Монашество

Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного… Святитель Григорий Богослов

На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.

Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов. Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы. Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».

Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.

По воле Императора Константина христианская религия стала господствующей и строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Тогда некоторые ревностные христиане стали удаляться, сначала в городские окрестности, а затем в пустыню.

Так было положено начало монашеству, или по-русски иночеству – иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иночество или монашество это великое таинство обручения человеческой души Господу, при ее земной жизни.

Монашеский образ жизни сравнивается с ангельским, выше которого быть не может. Об этом говорят и оптинские старцы: «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего».

Личная цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Молитва за весь мир, лежащий в грехах — вот главное дело монаха. Внутренняя жизнь его души состоит в непрестанном покаянии и молитвенном восхождении к небесам.

Очистив свое сердце, иноки с любовью помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов. Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, они создают подобие рая на земле.

Всем своим образом жизни монахи стремятся уподобиться Христу. И за это прославленные святые, состоящие в монашеском чине, носят высокое именование «преподобных».

Монах, вступая на путь иноческой жизни отказывается от всех жизненных интересов, дает обет целомудрия или безбрачия, обет нестяжания, т.е. отказаться от своего имущества и полного послушания. Евангельские слова из уст Самого Спасителя открывают сокровенный смысл данных монахом обетов: «…Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.

Он отказывается от своего имущества и во всем исполняет волю своих духовных руководителей, оставаясь наедине с Богом, ради развития в себе сил духовных.

Жизнь монаха далека от праздности, часто она сопряжена с суровым буднями, постоянный труд, послушания и молитвы редко прерываются на короткий сон и скромную трапезу. История монашества знает, сколь нелегок путь иноческой жизни, и, что лишь некоторые способны достойно пройти его до конца.

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. Женские монастыри существовали с древности. В них устанавливались те же правила и обычаи, как и в мужских.

Желающие поступить в монастырь проходят длительное испытание своих намерений и сил, готовясь дать невозвратные обеты Господу.

Монашеская иерархия включает в себя несколько ступеней. Сначала послушник получает благословение на ношения рясы и становится рясофорным монахом. Затем он приносит обеты, проходит монашеский постриг и становится мантийным монахом. Иногда опытные монахи принимают схиму – высшую степень монашества, накладывая на себя более строгие обеты.

Родиной монашества стал покрытый пустынями Египет. А его основателем преподобный Антоний Великий. Его ученики жили порознь в пещерах или хижинах, расположенных вдалеке друг от друга в безлюдной местности, находясь под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. На Руси монастыри появились почти одновременно с принятием христианства – в конце десятого века. Монашество здесь настолько распространилось и укрепилось, что стало духовным стержнем и идеалом русской православной культуры. Родоначальниками иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий – игумены Киево-Печерского монастыря.

Монашеский образ жизни со времени принятия христианства стал для русского народа понятным и дорогим. Множество монастырей за короткое время покрыли русскую землю. Они подобно духовным росткам, выросшими на почве религиозного духа русского народа, являлись светочами христианского просвещения и благочестия.

Главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой молитве о церкви, отечестве, живых и умерших.

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top