Нравственные основы противодействия коррупции

c2dc7972

Невозможно победить коррупцию во всем мире, можно лишь существенно минимизировать в ведомстве, вполне реально искоренить ее в конкретном подразделении, но можно точно сказать, что каждый может и должен побороть ее в себе самом.

Коррупция, как следствие греховной наклонности человека к стяжанию, незаконному присвоению средств за счет служебного положения ведет к безверию человека в справедливость, честность и беспристрастность.

Ключевым элементом в этой ситуации является личность чиновника – коррупционера, который имеет право решающего голоса в определении победителя в схватке за ресурсы и рынки сбыта, за отдание приоритета в получении материального или властного преимущества в обход установленных правил, законов и вопреки своей совести.

В коррупционных отношениях необходимо исследовать как личность взяткополучателя, так и взяткодателя. Мотивация противозаконных действий человека основана на сознании того, что выгода от совершенного деяния имеет исключительно земную составляющую и не влияет на душу и ее свойства. Приверженность современного мира формуле «бери от жизни все», и оценке успешности личности исключительно через имущественное положение, а также искусственное насаждение приоритетов потребительского отношения к жизни, природе и окружающим людям, становится питательной почвой для расцвета коррупции и стяжательства.

Русская Православная Церковь, как и другие религии, видит смысл жизни человека в духовном преображении, общении с Богом и жизни по духовным законам, в которых приоритетом является служение Богу и ближним, жизнь в согласии со своей совестью, религиозным заповедям, в гармонии и жертвенной любви.

В православной аскетике акцент ставится не на стяжание земных благ, а на приобретение благ духовных. Существует духовный закон, когда то, что ты успел отдать – принадлежит тебе в вечности, поскольку благодарность в чувстве признательности и любви уже не отнимется у человека никогда, а то что ты взял незаконно может вызвать у человека чувство гнева и ненависти, которое не останется без воздаяния, если не в утилитарном понимании, то в духовном – несомненно.

Откуда же появляются взяточники, какова структура их нравственных ценностей, в каких тайниках человеческой души хранятся до времени страстные стремления к сребролюбию, славолюбию и сластолюбию? На каком этапе жизненного пространства во времени формируется устойчивое мировоззрение о допустимости, и даже необходимости достижения такого должностного положения, которое обеспечит не только безбедное существование, а и неучтенную прибыль в виде подношений, или, проще говоря, взяток?

К сожалению, наряду с добрыми чувствами в семье, а затем и в школе формируются также и негативные свойства души. Ко времени поступления в высшее учебное заведение молодой человек приходит уже, как правило, с определенными нравственными ценностями, либо с отсутствием таковых.

Духовное состояние человека, его нравственность не может быть описана правовыми категориями и терминами, но от этого состояния вырастает причинность противоправного, впрочем, как и любого другого поведения человека. Именно поэтому приходится использовать ту область знаний, которая имеет достаточно полное представление о духовных состояниях человека, их изменчивости и развитии. Центральное место в этой сфере занимают страсти.

Страсть – это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Страсти – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души, и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу.

Сребролюбие есть страсть к приобретению денег или других материальных благ. Эта страсть была присуща человеку после грехопадения Адама и сохраняется доныне. А.С. Пушкин в «Заметках русской истории XVIII века» (1822) бюрократию периода Екатерины II охарактеризовал одной фразой: «От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно». Последующие века не смогли избавить правительственный аппарат от этих пороков. «Крадут» – определил происходящее в России в 1810-е Н.М.Карамзин. К середине XIX века эти пороки поразили все звенья государственного аппарата, стали обычным и повсеместным явлением. Взяточничество не презиралось, наоборот, был своеобразный героизм в роскошных праздниках и кутежах.

Отношение общества, в то время, к допускавшим злоупотребления было более чем терпимым: «кто много получал, тот и высоко почитался, кто получал мало или ничего не получал, кроме жалованья, тот мелко плавал в общественном мнении». Такой критерий оценки чиновника был вполне закономерен: чиновник «берущий более удобен для общества, чем «праведник»1.

В наши дни коррупция, сохраняя в трансформированном виде все отличительные черты прошлого, приобрела ряд новых качеств. Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости.

