Памятники воинской славы в Москве

Известный архитектор Михаил Петрович Кудрявцев (1938—1994) оставил нам замечательное творческое наследие, в котором воссоздал московскую каменную летопись воинской славы России. После многолетнего разрушения и осквернения храмов-памятников в честь побед русского оружия его труд является той самой связующей нитью, помогающей нам обратиться из «иванов, не помнящих родства» в Народ. О содержании этой летописи рассказывает в кратком обзоре архитектор Татьяна Николаевна Кудрявцева.

Каменная летопись

В юбилейный год 50-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне был принят Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года, впервые после 1917 года восстановивший исторические, культурные, религиозные хронологические традиции празднования памятных дат русского оружия от Ледового побоища до Бородинского сражения.

Однако в январе-ноябре 2003 года Государственная Дума третьего созыва приняла поправки к данному закону, в которых дни воинской славы России XIII—XIX веков пересчитаны по правилам Григорианского календаря, как будто бы Россия жила в то время не по своему национальному российскому Юлианскому календарю (который имеет своё правило пересчета дат на новый стиль), а по западноевропейскому Григорианскому календарю. Госдумовские поправки, опираясь на рекомендации идеологов календарной практики советского периода, отвергавших духовно-историческую значимость нашего прошлого до 1917 года, утратив связь с отечественной культурной традицией, вновь искажают достоверность дней воинской славы России, выхолащивают то духовное содержание памятных дат, которое было на момент события и вдохновляло наш народ на сокрушение врагов.

К чести Совета Федерации следует сказать, что поправки им были отклонены. Предки наши для себя и для нас, своих потомков, отмечали дни побед не только в летописях, но воплощали их в каменных святынях — храмах и часовнях — в честь православного святого или праздника, в день памяти которых произошла победа. Например, Полтавское сражение свершилось 27 июня по национальному российскому Юлианскому календарю (10 июля по ныне действующему Григорианскому календарю), в день памяти Преподобного Сампсона Странноприимца. В честь знаменательной победы был сооружен Сампсониевский собор (архитектор В.В.Растрелли) в Санкт-Петербурге (восстановленный в ноябре 2003 года после многолетнего осквернения) и одноименный собор в Полтаве.

Однако Госдума прошлого созыва предложила отмечать Полтавское сражение 8 июля, в результате чего искажается истинный день победы и великолепный Сампсониевский собор перестаёт быть памятником воинской славы, как это задумал Царь Петр Великий. Сооружая храмы-памятники в честь победных дней, Царь Петр Великий, известный как радикальный реформатор, в данном случае продолжил традиции Православной Руси и её столицы — Москвы.
Наш известный архитектор Михаил Петрович Кудрявцев (1938—1994) оставил нам замечательное творческое наследие, в котором воссоздал московскую каменную летопись воинской славы России. После многолетнего разрушения и осквернения храмов-памятников в честь побед русского оружия его труд является той самой связующей нитью, помогающей нам обратиться из «иванов, не помнящих родства» в Народ. О содержании этой летописи рассказывает в кратком обзоре архитектор Татьяна Николаевна Кудрявцева.

Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно.
А.С.Пушкин

Москва стала столицей в самую тяжелую пору — время монголо-татарского нашествия. Приняв в себя беженцев из разоренных городов и сел, маленький город рос, укрепляя свою военную силу, и постепенно превратился в щит Русской Земли, а затем и её меч. Победа на Куликовом поле окончательно выдвинула Москву на передний край борьбы с врагом. К XVII веку московское войско занимало большую часть города. По данным С.К.Богоявленского, в середине XVII века в Москве пребывало 35—40 тысяч воинов — примерно треть общерусского войска. Военная символика раньше других появилась в Москве. С течением времени разрозненные элементы военной символики объединяются в стройную систему и превращаются в огромную градостроительную структуру — памятник воинской славы России.

Градостроительную среду этого памятника составляло поселение московского войска. В черте Белого города (ныне — Бульварное кольцо) жили родовитые воины — крупные военачальники (бояре, воеводы), титулованная и дворянская конница. В границах Скородома (ныне — Садовое кольцо) располагались слободы конных и пеших стрельцов и пушкарей со своими слободскими храмами и съезжими палатами. Слободы сосредотачивались при 12 воротах, выводящих на основные дороги, по которым мог вести приступ неприятель, и образовывали четыре зоны рассредоточения войска: с севера, юга, востока и запада. Вся система напоминала по форме равноконечный крест.

В центре столицы мемориал воинской славы состоял из трёх основных частей:

1 — укрепленные монастыри и городские крепостные стены, не раз отражавшие врага;
2 — войсковые приказы (Стрелецкий, Пушкарский и другие) во главе с Разрядным приказом в Кремле;
3 — обетные храмы — памятники побед.

