Катехизис для воинов митрополита Филарета

2-Filaret__Drozdov

Большинство слов и речей митрополита Филарета, выдержки из которых здесь помещены, произнесены во время Севастопольской кампании

Предисловие издания 1916 года

В виду важности переживаемого нашей родиной военноисторического времени далеко не излишне познакомиться с прибавлением к «Пространному Христианскому Катехизису Кафолической Восточной ГрекоРоссийской Церкви», изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году с прибавлением, заключающим в себе «изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах», и имеющим поэтому несомненный интерес. Изданный более 85 лет тому назад названный труд приснопамятного и богомудрого Московского святителя митрополита Филарета составляет теперь, конечно, большую книжную редкость. А потому и все, что в нем заключается, невольно приковывает к себе благоговейное внимание читателя и заслуживает того, чтобы остановиться на самых частностях этого знаменитого труда, хотя бы они были помещены там в виде прибавлений или примечаний. Из сделанного митрополитом Филаретом прибавления к Катехизису видно, как сей заботливый и мудрый святитель на основании Священного Писания предписывал воинам держать и вести себя вообще, а на поле битвы лицом к лицу с неприятелем, в частности.

Этот драгоценный завет великого святителя нашему христолюбивому воинству названное прибавление к «Пространному Катехизису» митрополита Филарета, изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году, оканчивается примечанием для законоучителя следующего содержания:

«По сему примеру, смотря по надобности и насколько время позволит, может законоучитель предлагать учащимся и другие места Священного Писания с изъяснением и с размышлениями, приспособленными к настоящему состоянию учащихся и к будущему их назначению».

Руководствуясь этим примечанием, мы позволяем себе дополнить прибавление к Катехизису митрополита Филарета некоторыми замечательными по глубине мысли извлечениями из проповедей самого приснопамятного святителя извлечениями, относящимися к вопросу о войне и воинском звании и более подробно раскрывающими краткую речь Катехизиса. Извлечения эти напечатаны здесь более мелким шрифтом и помещены непосредственно за теми главами Катехизиса, дополнением которых они служат.

Переходим к самому прибавлению к Катехизису, как оно изложено у великого святителя Московского. Следует оно сразу же после заключения к Катехизису, содержащего в себе, как и прочие издания, употребление учения о вере и благочестии, и состоит, как значится в подлиннике, по порядку изложения в следующем.

I. Краткая наука нравственности для воинов

Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И ска­зал им; никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3: 14).

Вопрос. По какому случаю воины имели с Иоанном Крестителем этот разговор?

Ответ. Когда Иоанн Креститель, обли­чая во грехах приходивших к нему разного звания людей, называл их порождениями ехидниными и требовал от них плодов, до­стойных покаяния, т.е. исправления жизни, то.гда и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасе­ния душ своих.

Вопрос. Из каких слов Иоанна Крестите­ля можно вывести заключение о звании во­инов вообще?

Ответ. Из тех, в которых он звание вои­нов одобряет и почитает так же, как и дру­гие звания, способствующие благочестию, добродетели и спасению души, ибо не сове­тует воинам выходить из своего звания.

Вопрос. Какие из слов Иоанна Крестите­ля можно заимствовать как особенные на­ставления для воинов?

Ответ. Те, в которых ясно излагаются три особенных нравственных правила для воинов:

1) никого не обижайте, т.е. не поступайте ни с кем нагло и насильственно;

2) не клевещите, т.е. когда, например, на­ходясь на страже, должны будете свиде­тельствовать о том, что случилось во время стражи, на глазах ваших;

3) довольствуйтесь своим жалованьем, т.е. содержанием, какое вам определено должностью и какое на вас возложено зва­нием, в какое вы поставлены.

Перед лицом Бога мира, видя собрание сынов брани, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира?

Не будем ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани это множество воинов, испытанных в ис­кусстве брани и среди мира и отдыха к бра­ни готовых?

Когда, наконец, по пророчеству, переку­ют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать? (Ис. 2: 4).

И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани?

Однако Господь, называемый Богом ми­ра (Рим. 15: 33), не называет ли Себя также и Бог воинств? (1 Цар. 17: 45).

Не Бог ли научает руки верных Своих на ополчение, персты… на брань? (Пс. 143: 1).

Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей?

Не войной ли, по повелению Божию, на­род Божий приобрел землю обетованную?

Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедео­на военно-учебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над Мадианитянами?

Дух Божий, Который носился над Дави­дом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извле­кал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победо­носно стрелял в Голиафа, хотя и не из лу­ка стрелою, а камнем из пращи?

Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил Крест Христов, только что им познанный? Для братии и по­беды.

Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи воен­ной. Честный и благонадежный мир боль­шей частью надобно завоевать. И для со­хранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию.

Итак, православные воины, словом Дави­довым говорит вам Святая Церковь, пригла­шая в то же время и вас говорить с нею:

Благословен Господь, твердыня моя, науча­ющий руки мои битве и персты мои брани (Пс. 143: 1).

С утешением видим вас, идущих на за­щиту Отечества. Исполняйте священный долг, и тем лучше исполняйте, что на этот подвиг вас призвала свободно ваша добрая воля и любовь к Отечеству. Тем паче благо­словит вас Бог, любящий добровольные жертвы, тем более признательно будет вам Отечество, если подвиг, так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и со­вершите.

Если бы на какой дом напали разбойни­ки, кто из семейства, имея силу и возмож­ность, не восстал бы на защиту себя, своих близких и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом наш, на Россию, напали без правды и, на­рушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустоше­ния?

Некогда, во время нападения иноплемен­ников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за Отечество; а младшего Давида посылал по­том доставлять им пищу в походе, и этот носитель пищи сделался внезапным воином и победителем врагов. Как праведные жерт­вуют Отечеству тем, что имеют любезней­шего, так и праведный Бог дает благород­ному самопожертвованию дивную помощь и силу.

Братия, по вере и вы — народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе на­род Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия.

II. Побуждение воинам жить по заповедям Божиим

Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и ис­полнять их, то… будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пя­теро из вас прогонят сто, и сто из вас про­гонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (Лев. 26: 3, 7-8).

Вопрос. Что содержится в этих словах?

Ответ. Бог обещает сделать избранный народ Свой победоносным в награду за ис­полнение заповедей Своих.

Вопрос. Какое из этого наставление для воина?

Ответ. Воин должен жить по заповедям Божиим, чтобы благовременно приобрести благословение и помощь Божию ко време­ни брани.

Некогда в Иерусалиме одни и те же лю­ди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною ру­кою производили работу, а другою держали копье (Неем. 4: 17). И такой сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду. Вы можете обеими руками безопасно, безпрепятственно делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина. Делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для доволь­ства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству.

Дух порядка, совершенного повинове­ния, точности в исполнении должного, ко­торый составляет одно из отличительных достоинств военного звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом доброго примера простирайте его на других.

Не забывайте, что добрый воин, лев про­тив врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества.

III. Важность молитвы для воинов

И когда Моисей поднимал руки свои, одо­левал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11).

Вопрос. О каком событии говорится в этом изречении?

Ответ. Амаликитяне напали в пустыне на Израильтян, утомившихся в пути своем. Моисей послал воинов Израильских под предводительством Иисуса Навина отразить нападение, а сам пошел на гору молиться с воздеянием рук. Когда утомленные руки его опускались и он ослабевал в молитве, тогда победа склонялась на сторону врагов, но когда он с новой силой возобновлял мо­литву, одерживали верх Израильтяне, пока, наконец, они не одержали совершенную по­беду.

Вопрос. Какое из этого примера можно извлечь наставление для воинов?

Ответ. Воин, идя против врагов, должен молиться и молитвой подкреплять свое му­жество. Но для достижения успеха в сра­жении важны молитвенные подвиги и тех, кто не призван в воинский стан и безору­жен.

Как это? Вникните и поймете.