Так что же такое коррупция – норма или патология? В условиях современных реалий этот актуальнейший вопрос стоит не только перед всем мировым сообществом и каждым отдельным государством; в той или иной степени он касается каждого человека, каждого члена современного цивилизованного общества. Коррупция сегодня, несмотря на активное ей противодействие, настолько глубоко захватила значительные слои социума и уровни власти, что практически стала нормой жизни Российского государства.

Коррупционные отношения настолько укоренились в образе жизни чиновничьего аппарата, что иное поведение не приживается, а носители чистых сердец нередко изгоняются из чиновничьего сообщества. Причем, потребность в использовании материальных средств при решении важных и даже самых обычных простых проблемных ситуаций настолько высока, что она почти никем и не осуждается, и воспринимается как само собой разумеющееся событие. Видимо, поэтому дача взятки была и остается в настоящее время одним из важных регуляторов общественных отношений. Более того, коррупционность в известных пределах играет роль своеобразного клапана, выпускающего «пар перегретой государственной машины», когда закон должным образом не обеспечивает права и интересы граждан. Таким образом, сохраняются некие традиции, усвояемые с различной степенью интенсивности новыми поколениями чиновничества в силу складывающихся политико-правовых и социально-экономических условий в зависимости от духовно-нравственного состояния общества и конкретного человека.

Как же побороть сребролюбие и родственные ей страсти? Поскольку эти страсти лежат в духовной сфере, то и надо задать лишь один вопрос: в чем состоит смысл жизни человека, какие приоритеты и ценности для него являются важнейшими? Ответ на этот вопрос подскажет пути и средства преодоления духовного недуга человечества.

Если будет побеждена коррупция в наиболее важных структурах государства, власть и каждое должностное лицо станет обладать нравственным авторитетом, а гражданин будет стремиться соблюдать закон и другие предписания власти. Именно поэтому освободить общество от коррупции – долг каждого гражданина, если мы хотим радикально изменить отношения народа и власти. Для этого необходимо сделать всего лишь две вещи: каждому гражданину надо отказаться от дачи взятки; и каждому должностному лицу надо отказаться от получения взятки. Для религиозного человека это может произойти при одном условии: если мы будем помнить о смерти и о том, что наша душа предстанет на суд Божий. Оправдаемся ли мы тогда? Сколько денег, полученных на взятках, мы возьмем с собой в жизнь вечную?

Совесть человека должна стать той лакмусовой бумажкой, которая всякий раз подсказывает нам, как поступить в той или иной ситуации. Не случайно законодатель в статье 17 УПК РФ обязал судью, прокурора и следователя принимать юридически значимые решения на основании закона и совести. В этой связи духовное просвещение всех граждан является фундаментом построения безкоррупционного общества.

Если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны. Бесконечное ужесточение наказание за коррупционные действия не приводит к радикальному положительному изменению в этой сфере.

Для эффективного противодействия коррупции необходима широкая духовно-просветительская деятельность, которая должна проводиться по следующим направлениям:
Вести широкую пропаганду о греховности стяжания, как цели человеческой жизни, добиваясь определенной степени самоограничения представителей элит и бизнес сообщества. Коррупционные преступления подразумевают наличие двух сторон заинтересованных в совершении противоправных действий. Следовательно, политика государственных органов и всех заинтересованных институтов общества должна быть направлена на создание атмосферы нетерпимости в отношении взяточников и взяткодателей.

Предложить традиционным религиям России представить концептуальные предложения в сфере духовного осмысления неправомерности коррупционных механизмов и стяжания, как цели человеческой жизни с приведением ссылок на религиозные источники с целью их обобщения и широкого распространения через СМИ.

В рамках служебной подготовки сотрудников государственных органов ввести в практику проведение встреч с представителями традиционных религий России, на которых уделять основное внимание вопросам духовного просвещения противодействию коррупции.
Рекомендовать религиозным организациям, представляющим традиционные религии России, разработать методические и информационные материалы, отражающие негативное отношение к коррупции и стяжательству. Разместить указанные материалы на своих сайтах в сети «Интернет» для возможного использования подразделениями государственных органов и органов местного самоуправления, иными организациями, институтами общества и гражданами в работе по антикоррупционному просвещению, формированию нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Честность и справедливость общества должны стать главным приоритетом государства и каждого гражданина в деле создания жизненного пространства духовного возрождения великой и процветающей России.

1. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия коррупции. Изд. НИИПрОП. 2010. С.7.

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top