Коррупция не живет там, где все прозрачно

Министр юстиции: Общество должно постоянно контролировать государственную власть

Комплексная программа мер, направленных на противодействие коррупции, реализуется в нашей стране уже несколько лет. Сегодня можно констатировать создание в России отвечающей самым высоким мировым требованиям нормативно-правовой базы антикоррупционной деятельности. Вместе с тем это не означает завершения работы на данном важном направлении.

На заседании Совета в начале нынешнего года глава государства назвал приоритетным направлением совершенствования государственной политики в области борьбы с коррупцией формирование в обществе антикоррупционного правосознания. По мнению руководителя администрации президента Сергея Иванова, возглавляющего президиум Совета по противодействию коррупции, эффективная борьба с коррупцией невозможна без участия гражданского общества, поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, тесно сотрудничающее с государством, но при этом обладающее достаточной степенью независимости от него. Подобно государству с его разветвленной системой государственных органов гражданское общество структурировано на отдельные общественные образования, институты, которые обладают мощным потенциалом для воздействия на государственный аппарат и правотворческую деятельность государства.

Важным шагом стало создание рабочей группы президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции, по взаимодействию со структурами гражданского общества, в состав которой вошли представители органов государственной власти, научных и учебных учреждений, общественных организаций, ведущих средств массовой информации, религиозных конфессий. Цель создания этого института — выработка форм и механизмов взаимовыгодного сотрудничества государства и гражданского общества, объединения усилий в борьбе с коррупцией.

В министерстве юстиции регулярно проводятся заседания рабочей группы. Ее представительный состав позволяет эффективно решать задачи с учетом мнения различных слоев гражданского общества. Существенным результатом явилась разработка Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Результатом реализации этой Концепции стало создание условий для эффективного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества с возможностью объективной оценки результативности взаимодействия органов власти и гражданского общества, снижение уровня коррупции в стране, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, построение системы эффективного контроля за публичной властью и защиты государством прав и свобод граждан, борьба с правовым нигилизмом. Мониторинг реализации федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации показал, что большинство мероприятий, заложенных в Концепции, выполнены или выполняются на постоянной основе.

В настоящее время прорабатываются предложения о повышении требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В соответствии с поручением президиума Совета в Минкультуры России направлены рекомендации, касающиеся реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы с предложением провести ряд мероприятий в целях формирования в обществе негативного отношения к коррупции.

Вопросы антикоррупционного просвещения нашли отражение в Национальном плане по противодействию коррупции на 2016-2017 годы, утвержденном указом главы государства весной нынешнего года. В частности, общероссийскому обществу «Знание», общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», иным заинтересованным общественным организациям рекомендовано обеспечить создание художественных и документальных фильмов, радио- и телевизионных программ, интернет-материалов, иной медиапродукции, способствующих формированию в обществе активного неприятия всех форм коррупции, повышению престижа государственной службы, а также пропагандирующих соблюдение всеми членами общества требований антикоррупционных стандартов.

Для эффективной борьбы с коррупцией в таких социальных роликах необходимо привлекать внимание к тому, что каждый гражданин, способствуя своими действиями или бездействием коррупции, ставит под угрозу не только свою личную безопасность, но и жизнь и здоровье других людей.

Основной замысел создания подобного контента заключается в формировании четкой гражданской позиции и законопослушного поведения у граждан по противодействию коррупции. При этом в целях эффективной борьбы с коррупционными проявлениями необходимо показывать последствия дачи взяток, чтобы сам человек осознавал, что он поступает не просто незаконно, а глубоко аморально. Например, студент медицинского университета, дающий взятку преподавателю на экзамене, не обладая необходимыми знаниями, на практике не сможет спасти жизнь больного, а сотрудник ДПС, получив взятку от пьяного водителя, подвергает риску жизнь и здоровье других водителей и пешеходов.

Такими материалами можно попытаться воздействовать на поведение людей, сформировать чувство нетерпимости к проявлениям коррупции и коррупционерам, повысить чувство ответственности за принятие собственных решений, а также побудить действовать ответственно и компетентно.

Анализируя различные проявления коррупции, можно сделать вывод, что на ее уровень оказывают влияние история государства, сформировавшиеся в обществе обычаи, традиции и ряд других факторов. Это негативное социальное явление присуще всем обществам, обладающим развитой бюрократической системой. Борьба с ним должна носить комплексный характер и не сводиться только к мерам уголовно-правовой репрессии. Исключительно важное значение для преодоления коррупции имеет практическое применение мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении подобных правонарушений, повышение прозрачности в деятельности органов власти.

Отношение человека к коррупции основывается на нравственном и духовном фундаменте, уровне образования и культуры. Правовой нигилизм служит почвой для многих негативных социальных явлений, в том числе и для коррупции, поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан.

Осведомленность граждан о требованиях закона, о неизбежности наказания способна удерживать от совершения противоправных деяний. Конечно, средства массовой информации традиционно уделяют повышенное внимание коррупционным проявлениям: так называемой «бытовой коррупции», «деловой коррупции» (коммерческий подкуп — «откаты», нецелевое расходование бюджетных средств и т. д.), случаям коррупции в силовых структурах и в судебной системе. Однако также важно в доходчивой форме информировать население о типичных коррупционных рисках и правилах законопослушного поведения в коррупционно опасных ситуациях, давать рекомендации о способах преодоления административного давления и произвола, защиты своих прав. И в этом должны быть задействованы не только средства массовой информации, но и широкий круг общественных организаций, учреждений науки и образования.

Распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения законов и предупреждения правонарушений предусматривает упомянутая правительственная
Программа по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы. Ее реализация требует профессиональной подготовки членов общественных движений, занимающихся антикоррупционным просвещением, а также аккредитации или аттестации самих этих движений наподобие аккредитации учебных заведений, которую проводит Ассоциация юристов России. Необходимо определить показатели оценки качества антикоррупционного просвещения, создать единую систему антикоррупционной пропаганды, которая будет состоять из модулей — для школьников, студентов, работников отдельных отраслей.

И в этом направлении уже есть определенные результаты. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учебные заведения высшего и среднего образования, на регулярной основе проводят просветительские и воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности и популяризацию антикоррупционных стандартов. Их сотрудники, слушатели, все обучающиеся в различных форматах знакомятся с действующим федеральным законодательством.

Так, в учебные планы Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» включен спецкурс «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти».

Наряду с указанным курсом в РПА Минюста России по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр), специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» разработаны рабочие программы, которые включены в учебные планы, дисциплины, связанные с формированием правовой культуры и популяризацией антикоррупционных стандартов поведения, — «Профессиональная культура юриста», «Право и история художественной культуры», «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации».

Необходимо совершенствовать формы участия различных общественных институтов, общественных и правозащитных организаций, профессиональных корпораций, научного сообщества, предпринимательских кругов, средств массовой информации, а также социально активных граждан в антикоррупционной деятельности. Наиболее перспективно, как представляется, вести эту работу на началах социального партнерства государственных органов и институтов гражданского общества, под которыми прежде всего понимаются крупные общественные организации, объединяющие представителей различных профессий и социальных групп.

Минюстом России было предложено общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз — за права студентов и аспирантов» рассмотреть вопрос об организации и проведении пропаганды антикоррупционного поведения студентов в качестве одного из направлений работы.

Интересен вопрос о духовном осмыслении неправомерности коррупционных действий, обсуждавшийся на заседаниях рабочей группы с представителями официальных религиозных конфессий. Они вносят немалый вклад в антикоррупционное воспитание, призывая избегать пороков, ведущих людей к духовной гибели, предупреждая об опасности стремления к обогащению как самоцели. Противодействие коррупции в рамках духовно-просветительской деятельности возможно, например, за счет информирования верующих о греховности стяжания как цели человеческой жизни, создания адаптированных текстов священных писаний, в том числе посвященных антикоррупционной проблематике, обсуждения тем, раскрывающих отношение государства и религии к проявлениям стяжательства и мздоимства.

При этом членами рабочей группы рассматривался вопрос о включении антикриминальной, в том числе антикоррупционной пропаганды в миссионерскую деятельность представителей традиционных религий России, а также об объединении материалов антикоррупционной направленности со ссылками на религиозные источники с целью их распространения через средства массовой информации и учебные заведения. В рамках деятельности рабочей группы также рассматриваются и обсуждаются с целью доработки проекты федеральных законов в сфере совершенствования механизма проведения независимой антикоррупционной экспертизы, подготовленные как представителями институтов гражданского общества, так и представителями органов государственной власти. В июле было проведено очередное заседание рабочей группы, на котором рассмотрены вопросы популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса, оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками, антикоррупционного просвещения в субъектах Федерации, повышения эффективности участия структур гражданского общества в проведении антикоррупционной экспертизы.

До конца года рабочей группой запланировано обсудить широкий спектр вопросов, среди которых следует особо выделить совершенствование уголовного законодательства о коррупционных преступлениях, механизма изъятия и обращения в доход государства имущества, приобретенного на незаконные или сомнительные денежные средства. Важную роль играет организация антикоррупционного просвещения представителей бизнеса и членов общественных объединений, в частности взаимодействие объединений предпринимателей и органов власти в области противодействия коррупции, улучшение правовой подготовки государственных служащих в этой сфере во взаимодействии со структурами гражданского общества, развертывание пропаганды соблюдения требований антикоррупционных стандартов всеми членами общества. Минюст России предлагает членам рабочей группы в своих организациях и учреждениях выработать комплекс действенных мер, направленных на противодействие коррупции. При этом, активно обсуждая эти вопросы на других площадках, проявлять большую инициативу при решении единой задачи, связанной с уменьшением уровня коррупции в обществе.

Искоренение причин коррупции невозможно без формирования сильного гражданского общества, подотчетности ему власти. Чтобы государственная власть добросовестно и ответственно исполняла законы, эффективно управляла и качественно оказывала публичные услуги своим гражданам, общество должно постоянно ее контролировать. В связи с этим одним из главных перспективных направлений антикоррупционной деятельности государства должно стать развитие форм общественного контроля и установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Только объединив усилия в борьбе с коррупцией, создав нетерпимое отношение к ее проявлениям и лицам, живущим за счет использования должностного положения в целях личной наживы, можно снизить остроту этой социальной проблемы.

Александр КОНОВАЛОВ
Российская газета — Федеральный выпуск №7032 (164)

Вам могут быть интересны эти публикации:

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top