Если во время войны по этому, собствен­но, случаю и предмету требуется молитва, то, конечно, предполагается, что молитва для войны может быть полезна. Но извест­но, что не всякая молитва равно действен­на. Итак, если наша молитва о подвиза­ющихся на брани братьях наших едино­душна, усердна, крепка, чиста, достойна, то она способна более или менее споспешест­вовать им в приобретении вернейшего зало­га побед, Божия благословения и помощи. Так, подвизаясь в молитве, мы становимся действительными духовными сподвижни­ками подвижников брани. Но если наша о них молитва не единодушна, не усердна, не крепка, не чиста, не достойна, то из-за этих недостатков она будет лишена действия, и мы лишим подвизающихся за нас братии наших некоторой доли споспешествования, которую могли и должны были до­ставить им. Если же и совсем уклоняемся от молитвы за них, то уподобляемся мало­душным воинам, бегущим с поля битвы, которые и мужественных смущают и за­трудняют. Говоря это, нимало не уменьша­ем значения ни самостоятельности, ни есте­ственных сил и способности, ни важности воинских дарований, искусства, ревности. Отдадим справедливость верности, благо­родству, искусству, мужеству наших вож­дей и воинов, но если молитва, Божие бла­гословение и Божия помощь также не яв­ляются словами без значения, то Церковь и народ, молящиеся за воинство, — это нема­ловажный для воинства подкрепительный, а может быть, пред очами духа, и предваря­ющий победу отряд, что зависит от силы и достоинства молитвы.

Чтобы сказанное не показалось игрой умозаключений, обратимся к слову Боже­ственному. Сам Бог рек устами Пророка; О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их (Пс. 80: 14-15). Речь идет здесь о легкой и верной победе над врагами. Такую победу Бог приписывает Себе, т.е. Своему благословению и Своей невидимой или, когда нужно, и видимой чудесной помощи, ниспосылаемой избранному народу. По­мощь же даруется не просто, не в произ­вольное отличие избранному народу, но под определенным условием, нравственным и духовным: …если бы народ Мой слушал Ме­ня и Израиль ходил Моими путями. Из­раиль мог иметь воинов, оружие, вождей, обилие силы, искусства, — очень хорошо, но это еще не все. Враги его могли быть бо­лее многочисленны, более искусны, хитры, дерзки, — не беда. Особенно важно то, что­бы он слушал Бога, чтобы ходил путями Господними. Веруй, Израиль, в Бога, мо­лись Ему, слушай слово Его, поступай по заповедям Его; справедливо, благонравно, человеколюбиво; если согрешил, — не мед­ли покаяться и исправиться; надейся не на себя, но на Бога, и Он готов скоро смирить врагов твоих, даровать тебе легкую и вер­ную над ними победу.

Какими ясными, какими разительными опытами познал Израиль Божественную судьбу браней!

Иисус Навин сражается с Амаликитянами, а Моисей на горе молится. Крепче мо­лится Моисей, — крепче ратует Израиль и одолевает Амаликитян. Моисей изнемогает в молитве, — Израильтяне изнемогают в битве, и победа склоняется на сторону Ама­ликитян: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11). Во зна­мение особенной силы молитвы общест­венной Аарон и Ор поддерживали подня­тые в молитве руки Моисея; И низложил Иисус Амалика и народ его (Исх. 17: 13).

В другое время Иисус Навин сражается с пятью царями, и союзное с ним небо бро­сает на его врагов каменный град, а он, по необычайной надежде на Бога, воззвал к Господу и собственным повелением остано­вил солнце, чтобы иметь время засветло до­вершить свою победу (Нав. 10: 12).

Времена судей Израилевых представля­ют целый ряд происшествий, в которых от­крывается одна и та же судьба. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа… и Он предал их в руки врагов. Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Йэраилевым (Суд. 3: 7-9).

Здесь видно, между прочим, и то, каким образом достается иногда победа и не чту­щим Бога. Она не им, собственно, дается, а отъемлется у сотворивших злое перед Гос­подом и заслуживших наказание и упадает в руки народов, служащих орудием наказа­ния до тех пор, пока вновь не будет возвра­щена принявшим наказание и исправление.

Так, Израильтяне идолопоклонствуют, — и их разоряют Мадианитяне. Но Гедеон, по­буждаемый Ангелом, заменяет жертвенник Ваалов алтарем истинного Бога, и вслед за тем с тремястами безоружных одним ноч­ным военным кличем: «Меч Господа и Геде­она!» производит в стане Мадианитян смя­тение и междоусобие, вследствие которого уже не нужно сражаться, а только пресле­довать и истреблять неприятельское войско.

