Храм и его устройство. Часть 3

Храмы нужны не Богу, Престол Которого — небо и подножие — земля, а нам они нужны. Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть — область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор — область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма — то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним — святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад — семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых — гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Православный храм — это гораздо больше, чем дом молитвы, — это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово. Е.Н. Трубецкой

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top