О страстях

Грех есть уклонение от доброго, не допускаемое ни законом, ни природой. Святитель Григорий Богослов

Христианство понимает грех как нарушение заповеди Божией. Первый грех совершили Адам и Ева, нарушив запрет Бога вкушать с древа познания добра и зла.

Следствием грехопадения стало ослабление связи человека с Богом, разрыв и отчуждение между людьми, искажение человеческой природы, смерть и небытие. С тех пор каждый совершаемый проступок, усиливает внутренний разлад человеческого бытия.

В грехе существуют видимая и невидимая стороны. Видимая сторона — это сам греховный поступок, невидимая — это душевные побуждения, которые привели к его совершению.

Самое действенное оружие в борьбе с укорененными в душе греховными навыками — духовное трезвение, или постоянное памятование о грехе, и покаяние. “Покаяние восставляет падшего” — говорит преподобный Иоанн Лествичник.

В помощь человеку, вставшему на путь покаяния и борьбы со страстями, Церковь предлагает веками разработанное христианскими отцами учение о страстях, как источнике греха, и об их действии в нас. Согласно этому учению все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Эти восемь “лукавых” помыслов или пороков — есть главные возбудители греха в нас. Они действуют не каждая сама по себе, они внутренне взаимосвязаны. Из одной греховной привычки незаметно возникает другая.

Чревоугодие — самая “естественная” из страстей. Голод и жажду может испытывать всякий человек. Но при неумеренности естественное становится противоестественным, следовательно, порочным. Пресыщение и неумеренность в питании, по наблюдению святых отцов, возбуждают плотские движения и порывы, которые приводят, при несдержанности к страсти блуда. “Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда”, — говорил преподобный Ефрем Сирин.

Для удовлетворения этих страстей человеку нужны средства, избыток денег, что приводит к зарождению страсти сребролюбия. Отсюда ведут свое начало все грехи, связанные с деньгами: расточительство, тяга к роскоши, жадность, скупость, зависть.

Неудачи в жизни, неуспех в расчетах и планах, приводят к гневу, печали и унынию. Последние две могут привести человека к самоубийству, греху, после которого невозможно покаяться, а, значит, и получить от Бога прощение. От гнева рождаются раздражительность, озлобленность, ссоры, вражда, которые подтачивают отношения между людьми.

Любая из страстей может привести к смертному греху — убийству. Каждая страшна и разрушительна для человека. Различают страсти, происходящие от пороков — чревоугодие, блудная страсть, сребролюбие и гнев, и страсти, как бы ведущие свое начало от добродетели, что особенно опасно. Так, освободившись от давней греховной привычки, человек может возгордиться. Или наоборот, стремясь к духовному совершенствованию, человек прилагает усилия, но они не увенчиваются успехом, и он впадает в печаль и уныние.

Названные восемь пороков могут быть телесными (плотскими) — чревоугодие, блуд, сребролюбие, или могут корениться в душе — печаль, уныние, гордость, тщеславие.

Страсти разделяются на открытые и тайные. Пороки чревоугодия, сребролюбия, блуда, гнева очень трудно скрыть. Они прорываются на поверхность при каждом удобном случае. А страсти печали, уныния, иногда даже тщеславия и гордости могут быть скрыты от окружающих, и самим человеком осознаются труднее.

Опасность страсти в том, что, укоренившись в душе, она берет власть над человеком, который становится рабом греховных cтремлений. “Страсть, — говорит святой Марк Подвижник, — самовольно возрощенная в душе делом, восстает потом в любителе своем насильно, хотя бы он того и не хотел».

Человек способен остановить этот снежный ком, увеличивающийся от поколения к поколению, способен остановить страсть, разрастающуюся подобно опухоли, пока она окончательно не поглотила его и не ввергла в небытие, имя которому ад.

Страдающий от страстей человек может начать трудный путь своего освобождения прибегая к таинствам Церкви — исповеди и покаянию в грехах и обретая поддержку через соединение с Самим Господом Иисусом Христом в Евхаристии — таинстве причащения Его Плоти и Крови.

Только Господь в силах исцелить и обновить душу и все естество человека, желающего изменить свою греховную жизнь, вырваться из плена страстей, обрести душевный мир и согласие со своей совестью.

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Преподобный Никон Оптинский

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top