Кто не знает Давида и его пастушеской пращи, которая против Голиафа и Филис­тимлян была победоноснее войска и воен­ных орудий? сила была не в праще и кам­не, но в имени Господа Саваофа, Бога, кото­рым вооружен был Давид (1 Цар. 17: 45).

Была и такая война, в которой главное сражение, решившее судьбу ее, дано было на словах, и в которой несправедливо напа­дающий враг был возвращен тою же доро­гою, которою пришел (4 Цар. 19: 33), без оружия и ратоборства со стороны потерпев­шего нападение. Сеннахирим, царь Асси­рийский, напал на Иудею; взял крепости и. не встретив своему войску препятствий, до­шел даже до Иерусалима. Иудейский царь Езекия уже признал свое безсилие и умилостивлял победителя данью. Но Сеннахирим домогался совершенного порабощения Иудеев и, чтобы низвести до последней сте­пени упадок духа их, вздумал поколебать их надежду на Бога и для того словесно и письменно пустил в Иерусалим стрелы богохуления: Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь (4 Цар. 19: 10). Езекия понял, что война переносится с земли на небо, и в храме перед Богом, раз­вернув богохульное рукописание, молился и говорил: Открой, Господи, очи Твои и воз­зри, и услышь слова Свннахирима, который послал поносить (Тебя), Бога живаго! (4 Цар. 19: 16). Бог ответствовал через про­рока Исаию, что Сам будет охранять Иеру­салим: И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19; 35).
Молебен перед Бородинской битвой

IV. Верность и подчиненность воина

Итак будьте покорны всякому человечес­кому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как отнего посылаемым для наказания преступни­ков и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2: 13-14).

Никакой воин да не связывает себя дела­ми житейскими, чтобы угодить военачаль­нику (2 Тим. 2: 4).

Вопрос. О чем говорится в этих двух из­речениях?

Ответ. В первом говорится о подчинен­ности начальствующим во всяком звании, а во втором — о подчиненности начальству­ющим, особенно, в звании военном.

Вопрос. Что должно отметить, говоря о важности подчиненности?

Ответ. То, что слово апостольское пове­левает соблюдать подчиненность, Господа ради. Следовательно, кто нарушает подчи­ненность, а еще более нарушает верность, тот не только нарушает порядок общества человеческого, но именно нарушает волю Божию и является мятежником против Бога.

Вопрос. Что должно отметить, говоря о подчиненности в военном звании?

Ответ. Слово апостольское представляет подчиненность воина в большей строгости, нежели прочих членов общества, ибо для воина, из повиновения к военачальнику, непозволительными признаются некоторые и такие дела, которые прочим гражданам дозволены.

Вопрос. Почему подчиненность воина должна быть особенно точная и строгая?

Ответ. Потому что непослушание воина может быть особенно вредно не только для целого войска, но и для государства.

Посвятить себя подвигам за Отечество на жизнь и на смерть, — какое прекрасное, возвышенное призвание!

Если приятен подвиг по воле отца, и тем более приятен, чем более дает упражнения сыновней преданности в преодолении труд­ностей, как должен быть радостен подвиг по воле Отца миллионов народа! И не тем ли более радостен, чем более соединен с са­мопожертвованием?

Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства, как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге для спокойствия и безопаснос­ти Отечества!

Земная жизнь дается человекам на вре­мя, и у многих время берет ее обратно да­ром. Какое же преимущество обратить жизнь свою в талант для приобретения Ро­дине спокойствия, победы, славы, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через са­мопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого Небесного Судии:

Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

Если душе свойственно получать силь­нейшее движение к добру, когда к повели­тельному голосу долга присоединяется лас­ково убеждающий голос сердечного чувст­ва, то не возвышается ли в вас, особенно ныне, этот голос? Не получают ли новую силу благородные движения сердец ваших?

