О добродетелях. Духовная нищета

Евангелие от Матфея сообщает одну удивительную истину. Оно приводит слова Самого Господа, Который говорит о том, что Царствия Небесного удостоится тот, кто обретет духовную нищету: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Обретет нищету. Эта пародоксальная на первый взгляд мысль полна для христианства глубокого смысла. «Духовная нищета» — это такое состояние человека, когда он путем отказа от своих грехов и страстей обретает совершенство. Это понятие означает обретение нескольких добродетелей, общий смысл которых можно выразить через идею самоумаления человека.

Современному человеку этот призыв к умалению может показаться странным. Человек – высшее создание на земле, в отличие от остальных тварей он наделен разумом, он владыка мира и животных. Умаление его достоинства унизительно для него.

Христианская идея умаления не принижает достоинства человека. Она способствует проявлению его истинного лика – богоподобия. Ведь Сам Господь не посчитал низким для Себя совершить подвиг умаления, когда Он сошел на землю и стал человеком.

Безграничный и вездесущий, Он облекся в ограниченное человеческое тело. Всемогущий, Он принял на Себя свойственное человеку несовпадение между желанием и его осуществлением. Всевидящий и Премудрый, Он воспринял человеческий разум, небезграничный в познании сущего.

Акт божественного воплощения преобразил человеческое естество во Христе. Восстановил главенство духа в человеке, подчинил ему волю, чувства. Подвиг божественного нисхождения дает возможность человеку взойти на небо, обрести спасение от смерти и вечную жизнь в общении с Богом.

Это восхождение совершается через стяжание человеком «духовной нищеты», через умаление им своей гордыни. Он прощается с ложным чувством самостоятельности и независимости. Он осознает свою немощь и несовершенство.

Первым шагом по духовной лествице, возводящей на небо, становится стяжание добродетели покаяния. Она позволяюет человеку познать самого себя. Грехи притупляют способность человека трезво оценивать себя и свои силы. В покаянии человек осознает порабощающую силу греховных страстей, свою немощь и силу греха.

Совесть есть в каждом человеке. Она, несмотря на старания человека заглушить ее голос, время от времени подает о себе знать угрызениями и запоздалым сожалением о содеянном. Глубокое религиозное покаяние отличается от обычных угрызений совести тем, что оно сопровождается верой в Бога. С Ним себя сравнивает кающийся и осознает свое полное ничтожество перед Его сияющей святостью.

Но если чувство раскаяния не сопряжено с любовью к Богу, оно может приумножить грехи человека. Привести его к унынию и даже самоубийству. Напротив, истинное покаяние возводит человека на следующую ступень духовной лествицы. Благие плоды покания заключаются в обретении человеком добродетели смирения.

Осознав глубину своего падения, верующий понимает, что без Бога он не сможет подняться со дна пропасти, куда его вверг грех. Истинное покаяние только увеличивает любовь и стремление к Богу. Унынию не остается места в душе человека. Ибо, несмотря на осознаваемое несовершенство, человек знает, что он возлюбленный сын Божий, и ради него Господь пошел на муки и смерть. Человек осознает свою неспособность в одиночку справиться с грехами, но ликует от того, что с ним Бог.

Христианское смирение – это не безволие и пассивность, но деятельное стремление к Тому, кто поможет каждому перестроить свою жизнь на началах добра и правды. Единожды избрав Бога и встав на путь покаяния и смирения, человек всю жизнь должен возрастать и преумножать обретенное богатство, сохранять верность Ему. В этом ему будет помогать христианская добродетель терпения.

Узок и тернист путь, ведущий ко спасению, широка только дорога в ад. Многое в жизни человека будет стремиться совратить его с пути истинного. Ополчится на него дьявол, возмущая людей отвечать злом на добро, им творимое. Ненависть людей будет преследовать его, темные дела которых будут обличаемы светом его праведности. Искушения и соблазны, которыми враг рода человеческого попытается ввергнуть его в геену огненную, будут терзать его душу. Терпение и духовное мужество, упование на Бога сохранят человека от козней мира сего.

Терпеливому, немстительному перенесению напастей от мира будет служить добродетель кротости. Тот, кто познал гнетущую зависимость человека от греха, увидел мрак и безысходность бытия без Бога, не может без боли и скорби смотреть на то, как погибает другой человек, творя беззаконие. Он не способен осуждать ближнего, ибо понимает истоки его слепоты и заблуждений. Он любит и сожалеет о нем, ибо знает, как высок человек и как низко он пал. Он не сможет превозноситься над ним своей праведностью. Велик дар «духовной нищеты», этого сокровища покаяния, смирения, терпения и кротости, соделывающий из погибающего немощного слепца непобедимого воина Христова.

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top