Монастыри

Значение и красота монашеского подвига в полной мере открывается в монастыре. Во время появления первых монастырей в четвертом веке, святитель Иоанн Златоуст говорил о них как о духовных светочах, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине.

Слово «монастырь» образовалось путем сокращения греческого «монастирион», что значит «уединенное жилище» и обозначает общину монахов – братьев или сестер.

Монашество — это продолжение апостольских времен, отмечают святые отцы. В первых христианских общинах все было едино: единая душа, единое сердце – все были вместе. Братские отношения, построенные на взаимной любви и согласии, достигались путем общей молитвы, трапезы, общего труда и собственности.

Первой христианской общиной были апостолы Христовы с их Божественным Учителем во главе. Следуя этому образцу, в пустынях Египта и Сирии возникали первые монастыри.

Вся история монашества свидетельствует о том, как желающие нести подвиг поста и молитвы устремлялись к духоносным наставникам, которые становились главой общины.

В большинстве случаев основатели монастырей вовсе не думали об устройстве обителей. Они селились в пустыне с единственной целью — оплакать свои грехи. Но Божия благодать собирала к ним учеников, которые просили старца взять на себя труд управления монастырем. В таких обителях наставники стали именоваться игуменами или архимандритами.

Основателем общежительного иночества почитается преподобный Пахомий Великий. Святой Пахомий родился в языческой семье в конце третьего века. В возрасте 20-ти лет он был призван в войска императора Константина Великого. Там он встретился с христианами, которые поразили его милосердием и любовью по отношению к своим врагам. По окончании войны Пахомий принял святое Крещение и поселился в уединенном месте. После 10 лет пустынной жизни преподобный получил повеление от Господа построить обитель. Ангел Божий в образе монаха вручил ему устав монашеской жизни.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики, которые образовали монашескую общину. Желающих подвизаться под руководством Пахомия было так велико, что монастырь уже не мог вместить всех иноков. Тогда Преподобный основал по берегу Нила еще несколько монастырей, в том числе и одну женскую обитель – женский монастырь Мин, где настоятельницей была его сестра Мария.

Кроме общежительных общин, живущих в одном монастыре в первые века, существовал и другой путь подвижничества. Многие иноки трудились, живя отдельно друг от друга в хижине или пещере. Но также находились под руководством духовного наставника. Отцом и родоначальником этого монашества был великий подвижник и пустынножитель преподобный Антоний Великий.

Святой Антоний Великий родился в середине третьего века в знатной и богатой христианской семье. В 18 лет он остался сиротой, получив в наследство большие богатства и возможность вести светскую жизнь. Как-то, зайдя в храм, Антоний услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай всё, что имеешь, бедным и следуй за Мной». Эти слова так поразили юношу, что он немедленно решил их исполнить: все свое имение он раздал бедным, а сам поселился в уединенном месте.

Число учеников святого Антония постоянно возрастало и дошло до того, что безлюдная пустыня стала похожа на город, где пребывали правда и благочестие.

Монашество уже прошло долгий путь развития в Египте, Палестине, на Святой горе Афон, когда на Руси появились первые монастыри. Этот огромный духовный опыт сыграл немаловажную роль в установлении собственной традиции развития монашества. Значению «монастырь» в русском языке соответствуют слова «пустынь» и «обитель».

Пустынью в старину называли те небольшие монастыри, которые возникали в малонаселенных местах, среди труднопроходимых лесов. Примером монастыря, в названии которого сохранилось слово «пустынь» может служить Оптина пустынь. По преданию этот монастырь основал раскаявшийся разбойник Опта в четырнадцатом столетии.

Крупнейшие монастыри получили название Лавра, которое по-гречески значит «улица» или «поселок». Основателями первого большого монастыря на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Они носят имена великих подвижников – Антония Великого и Феодосия Иерусалимского. Киево-Печерская обитель стала колыбелью русского общежительного монашества.

Облик русских монастырей свидетельствует об их разнообразном назначении. Почти в каждом из них есть хозяйственные постройки и оборонительные сооружения.

Значение монастырей для христианского мира было не только в духовном свечении. Многие обители были центрами просвещения, очагами благотворительности и миссионерского служения.

Православные монастыри выполняют высокое жизненное служение – они сохраняют в себе, как святыню, истинную христианскую жизнь, сообщая её ищущим, являясь духовными лечебницами для человеческих душ.

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top