Духовная безопасность в контексте цивилизационной безопасности России

1IMG_3990

Приветственное обращение председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова к участникам Секции Всемирного русского народного собора «Актуальные проблемы цивилизационной безопасности России»

Цивилизационная, национальная, политическая, военная, экономическая, продовольственная, культурная и др. безопасность может быть правильно и адекватно оценена, если каждую из них и все в совокупности рассматривать с точки зрения духовной безопасности государства и личности каждого гражданина.

С другой стороны, духовной безопасности не существует в принципе. Чем выше человек поднимается по лестнице духовного совершенства, чем ближе он к Богу, тем больше опасности ниспадения во ад, тем изощрённее искушения врага рода человеческого, не желающего допустить верующего к общению с Богом. Мир во зле лежит и мы, как народ Божий, понимаем, что мы «не от мира сего» и значит в этом мире никогда не будет духовной и иной безопасности. Более того, чем больше человечество будет удаляться от Бога и его заповедей – Закона Божьего, тем ближе будут так называемые «последние времена», когда по всему свету будут глады, войны, моры и другие бедствия. А одной из главных причин всего этого будет оскудение любви в людях.

Таким образом, сохранение этой любви как божественной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим… и … ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39) есть тот единственный шанс, который сможет сохранить цивилизацию и продлить время для человечества, чтобы окончательно определиться со своим духовным выбором: служения Богу или сатане.

В основе рассуждений о военной, политической и экономической безопасности должно стоять определение субъекта безопасности, т.е. может ли существовать безопасность одного государства (народа, нации, субъекта) при отсутствии таковой у других государств (народов, наций, субъектов)?

Цивилизационная безопасность не может быть без изменения главной парадигмы развития цивилизации. Бог создал человека, чтобы человек стал «богом» по благодати. Т.е., если цивилизация будет устроена не для решения поставленной Богом задачи – такая цивилизация погибнет и в этом нет трагизма, потому что самое ценное, что есть у цивилизации – это люди с их бессмертной душой, которая должна соединиться с Богом в своем окончательном движении и предназначении – беспрестанном славословии (благодарении) Бога в облагодатствованном состоянии человеко-божия. Это может быть и при земной жизни человека, о чем свидетельствуют жизнь, подвиги и прославление святых угодников Божиих. Но это может и должно стать посмертным духовным деланием каждого человека, прошедшего земной путь по закону совести, соединяющего человека с Богом.

Однако, это совсем не значит, что можно успокоиться и не предпринимать никаких действий относительно обеспечения всех видов безопасности. Наша с Вами задача – служение Богу: и в промыслительном Божественном плане о человечестве, и каждом человеке в отдельности – сохранение жизни самого драгоценного создания Божия — человека разумного, человека духовного, человека бессмертного. Для исполнения воли Божией следует приложить все наши мерные силы для минимизации негативного, растлевающего и порабощающего воздействия последователей греха и бесовских сил.

Если мы в духовной брани не одержим победу, цивилизация будет уничтожена, поскольку враг рода человеческого ненавидит человека, как такового, как высшее творение Божие, которое имеет шанс соединиться с Богом в вечности – в раю, где нет ни времени, ни пространства, а есть беспрестанное созерцание Божества в Его нетварных благодатных энергиях.

Чтобы цивилизации выжить – надо своей целью поставить служение Богу и исполнять Его благую волю. Россия имеет шанс стать тем духовным центром современной цивилизации, ради которой весь мир будет продолжать свои поиски Бога Вышнего.

Отказ от меркантилизации и приземленности сознания, и, как следствие, уничтожения себя и себе подобных в безудержных желаниях потребления ради потребления есть тот правильный вектор, который должен быть поддержан духовным и политическим руководством нашего Отечества.

Чувственные и плотские наслаждения и впечатления не насыщают душу человека, а требуют все новых и новых вливаний, превращающих человечество в бездушную массу обывателей, а с другой стороны — вершителей судеб других людей, обеспечивающих их низменные потребности в беспрестанном потреблении.

Разумный аскетизм и воспитание нации на духовных ценностях с государственным регулированием и пресечением процессов с явным растлением населения и навязывания греховного образа жизни и поведения является тем фундаментом, на котором следует строить самосознание наших сограждан.

Духовная безопасность начинается с личности, формирование которой должно идти все время земного бытия человека. Из духовно чистых личностей формируется общество праведников, которое как соль земли будет осаливать всех остальных и не даст скатиться в бездну бездуховности.

Чем сильна Россия? Святостью предков и целей создания государственности, как Святой Руси. Есть ли шанс к возрождению? Безусловно есть, причем очевидны наши преимущества, не растерянные за годы преобразований и треволнений: мы знаем о Боге истинном, сохраняем Веру Православную и еще продолжаем пытаться выстоять в мире, который семимильными шагами устремляется к всеобщей духовной деградации.

На чем может выстоять наша цивилизация? На сохранении духовности, притягивающей всех своей чистотой, душевностью, совестливостью и жалением (нам жалко всех, мы готовы сострадать всем, кому плохо, кого обижают, с кем поступают несправедливо). В этом наша надмирная миссия: «Мы сильные немощи немощных носите, и не себе угождати» (Рим.15:1). Нам дарованы несметные богатства (территория или пространство для жизни, уникальные запасы энергоносителей и полезных ископаемых, водные ресурсы, дефицит которых явно ощущается на Земле). Но самое ценное чем обладает Россия – небесным покровительством Божией Матери и святых угодников Божиих, которые, предстоя Престолу Божию, беспрестанно молятся о нас и ждут от нашего народа возвращения к традиционным духовным ценностям.

Идея святости и целеполагания земной жизни как приуготовления к жизни вечной в сознании народов, населяющих территорию государства российского, способно сделать государство процветающим, сильным, могущественным и притягательным одновременно в эпоху оскудения любви. Только в этом случае Сам Господь обеспечит нашу безопасность и вразумит наших правителей о самых правильных и эффективных способах и действиях при любых угрозах нашей безопасности, и, одновременно, смирит народы и государства, препятствующие нашему процветанию.

Москва, 30 октября 2018 г.

Top