Храмы и монастыри объединяются в группы памятников, посвященных одной войне. Каждое сооружение отмечает какое-либо событие войны и связано с датой этого события своим посвящением. Комплекс памятников воинской славы был огромным не только по величине, но и по охвату исторического периода жизни страны, отраженного в нём — с XIII по XIX века — 700 лет! Большое количество храмов Москвы связано с периодом борьбы с Ордой: событиям до Куликова поля, Куликовской битве и тому, что после неё. В память о битве на реке Воже в 1378 году строится монастырь: «А бой был месяца августа в II день. Того же лета Преподобный Сергий поставил монастырь на Стромыни».

Памятники, связанные с Куликовской битвой, посвящены преимущественно празднику Рождества Богородицы, так как именно в этот день былаРождественский монастырь одержана победа над мамаевскими полчищами. В Москве это были:

— церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле, построенная в 1393 году по желанию супруги Благоверного Великого Князя Димитрия Донского Преподобной Великой Княгини Евдокии (в инокинях Ефросинии) в память о победе на Куликовом поле;

— Рождественский монастырь, основанный матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией, собор Рождества Богородицы — 1505 г.;

— церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове — усыпальница героев Куликовской битвы иноков-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби;
— Спасский собор (Нерукотворного Образа Спасителя) Андроникова монастыря (1425—1427 гг.) — храм-памятник на братской могиле павших на Куликовом поле;

— церковь Великомученика Георгия Победоносца в селе Коломенском, построенная Благоверным Великим Князем Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле;

— церковь Рождества Христова в селе Беседы (конец XIV — начало Х V веков) основана в память похода Благоверного Великого Князя Димитрия Донского;

— церковь Всех Святых на Кулишках (Х IV —Х VII века) на братской могиле воинов, погибших на Куликовом поле; у древнейшего храма на этом месте совершался молебен-клятва войска перед походом на Куликово поле;

— Высоко-Петровский монастырь основан в X IV веке, обновлён в честь победы на Куликовом поле и перестроен в XVII — XVIII веках.

В память спасения Москвы от разорения ордами Тамерлана основан Сретенский монастырь (сретенье — встреча): в 1395 году, во время нашеСретенский монастырьствия Тамерлана, по желанию великого князя Василия Димитриевича, ожидавшего врага под Коломной, в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери и с благоговением встречена там народом. Был отслужен молебен. По преданию и историческим источникам, Матерь Божия явилась во сне Тамерлану, окруженная небесным воинством, которое ему угрожало погибелью. Проснувшись, Тамерлан велел своей бесчисленной рати немедленно повернуть от Ельца обратно в степи. Встреча иконы была 26 августа, и в том же году была воздвигнута часовня, а в 1482 году заложили церковь Сретения Святыя Богородицы на Поле.

С отражением нападения хана Мехмета в 1440 году связан Кресто-Воздвиженский монастырь (ныне снесён). В XV веке на месте этого монастыря Высоко-Петровский монастырьбыл дом боярина Владимира Григорьевича Ховрина. Во время нашествия войск хана Мехмета он организовал отражение татар и отбил полон. В 1450 году на месте своего дома и деревянной церкви он построил каменную и вскоре основал монастырь, в котором сам принял иночество.

По случаю спасения Москвы от угрожавшего ей разорением сына хана Ногайской орды Мазовши, который внезапноЦерковь Ризоположения бежал со своими воинами 2 июля 1451 года в праздник Положения Ризы Богородицы, митрополит Иона в том же году основал церковь Ризоположения в Кремле. 31 августа 1486 года на этом месте митрополит Геронтий освятил новый храм того же посвящения: «В лето 6967 (1459 год от Р.Х.), татарове Седи Ахметовы похвалився, на Русь пошли, и Князь Великий Василей отпустил противу их к берегу сына своего Великого Князя Ивана со многими силами; пришедшим же татарам к берегу и не перепусти их Князь Великий, но отбися от них, они же побегоша; и тоя ради их похвалы Иона митрополит поставил церковь камену, Похвалу Богородици, придел к Пречистая алтарю возле южныа двери» (Воскресенская летопись).

В селе Остров на юге от Москвы при великокняжеском загородном дворце была отстроена белокаменная церковь Преображения Господня (1521 г.) в ознаменование отхода войск хана Мухамед-Гирея.

