Духовность и служение Отечеству. Вопросы веры и личностного выбора военнослужащих

20190128_145722 (1024x768)

XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

«Молодежь: свобода и ответственность»

Доклад Председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия ПРИВАЛОВА на «военной» секции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание — неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки офицерских кадров»

Духовность и служение Отечеству… Может ли человек бездуховный быть защитником Отечества и более того, офицером, ведущим своих подчиненных защищать государство, в котором живет, от внешнего врага?

Ответ, как ни покажется странным для некоторых, положительный. Может. И порой человек, как он считает, совершено индифферентно относящийся к любой традиционной религии, может исполнять свои служебные обязанности в соответствии с уставом и приказами командиров и начальников, при этом соблюдая даже определенные моральные установки и сообразуясь со своими принципами, то есть с совестью, которая подсказывает человеку, что хорошо, а что плохо, до тех пор, пока внешнее информационное воздействие не изменит его сознание до абсурдной противоположности тому, чему учили родители и хорошие учителя в детстве.

А является ли человек на самом деле бездуховным, как он считает? Ответ отрицательный. Человек не может быть не духовным, потому что так нас создал Господь, вдунув в нас бессмертную душу, которая и есть наша личностная сущность. Все мы личности и, самое главное, что с нами происходит — это жизнь души в нашем теле. Человек принимает решения, эмоционально реагирует на разного рода обстоятельства жизни в зависимости от того, какова его душа, к чему она прилепилась, чем живет, и кому отдана — Богу или дьяволу. Очень часто мы служим одновременно и тому и другому, беспрестанно совершая труд духовного выбора, после которого на сердце спокойно или неспокойно (т.е. «кошки скребут»). Немирность духовного устроения говорит о серьезной борьбе за душу человеческую. Все христианское богословие пронизано этим постулатом, что Сам Господь пришел в этот мир, чтобы души грешников спасти (от греха, смерти и диавола).

Таким образом, христианское миросозерцание однозначно утверждает, что не может быть человека по своей природе бездуховного. А вот победит ли в нем Бог или сатана — выбор каждого из нас, причем свободный, с присущей каждому истинной свободой выбора к добру или ко злу.

А как победить в этой схватке? И можно ли помочь другому, если он сам этого не хочет? Без помощи Божией невозможно. Мы знаем по уверению Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Значит достаточно самому стяжать этот мирный дух, чтобы рядом с тобой находящимся было хорошо. Вот только мир-то во зле лежит, и весь сонм духов злобы поднебесной, возглавляемый падшим ангелом — денницей, дышит каждому из нас в затылок и стремится поработить наш дух, волю и сознание.

Надо ли знать об этом? Может, лучше оставить все как есть, не мучить присутствующих в зале будущих офицеров, жизнь и так протекает в постоянных проблемах и сложностях. Но реальные факты из нашей повседневности говорят об обратном. Мы должны этим заниматься 24 часа в сутки, днем и ночью, в праздники и будни. Все время стоять на страже своего духовного сердца, внимая себе и сверяя свои помыслы и желания с заповедями Божиими и святоотеческим Писанием. На это еще раз подвигает чрезвычайное событие внутри вашего коллектива. Мало еще раз напомнить, что есть смертный грех, важно, чтобы это стало законом жизни и поведения, причем, если сам человек заблуждается, его друзья, сослуживцы, старшие командиры и начальники должны бить тревогу. Время безразличия и апатии в духовном воспитании приводит к жертвам. Нет любви и молитвы — нет сострадания и поддержки, будут поражения и скорби.

Но любовь должна быть еще и деятельная. «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин.15,5) — говорит Господь. Значит каждый раз мы должны обращаться к Богу за помощью, чтобы знать что сказать, как сказать, чем помочь, как вовремя подставить плечо и уберечь друга от непоправимого поступка. У каждого есть выбор: верить или не верить, любить или не любить, но человек по природе, по своей сущности не может не любить. А если предает самый дорогой и любимый человек? Мир рушится, все, что было таким важным и незыблемым теряет всякий смысл. Но не для человека, который знает истинные приоритеты в жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,37-39). Т.е. на первом месте Бог, а уже потом человек, как уникальное творение Божие. Тогда при предательстве человека остается смысл в жизни. Необходимо понять, почему это произошло именно с тобой, как дальше жить и в чем есть истинный смысл жизни.

Есть еще одна фраза из Священного Писания «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения» (Пс.145, 3) и еще — «всяк человек ложь» (Пс.115, 2).

Почему так жестко и так беспощадно написано о человеке? Ведь мы-то хорошие. Только до тех пор, пока не встретимся с очередным бесом, способным ноготком перевернуть весь мир, если на то будет попущение Божие. И вот тогда, сами становясь одержимыми, забывая о необходимости обратиться за помощью к Богу, мы и будем соответствовать определению псалмопевца — «всяк человек ложь».

Истинный смысл жизни человека — единение с Богом, и на этом пути будет множество событий и уклонений. Но должно все время пытаться держаться этого направления — центрального и узкого пути.

А какова роль в этом процессе воинского коллектива и командования? Следует направлять и воспитывать, предлагать и напоминать, делать все, чтобы молодой человек стал настоящим гражданином, воином и защитником Отечества — Богохранимого Отечества!

Обучаясь в элитном вузе Минобороны нужно успеть не только изучить все профессиональные тонкости будущего служения, но и стать готовым к воспитанию других, быть духовным водителем и наставником, стать тем, кто способен отдать душу свою за друзей своих, и в этом ваше призвание, ваша миссия и ответственность пред Богом. Именно за это и за всю свою сознательную жизнь придется отвечать на Страшном суде, и к нему нужно готовиться. А для этого надо заглянуть в свое сердце — духовное сердце. Определить что в нем не так, что творится в тайных глубинах этого духовного органа. И начать жизнь внимательную, духовно ответственную и чуткую.

«Стой умом в сердце» — непрестанно напоминают святые отцы Церкви Христовой. А чтобы там стоять — нужно хотя бы раз по-настоящему заглянуть туда. Определиться с тем, что следует делать со всем накопленным негативом.

Выбор всегда остается за человеком, а человек с погонами еще отвечает и за всю страну. Будьте бдительны к врагам рода человеческого, они рядятся не только в одежду вероятного противника, но и проникают в общественное сознание и порабощают душу.

Храни вас Господь. Желаю всем вам пройти науку побеждать не только на полях сражений, но и победить в самом главном своем сражении — за свою бессмертную душу в ее стремлении к обожению и соединению со Христом.

Top