Литургия Преждеосвященных Даров

Ныне силы небесные с нами невидимо служат… Из чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров — чин Божественной литургии, который совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста. Божественная литургия — это великое торжество для каждого христианина и всей Церкви Христовой.

В дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и не нарушать при этом постового покаянного настроя совершением полной торжественной Литургии Шестой Вселенский Собор постановил совершать неполную Литургию — Литургию Преждеосвященных Даров.

Чин этой Литургии был составлен и введён в богослужебную практику во второй половине шестого века Римским святителем Григорием Двоесловом.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы Великого Поста, в день памяти сорока мучеников Севастийских и ещё в ряде предусмотренных уставом случаев. На Страстной седмице Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в первые три дня.

На этой Литургии верующие причащаются Святыми Дарами, освящёнными на предыдущей полной Литургии святителя Василия Великого или Иоанна Златоустого. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения просфор и вина и их особого приготовления для Таинства Евхаристии. На этой Литургии также не положено причащать грудных младенцев. Не совершается на этой Литургии и сама Евхаристия.

Начинается богослужение с Вечерни. Первый возглас священника такой же, как и на обычной, полной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…».

На Вечерне читается кафизма — псалмы из книги Священного Писания, называемой Псалтирью. В это время в алтаре священник переносит Святые Дары с Престола на Жертвенник, а молящиеся в храме при этом стоят на коленях.

После Входа с кадилом, а на Страстной седмице — Входа с Евангелием, звучит песнопение «Свете Тихий…». В нём мы слышим весть о пришествии на землю Спасителя, о начале нового благодатного дня вечной жизни.

Начинается чтение паремий — отрывков из Священного Писания Ветхого Завета. Во время первой паремии зажжённая свеча ставится на Евангелие, лежащее на Престоле. Это действие символизирует то, что все пророки и праотцы Ветхого Завета были освящены тем же Божественным Светом, который просвещает всех людей и ныне.

По окончании чтения первой паремии предстоятель берёт свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча является здесь символом Господа Иисуса Христа, Который есть Свет миру.

Обычай осенять молящихся зажжённой свечой восходит к первым векам христианства. Оглашаемые, желавшие принять Таинство Святого Крещения в дни Великого Поста, перед выходом из храма благословлялись священником зажжённою свечою. Это действие символизировало просвещение оглашенных Божественным Светом, Светом благодатного Крещения.

После прочтения второй паремии полагается пение стихов из 140-го псалма. Стоя перед амвоном, чтец или трио поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». Основной молитвой всего великопостного богослужения является покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, которая говорит нам о главных добродетелях и главных опасностях в духовной жизни. Затем звучат особые молитвы и прошения о тех, кто готовится принять Святое Крещение.

Во время произнесения диаконом ектений на амвоне храма священник разворачивает на Престоле Антиминс. Этим греческим словом называется прямоугольный плат из шёлка или полотна, обычно с изображением Положения Спасителя во Гроб, с зашитыми частицами мощей каких-либо святых.

Наступает торжественный момент — перенесение Святых Даров с Жертвенника на Престол. Внешне Вход священника и диакона со Святыми Дарами в алтарь походит на Великий Вход за полной Божественной литургией, но по существу и духовному значению он совершенно иной. Дискос и Чаша ставятся на Престол. Все молящиеся в храме поют вместе с хором молитву Господню «Отче наш». После возгласа: «Преждеосвященная Святая Святым», — священнослужители в алтаре причащаются Святых Христовых Тайн. Отверзается завеса Царских врат и Чаша со Святыми Дарами выносится для причащения верующих.

Богослужение заканчивается. Звучит призыв: «С миром изыдем». Все стоящие в храме подходят к священнику и прикладываются ко Кресту.

Мы выходим из храма. За его стенами нас ожидает жизнь, полная скорбей и трудов. Но теперь нашу жизнь озаряет Свет Божественной благодати.

Свет Христов просвещает всех! Из чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top