Храм и его устройство. Часть 2

Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

История ветхозаветного иерусалимского храма окончилась в то время, когда римский полководец Тит Флавий жестоко подавил восстание еврейского народа и полностью разрушил Иерусалим. Исполнилось пророчество Иисуса Христа о разрушении храма Единого Бога, возвещённое ученикам накануне Его Крестной смерти. Место, где стоял храм, по римскому обычаю перепахали плугом, так что не осталось здесь камня на камне.

Евреи, среди которых были и первые христиане, бежали от завоевателей и рассеялись по языческой Римской империи. Скрываясь от преследований, в первые века христиане создавали подземные убежища, или катакомбы, ставшие одновременно и могилами мучеников, и храмами, где совершались богослужения.

Катакомбы разделялись на галереи, комнаты и церковь. Галереями назывались узкие и длинные коридоры, в которых находились углубления для захоронений. Галереи вели в комнаты, предназначенные для молитвы. Церковью служила комната, разделённая на две части: помещение, в котором стояли молящиеся, и алтарь. В каждой церкви обязательно была одна или несколько гробниц с телами мучеников, которые являлись престолами.

Наземные христианские храмы впервые появились во времена правления императора Константина Великого, даровавшего мир и торжество христианской Церкви. Самой распространённой формой храма стала базилика. В Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговых сделок и произнесения публичных речей. Многие из них были отданы христианам для совершения богослужений.

Внешний облик базилики напоминает разрушенный Иерусалимский храм. Это простое прямоугольное здание, имеющее внутренний двор, или атриум. Так же, как и во дворе храма Соломона, здесь помещается бассейн с водой для омовения верующих, входивших в храм. Внутренний интерьер базилики делится рядами колонн на три зала. В самом большом, центральном, располагается возвышение для священнодействия — алтарь.

Позднее стали строить базилики крестообразной формы с куполом в центре креста, символизирующим небесный свод. Они были прообразом самого величественного христианского храма — Софийского собора в Константинополе.

Замысел художников и архитекторов этого сооружения опирался на идею христианского богословия. Согласно ему, красота и величие храма — это земное отражение небесной, божественной красоты.

Один из знаменитых византийских императоров — Юстиниан — подобно библейскому царю Давиду решил построить храм, который своими размерами и великолепием затмил бы все созданные ранее.

Император достиг поставленной цели. Воздвигнутый им храм превзошёл своим величием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царём Соломоном.

Когда Юстиниан вошёл в храм в день его освящения, он воскликнул: “Хвала Тебе, Господи, сподобившему меня совершить такое дело!”

Вершина византийского зодчества — храм Святой Софии, построенный в шестом веке, стал образцом для многих храмов во всём православном мире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде явились достойным продолжением на Руси традиций византийского искусства.

Здание храма завершается куполом. Своей формой он напоминает о мире Горнем, куда всеми мыслями и желаниями должны стремиться верующие.

Храмы увенчиваются одним, тремя, пятью или тринадцатью куполами. Один купол воздвигается во имя Единого Главы Церкви — Иисуса Христа; три — во славу Святой Троицы; пять глав — в память Христа и четырёх евангелистов, а тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

На Руси, по традиции, купола возводились в виде луковицы. Эта особая форма — прообраз горящей свечи, подобно которой душа молящегося устремляется вверх, в мир Горний, к Небесному Отцу.

Когда верующий стоит в храме, его взор обращён к алтарю, расположенному в восточной стороне храма. Именно с Востоком связаны все чаяния и надежды христиан. По преданию, там был рай — первый храм праотцев. На востоке родился Мессия Христос, именуемый в богослужении Солнцем правды и Светом Истины, освещающим путь в Царство Небесное.

Христианский храм — сокровищница благодати и училище благочестия. Архиепископ Филарет Черниговский

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top