В связи с победой Великого Князя Василия III над Казанью в 1530 году при его дворце в селе Коломенском в 1532 году возвели церковь Вознесения Господня на месте старой деревянной церкви Великомученика Георгия Победоносца. В 1533 году Великий Князь Василий III руководил отсюда военными действиями против крымских орд хана Сафи-Гирея. В том же селе Коломенском в память столетия взятия Казани в 1649 году был построен храм Казанской иконы Божией Матери.
Главным памятником победы над Казанским и Астраханским ханствами стал возведенный при Царе Иоанне Васильевиче Грозном Троицкий собор на рву (Красная площадь) в 1555—1561 годах. Собор имеет девять основных престолов, связанных с ходом войны против Казанского ханства, среди них:

— престол святой Троицы, обетный;
— Покровский храм (центральная часть), в память подрыва стен Казани;
— придел Преподобного Александра Свирского и трёх Патриархов, в память победы над ханом Епанчей;
— придел Святителя Григория Армянского, в память взятия 30 сентября Арской башни;
— придел Святителя Николая Чудотворца, в память присоединения Вятки;
— придел Входа Господня в Иерусалим, в память торжественного возвращения русского войска в Москву.

В 1550-х годах в память чуда явления Благоверного Великого Князя Даниила Московского и победы над Казанским ханством Царь Иоанн ВасильевичХрам Семи Вселенских соборов Грозный в древнем Свято-Даниловом монастыре возвёл храм в честь Семи Вселенских соборов.

Донской монастырь — памятник отражения войск крымского хана Казы-Гирея. В 1592 году Царь Феодор Иоаннович основал его на месте, где в 1591 году был разбит со своим войском хан Казы-Гирей. Там стояла походная полотняная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского с иконою Донской Богоматери (дар донских казаков Благоверному Великому Князю Димитрию Донскому на Куликовом поле), осененная царскими знаменами. В 1593 году зодчим Феодором Конем в монастыре был построен собор в честь иконы Донской Богоматери. В конце XVI века на месте, где во время налета войск хана Казы-Гирея располагались стрельцы под командованием боярина Бориса Годунова, им была перестроена в память победы церковь Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок).

Памятниками знаменательного события — освобождения Москвы и всей Руси от польско-шведской интервенции — стали многие старые и вновь построенные храмы.

В 1612 году Казанское ополчение вручило список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери князю Димитрию Пожарскому, под покровительством которой 22 октября взяли штурмом Китай-город. В благодарность за победу князь возвёл на Красной площади собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот обетный храм стал главным памятником, а в 1648 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления от поляков 22 октября по национальному Юлианскому календарю/ 4 ноября по современному календарю.

С именем этого славного героя связано также строительство прекрасного шатрового храма Покрова Богородицы в селе Медведково, в родовом имении князя, на месте молебна ополчения перед Казанской иконой Божией Матери о победе в битве за Москву.

В память освобождения Москвы от поляков были построены следующие храмы:

— церковь апостолов Петра и Павла в Солдатской слободе в 1613 году;

— церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке в 1629 году;

— церковь Спаса Преображения (Святителя Николы в Заяицком) основана в начале XVII века. Придел Святителя Николая Чудотворца в память участия яицких (уральских) казаков в освобождении Москвы (Раушский переулок).

В 1619—1627 годах в Покровском-Рубцове по заказу Царя Михаила Феодоровича построена церковь Покрова Богородицы в память отражения польских войск царевича Владислава 1 сентября 1618 года.

Особое место в ряду памятников воинской славы занимает Крутицкий митрополичий дворец. На этом месте возник центр Сарской и Подонской епархии, ставшей затем Крутицкой епархией, а потом Крутицкой и Коломенской митрополией. При дворце сохранились два храма: церковь Воскресения Христова, у которой нижний белокаменный храм относится к началу XV века, и церковь Успения Богородицы, перестроенная в 1667-1685 годах. Крутицкий дворец с начала своего существования связан с войнами за освобождение и объединение Руси:

— с XIII века здесь был один из центров борьбы против монголо-татарских завоевателей;

— в XV веке это главный центр борьбы против польско-литовских войск;

— в XVII веке — центр сопротивления польско-шведской интервенции.

В начале XVII века, когда Кремль был занят войсками Лжедимитрия, церковь Успения Богородицы в Крутицах была кафедральным собором Руси вместо кремлевского Успенского собора.

Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сухаревская площадь) построен стрельцами и освящен в 1661 году. Он является памятником Троицкого, Виленского, Низовского и Чигиринского стрелецких походов. Придел Покрова Божией Матери освящен в память похода 1678 года против войск султана Селима под город Чигирин. В стенах его увековечена память Царей Алексия и Феодора, Императоров Петра I и Александра III, патриархов и святителей.

