Духовно-нравственные основы воинского служения Отечеству. Современный этап развития церковно-военных отношений

Выступление и.о. председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на V Межвузовской научно-практической конференции «Патриотическое и духовное воспитание военнослужащих», посвященная 1000-летию преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам и духовным ценностям. Современный этап развития военно-церковных отношений открывает большие возможности для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству.

В настоящее время активно развивается сотрудничество Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Отношения между Вооруженными Силами и Русской Православной
Церковью продолжают развиваться по пути расширения и углубления
сотрудничества в областях патриотического и нравственного воспитания личного состава, пастырского окормления, просвещения и социальной защиты
военнослужащих и членов их семей, реализации их религиозных потребностей, восстановления разрушенных и строительства новых православных храмов и часовен. При этом отношения строятся на принципах соответствия законам Российской Федерации, соблюдения прав военнослужащих на свободу совести, приоритета интересов боевой готовности Вооруженных Сил, уважения традиций Русской Православной Церкви.

Необходимость переориентации воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на традиционные для русского воинства основы, которые создавались под действием духовного богатства Православия, становится все более очевидной.

Человек, защищающий Родину, должен чувствовать нечто большее в своем сердце и, подчиняясь уставам и приказам командиров, свое служение все-таки должен соотносить с высшими ценностями, основа которых зиждется на духовно-нравственной мотивации службы в Армии.

Быть защитником Отечества — значит до конца понимать всю историю строительства нашего Православного государства, его культурообразующие основы, которые предполагают не только жертвенность служения, но и надмирность задачи, которая определена Богом для России.

Сложность и неоднозначность духовных процессов в мире и обществе, их влияние на деятельность Вооруженных Сил диктует необходимость осмысления этих процессов. В первую очередь это касается формирования духовного облика военнослужащих, их нравственной готовности к защите Отечества, а также роли института военного духовенства в современных условиях.

Военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности, можно считать необходимым условием формирования гражданина своего Отечества — России.

Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.

Главной целью, которая стоит перед корпусом военных священнослужителей, как штатных, так и привлекаемых на внештатной основе, является обеспечение конституционного права военнослужащих на свободу вероисповедания.

Нам видится, что священнослужитель в Армии должен стать настоящим помощником командира в работе с личным составом, но эта работа кардинально отличается от обычного воинского служения.

Роль священнослужителя в духовной жизни военнослужащих — это роль пастыря, который всегда должен помнить о духовной составляющей этого делания.

Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.

Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.

Видится необходимым формирование единой системы духовно-нравственного просвещения военнослужащих основам вероучения, и в первую очередь Русской Православной Церкви, как носительницы традиций культурообразующей нации.

В войсках создаются условия для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и
участия в религиозных обрядах.

В настоящее время 155 священнослужителей на штатной основе несут послушание в Вооруженных Силах Российской Федерации. Более 300 закреплены за воинскими формированиями и добровольно, на внештатной основе окормляют соединения и воинские части.

Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление в профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении их культурного кругозора.

Проблемы современного этапа развития военно-церковных отношений.

1. Общая деградация системы патриотического воспитания молодежи до призыва на военную службу. Размытость понятий и целеустановок в жизненном ориентировании молодежи (общество потребления, индивидуализма и эгоцентричности).

2. Замена традиционных ценностей псевдокультурными приоритетами (навязывание идей уводящих человеческую душу от Бога, семьи, любви в ее высшем смысле и проявлениях – верности, терпимости, готовности к самопожертвованию). Неоязычество – как способ поиска самобытности и возможности проявления злости и ненависти к окружающим.

3. Проблемы конфликтных ситуаций в армейской среде за счет призыва лиц склонных к насилию, психологическому давлению на сослуживцев, суицидальным проявлениям.

4. Увеличение дисциплинарных проступков за счет значительного привлечения военнослужащих по контракту (неудовлетворительное обеспечение жильем, ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, злоупотребление алкоголем и т.п.).

5. Духовная деградация. Мат как язык общения. Отчасти свойственно и офицерскому составу.

Что делать и как изменить существующее положение.

1.​ Общее оздоровление ситуации в стране, борьба с наркоманией, алкоголизмом и курением. Здоровый образ жизни – как приоритет государства и семьи.

2.​ Координация деятельности всех заинтересованных общественных организаций по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и призывной молодежи.

3.​ Жесткий заслон на всех уровнях отбора и призыва лицам склонным к суициду, насилию по отношению к сослуживцам.

4.​ Работа с офицерами и командным составом по формированию здорового микроклимата в воинских коллективах. Участие военного духовенства, представителей общественности в оздоровлении ситуации в войсках.

5.​ Предоставление возможности верующим военнослужащим участвовать в Богослужениях. Православное просвещение военнослужащих.

6.​ Служба в войсках, требующая высокой степени отдачи должна стать залогом правильного отношения к жизни гражданина – патриота своего Отечества.

Вся работа военных священнослужителей находится под самым пристальным вниманием и контролем Святейшего Патриарха Кирилла, который требует ежемесячного доклада о состоянии дел по введению штатного венного духовенства и отчеты о состоянии работы в епархиях, а также квартальные отчеты с обобщением состояния дел и предложениями по улучшению работы с представителями воинских формирований.

Особое внимание Святейший Патриарх обращает на перенос акцентов в деятельности военного духовенства в первую очередь на индивидуальную пастырскую миссию, на доступность священнослужителя рядовому военнослужащему, на возможность общения со священнослужителем на боевых постах, в подразделениях, где военнослужащий может открыться и решить вместе с пастырем волнующие его вопросы.

Хочется надеяться, что совместные задачи, которые нам предстоит решать по возрождению духовных основ воинского служения, станут той благодатной почвой для духовного возрождения не только военнослужащих, но и всего народа нашего Богохранимого Отечества.

Весь комплекс задач, которые стоят сегодня перед Армией и Флотом необходимо решать в полном понимании того, что решение любой задачи в первую очередь зависит от силы воинского духа, самоотверженности и любви к Родине.

Желаю Вам дорогие воины государства Российского успехов в Вашем нелегком и ответственном служении, милости и помощи Божией.

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top