Обзор обязанностей и основных форм служения военного духовенства в Российской Империи

Формы и методы воспитательной работы военных священников с военнослужащими и их обязанности по душепопечению личного состава, регламентировали две первые главы петровских «Воинских артикулов» которые назывались соответственно «О страхе Божии» и «О служении Божии и о священниках». Артикулы этих глав не только определяли порядок проведения богослужений, но и содержали требования к нравственному облику солдат и офицеров с позиций христианской морали. Например, артикул 1-й требовал от «воинских людей» по-христиански и честно жить и «не в лицемерном страхе Божии содержать себя», ибо «всякое благословение, победа и благополучие, от Единого Бога Всемогущего, яко от истинного начала всякого блага, и праведного Победодавца происходит, и Оному токмо молиться и на него надежду полагати надлежит…». (Вестник военного духовенства. СПб., 1891. 2. с. 69).

В общие обязанности военных священников входило:

• Военное духовенство, состоя в безусловном подчинении протопресвитера военного и морского духовенства, обязываются исполнять все законные распоряжения непосредственного военного начальства.
• Священники обязаны в назначенные часы, но в пределах церковно-богослужебного времени, совершать в полковых церквах Богослужение, по установленному чину, во все воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. В неподвижных храмах Богослужение совершается одновременно с епархиальными церквами.
• В Святую Четыредесятницу или в иное время военные священники, по соглашению с полковым начальством, приготовляют православных воинов к исповеди и принятию Святых Тайн, по установленному церковному чину, в течении недели каждодневным Богослужением, поучениями в церкви и внебогослужебными собеседованиями.
• Военные священники обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в церкви и их домах, не требуя за то вознаграждения.
• Военные священники прилагают старание о составлении из воинских чинов и обучающихся в полковых школах церковных хоров для пения при Богослужениях, причем способные из воинских чинов допускаются к чтению на клиросе.
• Военные священники обязаны в церкви вести катехизические беседы и, вообще, поучать воинов истинам православной веры и благочестия, применяясь к степени их разумения, духовным потребностям и обязанностям военной службы, больных же — назидать и утешать в лазаретах.
• Военные священники должны преподавать Закон Божий в школах полковых, солдатских детей, учебных команд и других частей полка; с согласия военного начальства, они могут устраивать внебогослужебные беседы и чтения.
• Военные священники обязываются ограждать воинских чинов от вредных учений, искоренять в них суеверия, исправлять нравственные их недостатки, увещевать, по поручению полкового командира, порочных нижних чинов, предотвращать отступления от православной церкви и, вообще заботиться об утверждении воинских чинов в вере и благочестии.
• Военные священники, по долгу своего звания, обязаны вести свою жизнь так, чтобы воинские чины видели в них назидательный для себя пример веры, благочестия, исполнения обязанностей службы, доброй семейной жизни и правильных отношений к ближним, начальствующим и подчиненным.
• Военные священники в дни инспекторских смотров обязаны находиться в своей церкви.
• В виду мобилизации и во время военных действий военные священники без особо уважительных причин не должны быть увольняемы от своих мест, но обязаны следовать по назначению с воинскими частями, быть на указанных местах безотлучно и находиться в безусловном повиновении воинскому начальству.
• Военные священники, под ответственностью, обязаны правильно и со всей тщательностью вести и законным порядком хранить следующие документы: 1) описи полковых церквей, имущества и капиталов; 2) клировые ведомости; 3) приходно-расходные книги и отчетности по ним; 4) исповедные росписи; 5) метрические книги; 6) брачные обыски и 7) книгу руководственных указов, получаемых от начальства.
• В начале каждого года, не позже 15 января, военные священники представляют своему Благочинному отчет; а) о состоянии церкви; б) о религиозно-нравственном состоянии воинских чинов; в) о произнесенных проповедях и внебогослужебных собеседованиях; г) о присоединившихся из вероисповеданий и иноверий; д) об обучении нижних чинов Закону Божьему и об успехах их е) о пожертвованиях в пользу церкви или притча вещами или деньгами на сумму свыше 100 рублей.
• В лагерное и военное время Богослужение для воинских чинов священники отправляют в особо устроенных зданиях и палатках.
• При постановке церковных палаток и наметов, священники сами устанавливают иконостас с царскими вратами и завесой, также жертвенник и престол, облачают последние; распределяют по своим местам принадлежности Богослужения и, вообще, заботятся о возможном соблюдении в таковых церквах благолепия и благоустройства. (Голов Г.В. Прохождение службы по военному ведомству. Кн. VII Свода военных постановлений 1869г. изд.1907г. Петроград.-1917.-с.7-9).
13-й артикул предписывал всем офицерам и рядовым, священников «любить и почитать, и никто да не дерзнет оным, как словом, так и делом досаду чинить, и презирать и ругаться». Гарнизонные и полковые священники в свою очередь должны были «прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни». (там же. с. 71).

