Отпевание и погребение по христианскому обычаю

Бог… не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы. Евангелие от Луки, 20:38

Бог сотворил человека для райского блаженства и бессмертия. Но человек отверг Бога. Грехопадение, совершённое прародителями Адамом и Евой, обрекло их, а с ними и всё человечество на тление и смерть. По слову святого апостола Павла, «…как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.

Чтобы спасти человека, Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи всего человечества, Спаситель восстановил союз человека с Богом и открыл ему путь к вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном.

Великая сила Креста Господня, знаменующая победу Христа над смертью, помогает людям преодолеть греховные страсти и пороки и даёт надежду на вечную жизнь с Богом. Смерть для верующего человека — лишь начало новой жизни. «Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение», — сказал апостол Павел.

Мысль о загробной встрече человека со своим Творцом проходит через всё чинопоследование христианского погребения умерших.

Тело человека — храм души. Земная жизнь — время приготовления к жизни вечной. Смерть — лишь дверь в эту будущую жизнь. По церковной традиции умершего человека ещё называют усопшим. Это объясняется тем, что в будущей жизни, при Втором пришествии Спасителя на землю, произойдёт всеобщее воскресение мёртвых. Души людей соединятся с их телами. По слову апостола Павла, человеку «…надлежит облечься в нетление и смертному сему — облечься в бессмертие». Тело человека воскреснет так же, как воскресло тело умершего Христа.

По христианскому обычаю, тело умершего омывают, облекают в чистые одежды и накрывают белым покровом — саваном: в знак исполнения обетов чистоты и непорочности жизни, данных им Богу в Таинстве Крещения.

Омытое и облачённое тело усопшего полагается в приготовленный гроб и лишь наполовину покрывается саваном — в знак того, что умерший находился под покровом Церкви. В правую руку покойного влагается крест Христов, на грудь полагается икона Спасителя в знак веры в Него. На лоб усопшего возлагается бумажный венчик с изображением Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя с надписью «Святый Боже». Венчик — предзнаменование небесного венца, которым награждается каждый, кто жил по заповедям Божиим.

Погребение умершего совершается на третий день после его смерти. Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтирь. До погребения тело переносится в храм, где над умершим совершается чин отпевания. В храме гроб с телом ставят посреди церкви, ногами к алтарю. По четырём сторонам гроба возжигают свечи.

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступления заповеди Божией он изгоняется из рая и вновь возвращается в землю, из которой был взят. Несмотря на множество грехов, человек не перестаёт быть образом и подобием Творца. Поэтому Церковь молит Господа простить усопшему все его грехи и, по неизреченной милости Божией, удостоить Царства Небесного.

После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы в конце времён по зову Господа восстать из неё и приобщиться вечности душой и телом. На могиле христианина, у его ног, ставится Святой Крест — как символ победы Христа над смертью и адом. По традиции родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой, иначе называемой поминками. Поминальная трапеза объединяет христианской любовью всех живых в молитве за усопших — для прощения их грехов и обретения вечного блаженства.

Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша, сваренная из зёрен пшеницы или риса с добавлением мёда и других сладостей. Зёрна — начало жизни: чтобы принести плод, они должны истлеть в земле. Подобно зерну, человек полагается в землю и, как зерно, истлевает, чтобы вновь родиться — для жизни вечной. Мёд и прочие сладости знаменуют собой сладость райского блаженства.

Наша молитва и наше памятование об усопших не заканчиваются погребением. Святая Церковь молится о всех почивших православных христианах, подавая им надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения считаются третий, девятый и сороковой дни после смерти человека.

В третий день, вспоминая трёхдневное Воскресение Иисуса Христа, Святая Церковь молит Его воскресить умершего для будущей блаженной жизни. В девятый день возносится молитва Господу о причислении умершего к лику угодников Божиих. В сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус Христос, Вознёсшийся на Небо через сорок дней после Своего славного Воскресения, вознёс в Небесные обители и душу усопшего.

По желанию и усердной вере близких церковное поминовение покойного может совершаться ежедневно, в течение сорока дней после его смерти. Такое поминовение называется сорокоустом.

Какой бы великой ни была скорбь и горечь разлуки с умершим, необходимо помнить, что смерть — это не конец бытия человека, а лишь переход его бессмертной души в жизнь вечную, где нет места земным печалям и воздыханиям. Мы надеемся, что, по милости Божией, этой блаженной жизни приобщимся и мы, если будем на земле жить с Богом и исполнять Его святые заповеди. По учению Церкви, при всеобщем воскресении при звуке трубы Архангела оживут все мёртвые, а тела праведников обретут прежний, сияющий нетлением облик первозданного Адама.

…о умерших, да не скорбите, яко же и прочие, не имущие упования. 1-е Сол. 4, 13

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top