Чем торжественнее является вам благо­воление Отечества, тем пламеннее должна быть ваша ревность служить ему и готов­ность к самопожертвованию за него. Чем ве­личественнее воздает Родина честь вашему званию, тем бдительнее должны вы хранить честь вашего звания повсюду: в битве, в по­ходе, в городе мирного пребывания, в жиз­ни военной и в жизни нравственной. Честь воина — не в одной пылкой храбрости, но также и в строгом повиновении начальству, в единодушии с соратниками, в непоколе­бимой стойкости, в недремлющей осторож­ности от нападающего с оружием и от под­крадывающегося со смертоносным словом, в кротости к безоружным, в уважении собст­венности, даже неприятельской, в умерен­ности, довольной, как учил Иоанн Крести­тель, своим жалованьем. Высшая же сила воина — в вере и уповании на Господа сил.

V. Правило для похода

Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого (Втор. 23: 9).

Вопрос. Какое в этих словах наставление для воина?

Ответ. То, что во время похода он дол­жен особенно тщательно удаляться от вся­кого беззаконного и безчестного дела, как для того, чтобы порочными и неправедны­ми делами не лишиться благоволения Божия и невидимой защиты на брани, так и для того, чтобы, если суждено ему окон­чить жизнь в военном подвиге, с мирной и чистой совестью предстать на суд Божий и несомненно получить венец правды.

Защитнице наш, виждъ, Боже, и призри на лице Христа Твоего (Пс. 83; 10). Яво се, врази Твои возшумеша, и ненавидящий Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя (Пс. 82: 3-4). Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе (Пс. 20: 9). Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего (Пс. 78: 9).

Вы понимаете, что я говорю о настоящем положении дел словами древнего народа Божия. Счастливо это для нас, что самые обстоятельства ставят нас в положение на­рода Божия против врагов Божиих. Враги наши — это враги Креста Христова. Следо­вательно, мы можем просить у Бога защи­ты и победы не только для себя, но и для славы имени Христова. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имвне Твоего! Надобно только, чтобы мы, приступая с этой молитвой к Богу, представлялись Ему в чертах истинного народа Божия, которы­ми являются: чистая вера в Бога, крепкая надежда на Бога, нелицемерная любовь к Богу и ближнему, верность заповедям Божиим, преданность власти, сущей от Бога, любовь к православному Отечеству, возве­денная до степени, указанной Христовым словом: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15; 13).

Мыслью о народе Божием возбуждается и та мысль, что мы уже не ветхий народ Божий. Не нам речено: око за око и зуб за зуб (Мф. 5: 38). Мы признаны были новым народом Божиим, и нам дана новая запо­ведь (Ин. 13: 34), новый закон — любви и мира. При самом рождении Царя нового на­рода Божия, Иисуса Христа, небеса возвес­тили земле мир. И когда Он посылал Своих посланников приглашать в Свое подданст­во, или, еще более, в чада Своего царства, тогда Он повелел подавать всякому дому и всякому граду мир. И когда Он шел на вольную, спасительную смерть, Он оставил Своему царству как всеобщее наследие мир. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27). Мир Христов не должен ли быть сильнее брани человеческой? И поче­му же Он не уничтожил брань? Почему она поднимает голову и против сынов царствия Христова и даже восстанавливает христиан против христиан? Разумевающий да разуме­ет. Небо, конечно, не обмануло земли, возве­щая ей мир вместе с пришествием Христо­вым. И Христос Господь, даровав Своему царству мир, конечно, не взял его обратно. И мир Божий, который превыше всякого ума, как облако света сверхчувственного, носится над землей и готов осенить всякую душу и все души, искренно желающие при­нять его, и действительно их осеняет, и ис­полняет, и соблюдает (Флп. 4: 7), и никто не может похитить у них этого внутреннего мира. Он готов через них ниспуститься и во внешний мир, осенить и внешнюю жизнь, исполнить Собой и домы, и грады, и царст­ва, и прогнать с лица земли всякую брань. Но беда в том, что слишком много людей, которые не приемлют Христа и, следова­тельно, мира Его; и, что еще горестнее, есть люди, которые приближаются ко Христу устами, сердцем же своим и жизнью своей далеко отстоят от Него и, следовательно, от мира Его. И оттого, к стыду христианства и человечества, есть люди, которые, именуясь христианами, идут содействовать исступ­ленным и безчеловечным врагам имени Христова в то самое время, когда их ис­ступление особенно возбуждено против христианства и человечества.

Что убо речем к сим? Да поощряем рев­ность нашу быть верными Христу жизнью и делами и вследствие этого духовная побе­да, уже победившая мир, вера наша (1 Ин. 5: 4), не преминет принести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир.

