История зарождения монашества. Часть 2

Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков монашеское житие… Преподобный Иоанн Лествичник (Преподобного Отца Аввы Иоанна Игумена Синайской Горы Лествица в русском переводе. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1898, С. 181)

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, как того требует Евангелие.

В четвёртом веке от Рождества Христова, когда прекратились гонения на верующих, христианство стало быстро распространяться. Строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Поэтому те, кто искал высшего подвига и хотел всецело посвятить себя на служение Богу, старались удалиться от соблазнов мира в горы и пустыни. Так было положено начало монашеству, или иночеству, — то есть иному, удалённому от соблазнов мира образу жизни.

Иноческая жизнь — удел немногих избранных, имеющих к ней призвание, то есть непреодолимое внутреннее желание.

Родиной монашества считается Египет, а родоначальником пустынножительства почитается преподобный Антоний Великий. Хотя и не он первым положил начало этого рода пустынному подвигу — заслуга преподобного в том, что его трудами этот подвиг получил распространение и богословское осмысление. Из стихийного, мало упорядоченного движения пустынножительство постепенно превратилось в сплочённое, имеющее свою традицию организованное монашеское братство.

Отшельники жили отдельно друг от друга в хижине или пещере, предаваясь посту, молитве и трудам — обычно они плели корзины или циновки. Но все они находились под руководством одного наставника — аввы («авва» означает «отец»).

Ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку — так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями, или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами.

Основателем общежительного монашества считается преподобный Пахомий Великий. Он начинал свой подвиг с отшельничества и видел, что уединённый образ жизни непосилен и неполезен для новоначальных. К творческой свободе отшельничества надо готовиться постепенно, и преподобный Пахомий организует общежитие на началах строгого послушания при полном отсечении иноком своей воли. Послушание, исполняемое с усердием, преподобный ставит выше поста и молитвы.

Монастырь Пахомия был своего рода «школой монашества», туда принимались даже несведущие в вере. Строгим искусом проверялись чистота и твёрдость намерений. Новоначальный поступал под руководство одного из старших братии. Иноки жили в отдельных домах, человек по сорок, под руководством начальника. Для молитвы собирались вместе. Рукоделие задавалось строго определённое. Его нельзя было самовольно ни уменьшать, ни увеличивать, ни изменять.

Это была общая жизнь, общий подвиг, во взаимных заботах, где ничего не должно быть утаённым. Только прошедшим искус общежития предоставлялось право уходить в уединение.

По преданию, Ангел Господень, передавая общежительный устав Пахомию, сказал: «устав… я дал для тех, у кого ум ещё незрел, чтобы они, вспоминая общее правило жизни по страху пред Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа». У общежительных монахов и отшельников идеал был общий — «свобода духа», но путь к этому идеалу был различен.

Средней формой между отшельническим и общежительным монашеством, также возникшей в Египте, стал основанный по благословению преподобного Антония скит. Его основателем был преподобный Макарий Великий.

Скитской устав сочетал в себе отшельнические и общежительные правила: пять будних дней проходили в скиту по уставу пустынножителей, а в субботу и воскресный день отшельники собирались в храм подобно общежительным монахам.

Египетское монашество из соображений общего равенства довольно долго не имело в своих рядах монахов священников. Поэтому в случае возникновения нужды в священнике инокам приходилось обращаться в ближайшие селения.

Женское монашество появляется также достаточно рано: в житии преподобного Антония Великого упоминается о воспитании его сестры «в девстве» на попечении «у верных дев», а первый общежительный женский монастырь был основан сестрой преподобного Пахомия Великого Марией.

К концу четвёртого века весь Египет наполняется монастырями. Из Египта иночество скоро распространяется в Азию, Палестину, Сирию, а потом переходит и в Европу.

Монах есть ангел, и дело его есть милость, мир и жертва хваления. Преподобный Нил Росанский

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top