Духовные основы служения Отечеству

Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на международном семинаре-практикуме «Патриотизма без духовности не бывает».

Московский областной филиал университета МВД России. Руза, 12.12.2013

На сегодняшний день сложилась такая традиция: смотреть на те образцы, которым хорошо было бы следовать. В России среди тех удивительных мест, которые притягивают очень много людей, с точки зрения духовной, особенно выделяется Троице-Сергиева Лавра, она ещё называется сердцем России. Вопрос: почему? Почему именно с преподобным Сергием Радонежским, 700-летие которого со дня рождения мы будем праздновать в 2014 году, связана духовная жизнь России? Соответственно, и с сегодняшними людьми в погонах, людьми государственными, людьми, желающими процветания нашей Великой Родины. Именно эти духовные основы мы с вами и должны осознать. Как эпиграф своего выступления хочется сказать такую фразу: «Вот теперь всё понятно». Выслушали батюшку, он всё рассказал, и вот теперь всё стало понятно. А что понятно с точки зрения духовной, должно быть для нас, людей в погонах, которые несут ту великую миссию сохранения государственности, и что мы на самом деле защищаем? Мы защищаем Святую Русь. А что такое святость? Каждый человек воспринимает это по-своему: для одного это духовно-нравственные ценности, для иного патриотизм, кто-то верит в абсолют и ещё какие-то духовные искания. Но мы то с вами должны понимать что святость — это то, что показал своей жизнью преподобный Сергий со учениками своими.

А теперь давайте внимательно рассмотрим, что есть святость в житии преподобного Сергия. Фактически он не оставил ни одного письменного источника, по которому можно было бы судить об этом. Но по тому, как он жил, можно понять, куда должна вести церковь и куда должны мы все вместе идти, чтобы наша самоидентификация осталась единственным правильным путём для многих и многих людей, населяющих не только просторы нашей страны.

В первую очередь мы говорим о том, что преподобный Сергий был духовным человеком. Духовность — это знание того, что хочет от тебя Сам Господь. А как ты можешь знать, если ты не молишься? Поэтому и жизнь твоя должна происходить с молитвой. Теперь вопрос: «А что такое молитва?». Один лоб перекрестив скажет: «Я уже помолился». Преподобный Сергий не начинал литургию, пока на него не находил Святой Дух, и пока он не чувствовал внутри себя преображенного состояния. Ему было явление Пресвятой Богородицы, а его ученику, стоявшему рядом — не было, он говорил ему: вот она приходит — Пресвятая Богородица, сейчас подожди, притихни в своём внутреннем духовном состоянии, а он так и не сподобился узреть Пресвятую Деву Марию, а Преподобный Сергий видел.

Что отличает человека от любого другого организма на земле — это в первую очередь то, что у него есть свободных дух, он может отдать этот свободный дух на соединение с Богом, а может этому воспротивиться. И вот тут самая главная проблема. Как соединить свою душу с Богом? Чтобы она слышала то, куда нужно идти. Вот когда человек научается слышать Бога, он становится внутренне свободным. Ни одно полицейское государство, ни одни репрессивные органы не могут ничего сделать с человеком, который внутри себя свободен. А в чём он свободен? Свободен любить или не любить? Свободен быть вместе со Христом или отвернуться от Христа. А дается соединение со Христом, если ты свободно отдаёшь свою душу на служение Богу.

Вот то состояние духовного наития, когда ты преображаешься под этим светом Христовой истины. И в тебе возникает состояние любви ко всем и вся. Это истина нашей жизни. Так вот, самая главная проблема, что люди, пришедшие в этот мир, сознательно уводятся князем мира сего от цели своей жизни, познания Бога и проявления любви Божией в этот мир.

Теперь осталось разобраться, кто куда ведёт и как нужно жить, чтобы не слушать эти вражьи голоса. Собственно говоря, СМИ предназначены для того, чтобы человек ушёл от того, что делается у него внутри души. Человека заставляют обращать внимание на всё, кроме того, что есть самое главное. Самое главное — это чистота сердца. «Стой умом в сердце» — говорят святые отцы. То есть всё время смотри, что у тебя из сердца исходит, если исходит чернота, если исходит зависть, гордыня, какое-то внутреннее состояние дисгармонии, значит, ты должен преобразить свое духовное сердце, ты лично. А каким образом? Через молитву, через преображение своего внутреннего я. Это есть великая миссия человека работы над собой. А что дальше начинается? Если ты сумел преобразить себя, то возможно тысячи вокруг тебя станут спокойнее, чище, любвеобильнее.