Подобно как новому народу Божию, христианам, обещан и дарован от Бога и Христа мир, обещано было и древнему на­роду Божию, Израильтянам, спокойное об­ладание землей обетованной, через изгнание из нее или истребление языческих враждеб­ных народов. И такое обетование исполни­лось, но не вполне. После чудесных побед, одержанных Иисусом Навином над племе­нами Хананейскими, после занятия наро­дом Израильским земли обетованной, каза­лось, уже нетрудно было совсем очистить ее от язычников. Но после того, как соверше­но трудное, не довершено нетрудное: И ос­тавил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса. Они бы­ли оставлены, чтобы искушать ими Изра­ильтян и узнать, повинуются ли они запо­ведям Господним (Суд. 2: 23; 3: 4). Что это значит? Объяснил это опыт. Когда Изра­ильтяне пребывали верны Богу и заповедям Его, тогда Он даровал им победы над языч­никами и тем утверждал народ Свой в вере. Но когда Израильтяне поддавались прель­щениям язычников и подражали их суете, роскоши, порокам, наконец, идолопоклонст­ву, тогда сила Божия скрывалась от народа Божия; язычники усиливались, и народ Бо­жий скорбями и страданиями побуждаем был, посредством покаяния и обращения к Богу, возвращать себе Его благодать и по­мощь, а с ней победу, мир и благоденствие.

Прошедшее — это добрый советник на­стоящему и будущему, если мы умеем хо­рошо понимать его. Назидательным опытом древнего Израиля воспользуйся благовременно и предусмотрительно, новый благо­датный Израиль. Подвизайся непрерывно быть деятельно верным Богу и Его запове­дям. Остерегайся, чтобы не расслаблять и не порабощать своего духа прелестями суе­ты, роскоши, не управляемых рассудком чувственных наслаждений, обаятельных зрелищ, безполезных и заразительных чте­ний, наконец, и прелестью мнимой любо­знательности, думающей о себе более, неже­ли должно думать (Рим. 12: 3), легко пре­вращающейся в предосудительное любо­пытство и опасную пытливость. Ибо такие занятия и забавы не только ниже достоин­ства христианского, но частично действи­тельно проистекают из мутного источника языческих преданий и проникнуты язычес­ким духом. Если же в чем находим себя ук­лонившимися от бдительной осторожности в соблюдении спасительных заповедей, — да не умедлим покаянием и лучшими прежних намерениями и делами возвра­титься к ним, преискренне приближаться к Богу и положить сердца наши в силу Его (Пс. 47: 14). И да узрит Господь, яко послушахом заповедей Его, и, таким образом, о Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам (Пс. 59: 14) враги видимые и невидимые.

Особенно не забывайте, что добрый воин должен быть добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2: 3). Надобно ли в подтверждение этого вновь напоминать вам о древних побе­доносцах и уверять вас апостольским сло­вом, что они верою побеждали царства? (Евр. 11: 33). Вы это ближе и проще знаете из деяний наших предков, наших царей, на­ших избранных вождей.

Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за веру и Отечество так же любезен, как и венец победы. Тот лучший слуга и надежнейший за­щитник Отечества, кто в верном Богу серд­це, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного.

VI. Верное средство против сильнейшего неприятеля

Молитва перед боемКогда ты выйдешь на войну против вра­га твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя (по численнос­ти), то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой (Втор. 20: 1).

Вопрос. Чему учит это изречение?

Ответ. Тому, что верное средство против сильнейшего неприятеля — твердая и несо­мненная надежда на Бога.

Если, по судьбам Божиим, вам должно стать против врага, вы помышляйте, что сражаетесь за любезное Отечество, за Свя­тую Церковь против не христиан, против гонителей христианства, против утесня­ющих народы, нам единоверные и частично соплеменные, против оскорбителей святыни поклоняемых мест Рождества, Страдания и Воскресения Христова.

При этих особенных условиях, — благо­словение и слава побеждающим, благосло­вение и блаженство приносящим в жертву жизнь свою с верой в Бога, с любовью к Отечеству.

Сказано в Священном Писании о древ­них подвижниках за Отечество: Верою по­беждали царства (Евр. И: 33). Верою побе­доносны будете и вы.

