О борьбе со страстями

Возьмите щит веры, которым сможете угасить… стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Послание к Ефесянам святого Апостола Павла (6,16-17)

Слово “страсть” дословно означает “страдание” — именно в этом смысле мы говорим о страстях Господа нашего Иисуса Христа на кресте.

Однако в святоотеческих писаниях это слово приобрело иной смысл. Страстями отцы-подвижники называют укоренившиеся греховные привычки — язвы души, которые причиняют страдания их обладателям.

Естественно, страсти образуются в человеке не без помощи злых духов: как говорят святые отцы, страсти — те же бесы. И это действительно так: одержимый сильной страстью человек мало чем отличается от бесноватого. Страсти как цепи, сковывают нашу свободу, и мы становимся рабами греха. Через страсти злые духи как уздой управляют человеком. Как пишет святой апостол Павел: “Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”.

Борьба со страстями основана на понимании их действия и обучении законам невидимой духовной брани. Местом сражения в ней является наше сердце, а временем — вся наша жизнь.

Первый закон этой невидимой битвы — это то, что человеку нельзя надеяться на свои силы, свое разумение или доверять своим чувствам. Силы наши далеко не равны силам невидимых врагов, а чувства повреждены грехопадениям.

Первоосновой всех страстей, действующих в человеке является гордость. Гордый человек забывает о Боге, считает себя центром мира и угождение себе считает главным благом. Он присваивает себе право судить и осуждать ближних, сам устанавливает законы и требует, чтобы и другие по ним жили. Закон Божий оказывается для такого человека неприемлем.

Если же мы хотим победить какую-либо страсть своими силами, без помощи Божией, то этим только укрепляем свою гордость. То есть, пытаясь разрушить здание страстей, мы как бы укрепляем его фундамент.

Поэтому борясь с грехом, прежде всего, нужно избавится от гордости и приобрести смирение. Смирение подрывает основу страстного состояния, а благодать Божия довершает дело, начатое самим человеком.

Для исправления жизни человеку важно осознать состояние своей души. И как часто бывает, что чем чище душа у человека, тем внимательнее он следит за своими мыслями и желаниями. Как на белой бумаге каждое пятнышко заметнее, чем на грязном листе.

Старец Никодим Святогорец в своих поучениях говорил, что если хочешь побороть страсти, то сначала внимательно изучи свое сердце и пойми, какие помыслы, какая страсть наиболее господствует и мучает его, а затем именно против неё веди борьбу.

Если же в сердце внезапно поднимется другая страсть, то нужно тотчас прогнать ее, а затем опять обратить оружие против главной страсти. В этой невидимой борьбе, следует в первую очередь противоборствовать тому, что наиболее опасно в данный момент.

Старец Никдим учил также, что нужно быть готовым к нападению страстей, стараться не допустить их в сердце. Но если же это произошло, то нужно не обнаруживать это ни словом, ни делом, ни даже взглядом.

Избавиться от страстей помогает приобретение противоположных им добродетелей и исправление пороков души. Лучшим средством от возбуждения страстей является устранение причин, от которых, они происходят.

Духовным руководством в этом может служить житие преподобной Марии Египетской. Она, с юности проводившая жизнь в веселье и распутстве, осознала свой грех и обратилась за помощью и предстательством к Пресвятой Богородице.

По повелению Богоматери Мария ушла в пустыню за реку Иордан, где прожила в посте и молитве 17 лет, пройдя там трудный путь борьбы со своими страстями, которые как дикие звери нападали на нее и мучили греховными помыслами и страстными желаниями, напоминая об удовольствиях прошлой жизни. Во время этих нападений она молилась до тех пор, пока помыслы не стихали. Спасением для неё была лишь непрестанная молитва.

В конце жизни преподобная Мария Египетская достигла святости, так что была наделена свыше даром прозорливости, никогда не учившись, знала Священное Писание, переходила реку Иордан по воде как посуху. Её житие учит нас, что грех надо оставлять решительно и весь сразу, а не постепенно, вести с ним борьбу непримиримую «до крови», возненавидеть его. Хотя бы нам и пришлось быть побежденным грехом вновь — не бросать своей борьбы.

Человеку для того, чтобы исполнить заповеданное Господом, нужно отказаться от образа “жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях”, как говорит Евангелие. Помощью в этом служат покаяние и частая исповедь, очищающая наше сердце, а главное — участие в таинстве Причащения, в котором мы соединяемся с Господом.

Наше стремление к добру должно быть постоянным, а победа зависит от помощи Божией. Господь, видя расположение нашего сердца, пошлет нам свою благодать: “если Сын освободит вас, то истинно свободны будете”, то есть будете свободны от греха.

Борьба со страстями и победа над ними приближают нас к цели всей нашей жизни — очищению души, в которую входит благодать Святого Духа и она обретает утраченную через грехопадение прародителей чистоту и славу.

Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. К Римлянам послание святого Апостола Павла (8,10)

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top