Теперь возвращаемся к солдату правопорядка: вы есть тот стержень, вокруг которого должно наступить миролюбие. Если вы внутри себя становитесь чище, то вокруг вас обстановка будет умиряться. А если внутри вас будет дисгармония, если внутри вас будет желчь, гнев, раздражение, обида, злость и всё остальное, то вокруг вас будут собираться именно те, кому хочется получить той гадости, которой питаются бесы. Итак, остается одно. Изменить себя, сделать себя сосудом Божией благодати. И, одновременно, получишь здесь жизнь Богоугодную и по смерти жизнь вечную с Богом, т.е. начало жизни вечной, ее преддверие мы проживаем уже на земле.

Уникальная задача и практически невыполнимая. Почему невыполнимая? Да потому, что нам хочется жить своей волей, нам хочется проживать «свою» жизнь, которую мы себе сами придумали. Мы придумали, что нужно получить определённое звание и должность. Мы придумали, что нам нужно чему-то обязательно научиться и стать в своих знаниях выше кого-то. Мы придумали, что нужно обязательно иметь какие-то блага, которые у кого-то пока отсутствуют и т.д. и т.п.

Что делает Церковь на сегодняшний день? Она призывает человека к молитве. Все должны тянуться к батюшке. Там, где есть храм, там, где есть молитва, там, где есть богослужение, там должны быть и солдаты правопорядка, и военнослужащие, и все люди. Почему? Потому что без молитвы оскудевает душа, невозможно жить без этой благодати Божией, которая очищает наши сердца в тяжелые времена, в тяжелый период жизни. Внешняя угроза, внутренняя угроза, расслоение общества, много того, что вашу службу делает практически экстремальной.

Но через вас может изменяться общество. Если вы, как тот стержень, станете «ровненько» и покажете, как нужно жить, своим, в первую очередь, личностным отношением к служебному долгу, к служению Родине; во вторую очередь своим духовным внутренним состоянием, если от вас будет источаться любовь, тогда, поверьте, многое может измениться. Вы решение будете принимать исходя из того, что эта любовь соединяет людей.

Преподобный Сергий не просто подвизался где-то в лесах, он благословлял именем Божиим. Он в своей обители показал, как нужно созерцать Пресвятую Троицу. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева показывает истинный смысл духовного единения человека с Богом в союзе любви. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Пресвятая Троица, неразлучная и нераздельная. Как понять эти три ипостаси, единые внутри себя. Вот это и есть та загадка, которую несёт в себе Православная Церковь. Невозможно понять суть любви, пока сам не растворишься в любящем тебя человеке или наоборот, не примешь любимого тобою человека всем сердцем. Любовь милосердствует, не ищет своего, она не превозносится, она должна отдавать.

Вы стоите на страже, на страже закона. Закон этот показывает самые внешние границы, дальше которых уже нельзя отступать. Вы показываете, что дальше уже пропасть, если люди пойдут на людей с вилами, с топорами и с бесовской ненавистью. Это нужно предотвратить в любом случае. Но внутренний закон божественной благодати объединяет людей внутри себя. И государство может жить только через единство людей, и это единство должно стать тем краеугольным камнем, который преподобный Сергий Радонежский показал на примере Пресвятой Троицы, на примере жизни в обители, когда, как только брат и собратия выгоняли его из монастыря или не воспринимали его как игумена монастыря, он спокойно собирался и уходил в леса. А потом они понимали, что ушло самое главное — исчезла благодать.

Дай Бог, чтобы и мы поняли самое главное, для чего мы пришли в этот мир. Чтобы стяжать благодать Духа Святого, чтобы нести её всем кто ещё готов слышать об этом, чтобы объединять людей доброй воли, которые служат не за зарплату или за блага земной жизни, и не готовые продать всё и вся, но чтобы оставался тот свет, который есть свет истины.

Всем помощи Божей, Ангела Хранителя и духовной радости. Потому как если ты любишь Бога, ты не можешь не радоваться. Радость в Боге — это и есть жизнь человека. Аминь.

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top