Для этого и напутствуем вас молитвой и знамениями веры.

Древний крепкий молитвенник за Рос­сию, преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец, бла­гословил некогда победоносную брань про­тив утеснителей России. Его образ ходил при полках наших при царе Алексее, при Петре I и, наконец, при Александре I во вре­мя великой брани против двунадесяти наро­дов. Образ преподобного Сергия сопутству­ет и вам, как знамение споспешествующих, охраняющих, сильных перед Богом молитв его за вас.
Возьмите также и имейте с собой военное и победоносное слово царя и пророка Дави­да: О Бозе спасете мое и слава моя (Пс. 61: 8).

Заключение

Странствующему Израилю нужно было воинское устройство, потому что и на пути встречал он врагов и обетованную землю должен был приобрести оружием. Поэтому-то, когда скинию свидения вместе со всем станом поднимали в поход, Моисей произ­носил воинскую молитву: Восстань, Госпо­ди, и рассыплются враги Твои (Чис. 10: 35). Перед существенной святыней этого хра­ма, перед Кивотом Завета Божия, шел Из­раиль на брань против Мадианитян и ис­требил их всех, не потеряв ни одного воина. Перед этой же святыней храма иссяк Иор­дан, чтобы открыть путь Израилю, идуще­му завоевать обетованную землю. Перед этой святыней храма пали стены осажден­ного Иерихона и тридцать царей Палестин­ских. Так было, когда Израиль был верен святыне Господней.

Извлечем из этих древних законодатель­ных распоряжений и последовавших за ни­ми деяний и событий мысли и правила, ко­торые в них заключены и которые нам те­перь надобны. Воин и воинство у народа Божия получали образование и руководст­во покровительством и мановениями Божиими.

Скиния свидения, или походный храм воинствующего Израиля, есть устроение Божие и Христово. Этот храм, поставлен­ный среди полков воинствующего Израиля, тем самым говорил воину: ты должен быть защитником твоего правительства, народа, Отечества и вместе с тем защитником Веры и Церкви. Кивот Завета Божия сопутство­вал Израилю в его воинских движениях и чудесными знамениями споспешествовал его победам, и ты должен полагать для се­бя твердейшую опору и надежнейшую за­щиту в Вере, Церкви и ее святынях.

Не приятно ли будет воинствующему россиянину из этого усмотреть, что он хо­дит в непреложных пределах отцов, что держит от глубокой и священной древнос­ти по праву наследованное предание, когда имеет, чтит и усердно посещает храм Бо­жий среди своих полков и военных учреж­дений, когда ходит на брань под освящен­ным Церковью знаменем, под осенением Животворящего Креста Христова, когда предмет и цель своего звания определяет обязанностью подвизаться за Веру, народ и Отечество, когда в основание своего муже­ства, побед и непобедимости полагает Веру и упование на Бога?

И для невоинствующих сынов Отечества не утешительно ли знать, что звание, пред­назначенное стоять на страже государст­венной безопасности, обеспечивая эту безо­пасность мужеством, верностью и воинским образованием, имеет глубочайшее основа­ние твердости и безопасности для себя и для нас, по обнадеживающему образу древ­него народа Божия, в Вере и уповании на Бога и, соответственно Вере и упованию, во всемогущем покровительстве Провидения Божия?

Бог мира (Евр. 13: 20) и Господь сил (Пс. 45: 12). Бог мира, — по существу. Гос­подь крепкий и сильный. Господь, сильный в брани (Пс. 23: 8), — для низложения восста­ющих против мира Твоего. Благослови лю­ди Твоя миром и, если еще не поздно взы­вать к Твоему непобедимому долготерпе­нию, устрой и продли мир мира. Но да не возникнут и да не возмогут сынове вражды и беззакония, даждь и еще крепость людем Своим (Пс. 28: 11), якоже древле избранному Твоему народу, якоже отцем нашим; да и продолжит Дух Твой ходить в полках (Суд. 13: 25) наших; да ополчаются сынове России пред Тобою, Господи, взывая к Тебе Верой, молитвой, упованием, да ходят пред лицем Твоим, в свете Твоих повелений и Твоего закона (Пс. 26: 3).

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top