История зарождения монашества. Часть 1

Монашество… имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением… Преподобный Амвросий Оптинский («Нужно жить нелицемерно…», с. 89)

Монашество в собственном смысле этого слова процвело в эпоху Нового Завета, но корни этого мощного и многоплодного древа уходят во времена гораздо более отдалённые, если не сказать — первоначальные.

Жизнь монаха — это непрестанный подвиг борьбы со страстями и постепенное восхождение умом и сердцем от земли на небо. В этом помогают ему два «крыла»: пост и молитва. Главной монашеской добродетелью является послушание, которое есть кратчайший путь к смирению. В монахи уходят не потому, что гнушаются браком или сообществом мирских людей, но избирают образ жизни, наиболее удобный для того, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

Историю монашества невозможно охватить во всём её объёме. Образ уединённого жительства и аскетического подвига известен ещё со времён Ветхого Завета. Назореи, ветхозаветные аскеты, несомненно, относятся к родоначальникам монашества. Правда, в отличие от новозаветных монахов, они давали обет не на всю жизнь, а лишь на какое-то время, по истечении которого снова становились обычными людьми.

Обет назорейства содержал ряд аскетических предписаний. Давать его могли как мужчины, так и женщины. В основе назорейства, как и в основе монашества, лежит искреннее стремление посвятить себя Богу. Позднее у иудеев появилось особое сословие священнослужителей. По повелению Божию Моисей посвятил на служение при скинии одно из колен Израилевых — Левиино. В священные обязанности левитов входило служение истинному Богу, истолкование пророчеств, совершение всесожжений и других жертвоприношений, обучение народа закону Божию. Храмовые жертвоприношения совершались одними священниками, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии — храма. Левиты полностью посвящали себя служению Богу, поэтому каждый иудейский город поддерживал своё священство десятинами и пожертвованиями.

Образ девственного жития не был характерен для Ветхого Завета. Однако и в этом у монахов есть свои духовные предшественники. Первый девственник, о житии которого нам известно из Священного Писания, — святой пророк Илия. Известно нам и то, что по временам он проводил уединённое пустынное жительство.

Девственником и пустынножителем был святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Девственником был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — любимый ученик Господень.

Девственником был и Сам Господь Иисус Христос. Девственное житие проводили апостолы — после того, как пошли за Господом. Девственное житие проводила Матерь Божия — первая среди дев.

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, как того требует Евангелие. Но находились среди верующих и такие, кто искал высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, то есть подвижниками.

В четвёртом веке от Рождества Христова, когда прекратились гонения на верующих, христианство принимали многие люди. Строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Аскеты удалялись жить в горы и пустыни. Там, вдали от мира и его соблазнов, они вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так было положено начало монашеству, или иночеству, — то есть иному, удалённому от соблазнов мира образу жизни. Иноки отрекались от мира и посвящали себя девственному житию во Христе, подвигу непрестанной духовной брани, борьбе со страстями и духами злобы поднебесными.

Главная добродетель монашеского жития — целомудрие. Смысл целомудрия — в очищении и хранении от греха ума и сердца, что возможно лишь с помощью благодати Святого Духа. Поэтому пятидесятый день по Воскресении Христа, когда Святой Дух сошёл на апостолов, стал не только днём рождения Церкви, но и днём рождения монашества.

Иночество, или монашество, есть великое таинство — ангельский чин души человеческой, обручение её при жизни Господу. Николай Пестов (Современная практика православного благочестия. Т.2., c.478)

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top