Военное духовенство заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. Основной задачей было воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновение начальству и усердии к службе…» (Вестник военного духовенства.1890.1.с.49)

Основные направления и формы деятельности военного священника можно условно разделить на богослужебные и внебогослужебные. Богослужебная деятельность
включала в себя проведение литургий, молебнов, чтение проповедей, исповедь военнослужащих, чтение проповедей. В назначенный командиром час они были обязаны совершать богослужения в войсковых церквах в воскресные и праздничные и «высокоторжественные» дни, поучать воинов «истинам православной веры и благочестия», вести беседы и чтения, утешать больных в лазаретах. В их обязанность входило также ограждать личный состав подразделений «от вредных учений», исправление «нравственных недостатков», предотвращения «отступления от православной веры». (Свод военных постановлений.Изд.3, Кн.8.Спб.1907. с.37-55).

Внебогослужебная деятельность военных священников составляла: сбор и обобщение информации благочинным о моральном состоянии войск, трудностях. Об этом они периодически информировали протопресвитера военного и морского духовенства и Св. Синод, а последние — царя. Так информация о «душевном состоянии» войск достигала царя, минуя военного министра. В ряду внебогослужебных задач, решаемых церковью в армии, была функция социальной защиты военнослужащих. Отличное знание бытовых условий позволяло военным священникам весьма квалифицированно выступать с законодательными инициативами, обращенными и к Императору, и к Государственной Думе.

В подразделениях проводились пользовавшиеся особой популярностью беседы, занятия по словесности, антиалкогольные беседы, благотворительная деятельность. О том значении, которое придавалось данной форме работы, свидетельствует тот факт, что еще с 1885 года, согласно особому приказу главного священника армии флота, проведение бесед полковым священником стало обязательным атрибутом его служебной и пастырской практики. Регулярное их проведение, по мнению высших чинов военного духовенства, «благотворно действовало на улучшение нравственности солдат». Так протоиерей Митрофан Сребрянский священник 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы полка, принимавший участие в боевых действиях в Манчжурии 12 августа 1904 года, описывает один из эпизодов своей пастырской деятельности: «Собрались эскадроны, пришел я и долго беседовал с ними, увещевая воинов помнить данную клятву и по поводу приближения праздника Успения Пресвятой Богородицы убеждая всегда помнить, что смерть не есть уничтожение, а только успение, что за гробом продолжается жизнь и благо тому, кто перейдет ко Господу со спокойной совестью. Посему просил их постараться в трудах, болезнях и сражениях не унывать, а все силы души и тела направить к тому, чтобы честно исполнить долг воина-христианина, просил их также не сквернословить, объяснив им, как это оскорбительно для Бога и людей…». (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М. 1996. с. 71).

С 1890 года, двумя выпусками в месяц начал выходить первый периодический журнал для военного духовенства «Вестник военного духовенства», а затем «Вестник военного и морского духовенства». Он был предназначен для общения между военными пастырями, обмена опытом и т.п. Наряду с периодической печатью военно-духовного ведомства, среди личного состава армии и флота распространялись церковные газеты и журналы, издаваемые Священным Синодом. Причем, по цене они были более доступны для военнослужащих, чем светские.

Илья БОЯРСКИЙ

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top