О наказании за грехи

Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзают тебе райскую дверь. Преподобный Ефрем Сирин

Человеку во все времена было свойственно стремление к счастью. Но человеческая жизнь такова, что ее зачастую наполняют горести, болезни, скорби. Люди во все века стремились понять, почему их жизнь полна страданий, пытались понять их причину. Кто-то видел в этом роковое стечение обстоятельств, а кто-то постиг связь между грехом, совершенным человеком и воздаянием за него. С этой точки зрения, что бы ни совершал человек на земле, за все он ответит перед Верховным Судьей. За каждый злой поступок человеку воздастся Богом здесь или в будущей жизни. Такое представление свойственно многим религиям. Но христианское понимание греха и наказания сложнее и глубже.

Его выразил Сам Господь в беседе с Никодимом, одним из иудейских военачальников, тайно пришедшим расспросить о Его учении. Эта беседа приводится в Евангелии от Иоанна. Христос сказал, что Бог так возлюбил человека, что послал Сына Своего на крестные страдания и смерть, чтобы каждый, кто уверует в Его воскресение, мог спастись от рабства греха и смерти.

Человеческая история, полная бед и страданий, началась тысячелетия назад в эдемском саду. Господь, отдавая всю землю во владычество человеку, запретил ему вкушать плоды с одного дерева в раю. Он предупредил Адама, что если он вкусит от него, то станет смертным.

Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Они вкусили плод древа познания добра и зла и стали смертными. Они обрекли себя и своих потомков на болезни, страдания, смерть. Но было ли это наказанием Божиим?

Господь не наказывает Адама и Еву, преступивших заповедь. Человек наказывает себя сам, отвергая Бога, источник жизни и бессмертия. Все беды в жизни человека происходят потому, что он отверг божественную любовь. Он отвернулся от Света, и дела его стали темны. Трагедия, разыгравшаяся в раю, открывает нам истинное понимание смерти. Истинный и самый страшный смысл смерти в разлучении человека с Богом. Физическая смерть, разлучение души и тела, — лишь следствие этого духовного выбора.

Всемогущий Господь мог Своим вмешательством остановить дальнейший ход событий. Он мог поддерживать падшего человека в бессмертии. Но делая так, Он проявил бы неуважение к свободе человека. Ведь Он создал его разумным и свободным существом, таким же, как Он Сам. И с этого момента никто, даже Бог, не может попрать свободу человека. Человек не захотел быть с Богом, не пожелал ответить любовью на любовь, и Господь склоняется перед этим выбором. Он пойдет на крестный подвиг, чтобы тот, кто пожелал отвергнуть Его, смог еще раз, также свободно сделать самый важный в своей жизни выбор. Выбрать между жизнью и смертью, между светом и тьмой.

И поэтому Господь не вмешивается в естественный ход событий. Адам и Ева теряют рай. Начинается человеческая история, полная страданий, ненависти, войн. История, в которой зачастую господствует несправедливость, а зло торжествует над добром.

И тут имеющему глаза человеку открывается вся глубина премудрости Божией. Смертность, на которую обрек себя человек, кладет конец его беззакониям, останавливает убийцу, тирана, палача. Переживая страдания, болезни, человек все больше осознает невозможность справиться с ними только человеческими силами. Он обращается к Тому, в Чьих силах облегчить страдания и исцелить болезнь. Человек приходит к познанию благой мудрости Того, Кто положил предел его греху. Кто допустил страдания, болезни, смерть для вразумления заблудшего.

С христианской точки зрения истинным наказанием за грех являются не беды и напасти, постигшие человека, а утверждение его во грехе. Человек создан благим Богом для праведной жизни. Когда же человек творит зло, он идет против своего естества. Грех, подобно невидимой язве, поражает его душу, расстраивая его жизнь и делая его несчастным.

Со временем, многократно совершенный грех утвердится в человеке и станет греховной страстью, невидимой духовной болезнью. Человек будет стремиться совершать все новые и новые грехи, порой вопреки слабеющему голосу своей совести. Страсть особенно страшна тем, что она поражает человека духовной слепотой: он перестает осознавать свои беззакония. Душа человека скорбит и мучается, но он не может понять причину своих страданий, не видит выхода из них. Только помощь Божия и глубокое, искреннее покаяние могут спасти человека от окончательной гибели – от духовной смерти и пребывания в аду.

С помощью Божией этот человек сможет исцелить свою душу от греховных язв. Он обретет совершенство и святость, в его душе воцарится счастье и покой. Он сможет постигнуть самый важный смысл всего, происходящего с человеком.

Он поймет, что для того, кто впустил в свою душу Христа, не существует бед и напастей. Болезни, страдания, лишения будут для него даром Божиим. Ибо достойно переживая их, он станет подобным Самому Богу, который терпел и страдал за нас. Смерть для него будет не пустотой, а соединением с Тем, Кто победил смерть. Он вслед за апостолом Павлом сможет сказать: «Жизнь моя Христос, а смерть – приобретение».

Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу. Преподобный Нил Синайский

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top