Традиция создания в Москве памятников воинской славы не прервалась после XVII века. В XVIII веке походы русских войск к южным и западным границам и присоединение новых земель также отмечались строительством храмов:

— церковь Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной (1705—1719 гг.). Сооруженная в честь победы над шведами, выхода России к Балтийскому морю и присоединения Прибалтики;

— церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (1693 г.) построена в память присоединения Карелии;

— церковь Святителя Николая Чудотворца в Новой слободе (ул. Новослободская), построенная в XVI веке, перестроена в начале XVII века при Императоре Петре I в честь Константинопольского договора с Турцией;

— церковь Великомученицы Екатерины с приделом Великомученицы Ирины в селе Покровском (на Ирининской улице) построена в 1766 году на средства Императрицы Екатерины II, в 1790 году перестроена на средства граждан с посвящением Троице Живоначальной с одноименными приделами. Строительство церкви связано с присоединением Крыма, утверждением России в Прикубанье и на берегах Черного моря;

— собор Богоявления в Елохове (1792—1793, 1835-1845 гг.) возведен на месте более старого храма в честь присоединения к России кавказских берегов Каспийского моря (1722-1731 гг.). Первый кирпич при закладке храма уложил Император Петр I.

В XIX веке наибольший след в структуре московского комплекса памятников воинской славы оставила война с Наполеоном — «нашествие двунадесяти языков».

Возле Никольских ворот Кремля была построена часовня Святителя Николая, в которой находились иконы:

— Апостола из 70-ти Филиппа (память 11 октября — день ухода французов из Москвы);

— Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана (память 27 декабря — день очищения от французов русской земли);

— Мучеников Адриана и Наталии (память 26 августа — день Бородинского сражения);

— Апостола Фомы (память 6 октября — день Тарутинского сражения);

— Апостола и Евангелиста Матфея (память 16 ноября — день переправы французов при отступлении через реку Березину);

— Мучеников Хрисанфа и Дарии (память 19 марта — день взятия Парижа);

— Казанская икона Божией Матери (память 22 октября — день сражения под Вязьмой);

Церковь 40 мучеников Севастийских около Новоспасского монастыря стала поистине символом жертвенности за Веру: временщики-завоеватели не только разграбили древнейший храм (1625—1645 гг.), но зверски замучили священника Петра Веньяминова-Святославского за отказ отдать церковную утварь. Обнаруженное летом 1813 года зарытое тело его было нетленным и источало свежую кровь.

Вблизи Новодевичьего монастыря в 1525 году был сооружен храм Иоанна Предтечи, в котором находился придел Святителя Николая Чудотворца. В 1812 году французы взорвали древний храм. По изгнании просвещенных варваров местный прихожанин С.А.Милюков обратился к московскому архиепископу Августину с проектом нового храма.

Владыка Августин предложил построить храм во имя святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которого совершается 11 октября, в день, когда французы покинули Москву. Храм был сооружен с приделами Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца (1818 г.) и освящен в 1833 году митрополитом московским Филаретом «на вечную память изгнания нечестивого врага из Первопрестольной столицы Российской».

В Новодевичьем монастыре был устроен придел к колокольне в честь Апостола Иакова Алфеева (память 9 октября — день спасения монастыря от взрыва и освобождения его от французов в 1812 году).

Главным памятником в честь победы над Наполеоном явился, безусловно, Храм Христа Храм Христа СпасителяСпасителя (Рождества Христова), освященный в 1883 году (архитектор К.А.Тон). Император Александр I в праздник Рождества Христова — 25 декабря 1812 года — объявил манифест об изгнании неприятеля из пределов Отечества. Этот день стал также народным праздником избавления России от нашествия «галлов».

Памятником войны с Турцией 1877—1878 годов стала часовня героям Плевны (Плевена) у Ильинских ворот Китай-города, сооруженная в 1887 году на средства, собранные личным составом частей Московского гарнизона, а также гренадеров, участвовавших в пленении 40-тысячной турецкой армии. Внутри часовни были помещены доски с именами погибших, а также воздвигнувших часовню (архитектор В.О.Шервуд).

Московский Мемориал воинской славы живо воспринимался народом, прежде всего потому, что престолы храмов посвящались тому святому или церковному празднику, в день которого произошло само историческое событие. Так как храмов-памятников было в столице множество, то в течение года то в одном, то в другом из них отмечалась годовщина какой-либо победы и поминались погибшие воины. Таким образом осуществлялось повседневное общение народа со своей героической историей.

Архитектор Т.Н.КУДРЯВЦЕВА
Текст составлен по материалам картотеки архитектора М.П.Кудрявцева и его книг

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top