой, в недрах которой этот самый ИГИЛ и зародился. Этот момент надо непременно учитывать при рассмотрении салафизма.

Особенности противодействия влиянию салафитов в воинских коллективах — отдельные случаи влияния салафитов в воинских коллективах отмечались в отношении военнослужащих срочной службы, призванных из регионов Кавказа, Татарии, Башкирии, а также из Сибири, которые еще до призыва так или иначе подвергались проповеднической деятельности салафитов на местах. В связи с этим представляется необходимым способствовать более тшательной работе призывных комиссий, в работе которых уже почти повсеместно принимают участие священники с тем, чтобы по возможности не допускать таких призывников к службе в наиболее ответственных частях и подразделениях.

Непосредственно в воинских подразделениях рекомендуется придерживаться издаваемым управлением по работе с верующими военнослужащими указаниями и рекомендациями, а также пособиями соответствующей направленности, разработанным синодальным военным отделом и размещенным на его сайте в интернете.

В любом случае такие военнослужащие должны быть объектом постоянного внимания со стороны специалистов по работе с личным составом и военных священников. В этом плане нужно учитывать, что понимающий суть вопроса, т.е. разбирающийся в исламе специалист, будь то священник или любой другой человек, обязательно будет обладать в их среде значительным авторитетом, что сделает его деятельность более эффективной. При этом, однако, лучшим выходом из ситуации будет приглашение заслуживающего доверия имама (муфтия) непосредственно из региона дислокации воинской части, либо иногда даже из региона, откуда поступили призывники – мусульмане.

Несомненно, что поставленная на должный уровень работа с военнослужащими – мусульманами позволит избежать конфликтов в воинских коллективах, повысит их сплоченность и самым благотворным образом скажется на результативности исполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей.

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top