История военного духовенства в России

В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или распоряжением царя. Более прочная организация была дана военному духовенству Петром I. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года повелено было во флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху. Для наблюдения за ними назначались на время плавания обер-иеромонахи или начальные священники. В сухопутных войсках в мирное время наблюдение за полковыми священниками входило в круг обязанностей местных епархиальных властей, в военное время Воинский устав предписывал назначать обер-полевых священников.

Первое их назначение относится к 1746 году. Они состояли в ведении Св. синода. При Павле I должность обер-полевого священника стала постоянной, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первым таким обер-священником стал протоиерей Павел Озерецковский — незаурядная личность, имевшая огромное влияние в Русской армии.

Оборона Севастополя, подвиг иеромонаха Иоанникия (Савинова) В ночь с 10 на 11 марта 1855 г. иеромонах Иоанникий, узнав о вылазке на Комчатском люнете , пошел за войсками, за своей паствой, чтобы быть рядом при умирающих и напутствовать их в жизнь вечную, утешать в страданиях раненых, ободрять упавших духом от изнеможения воинов. Был смертельно ранен и посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й степени — наградой, редчайшей для священнослужителя. Узнав об его геройской гибели, граф Д. Н. Шереметьев даровал вольную матери и всем родственникам иеромонаха.

В 1858 году при Александре II обер-священники были переименованы в главных священников. 12 июня 1890 году императором Александром III было учреждено звание «протопресвитера военного и морского духовенства». Протопресвитер армии и флота избирался Св. синодом, затем утверждался царем. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое ведало общей постановкой преподавания Закона Божия в войсках, руководством благотворительными учреждениями при церквах военного и морского ведомств, а также призрением заштатных священнослужителей, их вдов и сирот. Правление избирало кандидатов для поставления в священнический и диаконский сан и предоставляло их местным архиереям, а также принимало желающих священнослужителей из епархий по согласованию с епархиальным начальством. Общую структуру духовного ведомства в Русской армии к началу XX века отображает следующая таблица:

Дивизионные, бригадные и гарнизонные благочинные избирались на собраниях духовенства гарнизонов. Наиболее многочисленный отряд военного духовенства представляли полковые священники, которые приравнивались к офицерам в звании капитана. Солдаты обязаны были отдавать им честь и называть их «Ваше благородие».

В 1891 году в ведомстве протопресвитера армии и флота находилось 407 церквей, и при них: протоиереев — 106, священников — 337, протодиаконов — 2, диаконов — 55, псаломщиков — 68, всего — 569, из которых 29 было с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним. Институт военного духовенства известен не только христианской культуре.

Примечательно, что при русских войсках и военных учреждениях состояли также римско-католические капелланы, находившиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники; в казачьих землях в ведении военного министерства состояло магометанское духовенство. В обязанности русских полковых священников входило неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, произнесение проповедей, подготовка военнослужащих к участию в церковных таинствах исповеди и причащения — с помощью особых поучений и внебогослужебных собеседований, подготовка церковного хора; назидание и утешение болящих в лазаретах; преподавание Закона Божия в полковых школах. Особенно отмечалось, что военные священники «обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в храмах и домах, не требуя за то вознаграждения». Во время проведения мобилизации и во время военных действий военные священники обязаны были следовать по назначению с воинскими частями и находились в безусловном подчинении военному командованию. К военным священникам традиционно предъявлялись высокие требования, и далеко не каждый священник мог нести пастырское служение в русской армии. «Полковой священник, — писал исследователь военного священства в России XIX века Н. Невзоров, — должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству». С Богом вперед!

Известен ряд подвигов по воодушевлению и даже спасению войск, совершенных военными священниками во время Русско-японской и Первой мировой войн. Большая часть военных священников этой последней войны полегла на полях сражений.

Источники: Словарь Брокгауза и Ефрона. Статья «Военное духовенство».

Выпускная квалификационная работа М. Г. Косинова «Специфика служения военного духовенства России», подготовленная для защиты на Богословском факультете ПСТГУ (кафедра пастырского богословия; выпуск 2006).

«Нескучный сад»

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top