Казанская икона Божией Матери (4 ноября)

4 ноября (22 октября, ст. ст.) стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

Что же произошло в этот день в далёком 1612 г.?

22 октября объединённые силы народного ополчения, которыми руководил Совет всея земли из Ярославля – казаков, крестьян, дворян, приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль. Из русской столицы были изгнаны поляки, занявшие Кремль летом 1610 г. с согласия временного боярского правительства – «Семибоярщины». В их числе – новый «русский царь», польский королевич Владислав, которому москвичи присягнули на верность 28 августа 1610 г.

Случилось так, что на русском престоле, в Кремле — сердце России, оказался, пусть ненадолго, польский королевич. Этому предшествовали многие трагические события. В 1598 г. династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1691 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Земский собор призвал на российский трон боярина Бориса Годунова.

В начале XVII в. Россию поразили голод и неурожаи. Крестьяне бежали на южные окраины страны, вспыхнул бунт «изглолдавшихся холопов» под руководством атамана Хлопка. Население было измучено опричниной, т. н. военно-социальным экспериментом Ивана Грозного. Катастрофическое поражение в затянувшейся Ливонской войне и страна оказалась на грани на развала.

Борис Годунов, придя к власти, пытался принять меры, чтобы преодолеть общественное неспокойство. Но ни послабления в налогах, ни разрешение переход крестьян к другому хозяину, ни попытки утвердить цены на хлеб не принесли желаемых результатов. Народное недовольство росло и теперь все оборачивалось против самого царя Бориса.

Именно в этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку польского двора и папского престола. Поляки мечтали о возврате в свои пределы Смоленской и Северской земли, отвоёванной у них Иваном Грозным. Папский престол, казна которого оскудела после Реформации и выхода из католицизма ряда европейских государств, стремился приобрести и закрепить позиции в России.

В апреле 1605 г. Годунов умер, а 16-летний Фёдор Борисович, пришедший ему на смену, был не в силах удержать власть. 20 июня самозванец Дмитрий, при поддержке запорожских и донских казаков и повстанцев атамана Хлопка, въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Патриарх Иов был низложен.

Лжедмитрий провозгласил себя «императором», переименовал Боярскую думу в Сенат, принял требование поляков вернуть Великому княжеству Литовскому западные земли России, вплоть до Пскова и Вязьмы. После венчания с католичкой Мариной Мнишек, он провозгласил её царицей. Но конечно, столь резкие перемены не могли не вызвать сопротивление среди московской знати. В результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским т. н. «император» был убит 17 мая 1606 г., изрядно пострадала от побоев и свита несостоявшейся царицы Марины.

На царский престол московская толпа «выкрикнула» главу заговорщиков — Шуйского. До 1610 г. Шуйский пытался справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Появились новые самозванцы, среди которых наиболее удачливым оказался Лжедмитрий II. Марина Мнишек согласилась стать и его женой. С Лжедмитрием II в поход на Москву отправились польско-литовские отряды, стрельцы и беглые холопы и крестьяне. Они встали в селе Тушино, после чего самозванец получил прозвище «Тушинский вор». Второй самозванец имитировал признаки государства, при самозванце даже был свой патриарх – митрополит Ростовский Филарет (бывший боярин Ф. Н. Романов).

В июле 1608 г. Россия и Польша заключили перемирие на 3 года и 11 месяцев при условии, если Польша выведет свои отряды из страны. Вместо этого польское 20-тысячное войско под командованием князя Сапеги на долгие 16 месяцев осадило стены Троице-Сергиева монастыря. Поляки вошли также в Ростов Великий, Вологду, Ярославль. На подмогу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский призвал шведов. В июле 1609 г. князь Сапега был разбит. Исход боя решило присоединение к российско-шведским отрядам народного ополчения. Польский король Сигизмунд III «увяз» на подступах к Смоленску. «Тушинский вор» Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Бояре, оставшиеся в Тушине во главе с митрополитом Филаретом, предложили польскому королю заключить договор об объединении России и Польши при сохранении православия и собственной системы управления страной, сын короля Сигизмунда Владислав провозглашался русским царём. Русско-шведское войско не могло оказать должного сопротивления. Польских отряд уверенно продвигался к Москве, со стороны Калуги на столицу шел отряд Лжедмитрия II.

Группа бояр в Москве свергла Шуйского и образовала правительство во главе с князем Ф. Мстиславским («Семибоярщина»). Москва торжественно присягнула польскому принцу Владиславу, а 21 сентября бояре во главе с Мстиславским впустили войско польского короля Сигизмунда III в Москву. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.

Но переговоры с польским королем затягивались, его не устраивали условия правления. Лжедмитрия II убивает один из его сторонников — в России поднимается волна национально-освободительной борьбы. Патриарх Гермоген обратился к русским людям с призывами о защите Церкви и Отечества. Монастыри рассылают по городам и весям грамоты с призывами к соединению и «крепкому стоянию» против врагов.

Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны. Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых.

Осенью 1611 г. Козьма Минин в Нижнем Новгороде собрал новое ополчение под военным руководством князя Дмитрия Пожарского. Ополчение выступило в Ярославль, где и был создан «Совет всея земли». 22 октября объединённые силы народного ополчения, которыми руководил «Совет всея земли» – казаки, крестьяне, дворяне, приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль.

После освобождения Москвы от захватчиков, в январе 1613 г., был открыт Земский собор. В собор входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне, и делегаты от 50 русских городов. 21 февраля на этом соборе избрали русским царём сына митрополита Филарета Михаила Романова, так было положено начало правления династии Романовых на Российском престоле.

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top