Пастырство и духовничество в войсках. Роль личности военного священнослужителя в духовно-нравственном просвещении военнослужащих

Доклад и.о. председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова: «Пастырство и духовничество в войсках. Роль личности военного священнослужителя в духовно-нравственном просвещении военнослужащих».

Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных Сил ставит перед Церковью актуальные вопросы по осмыслению роли священнослужителя в войсках, путей совершенствования духовно-нравственного воспитания и оценке эффективности деятельности пастырского труда.

Русская Православная Церковь сознает свою духовную ответственность и стремится донести до каждого человека свет Евангельской Истины: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).

В настоящее время пристальное внимание общества к представителям Церкви становится не просто очевидным, а является предметом борьбы за души людей. Противники Православия, выискивая нестроения и духовную немощь конкретного человека, рукоположенного в священный сан,пытаются дискредитировать всю полноту Церкви, которая состоит в первую очередь из небожителей – ангелов Церкви, уже стяжавших право беспрестанно славословить Господа, а также людей, которые встали на путь христианского доброделания, но по немощи сил претыкающихся и встающих для дальнейшего сражения с силами злобы поднебесной. Главой же Церкви является Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.

Пастырское служение в войсках – это служение личности, посвятившей себя Богу. Все внимание военнослужащих направлено на военного священнослужителя, не только из-за его несвойственной для военного сословия черной рясы и креста, но в первую очередь из-за необычности его служения, которое загадочно, не всегда понятно, выделяется из обычной военной жизни и тех задач, которые повседневно выполняются военнослужащими.

Военный священник не просто у всех на виду, в нем хотят увидеть Христа и святость, к которым хотелось бы устремляться и находить смысл своей жизни. Если в приходских храмах собираются только верующие, то воинское подразделение – это коллектив единомышленников, которые выполняют единую боевую задачу, но по-своему мировоззрению могут относиться к самым разным группам, течениями религиозным воззрениям, стоять на разных уровнях воцерковленности и участия в религиозных таинствах и обрядах.

Нет необходимости говорить о том высочайшем уровне ответственности военного священнослужителя по соблюдению моральных и нравственных норм, которые должны быть присущи любому гражданину нашего государства. Речь идет о проявлении качеств, свойственных святым отцам Церкви и в первую очередь о духовничестве.

Военный священник должен стать не только добрым пастырем, который совершает установленные Богослужения, правильно проповедует, ведет беспрестанную просветительскую и духовно-нравственную работу, участвует в социальных и патриотических мероприятиях, помогает командованию в искоренении негативных явлений в армейской среде, но в первую очередь должен явиться молитвенником – духовником, чья сакральная миссия должна быть духовным стержнем воинского формирования.

Мы говорим о духовной брани или духовной войне, которая началась еще до сотворения мира падением ангелов и продолжается уже здесь на земле все время существования цивилизации. Борьба за душу человеческую, за ее выбор движения к Богу или к диаволу, не прекращается никогда. В ней есть большие и малые победы, временные отступления и наступления, но итогом всему остается единение с Богом или отступление от Него. В этой схватке молитва священника-духовника за пасомое им чадо, и есть главный труд священнослужителя.

Невидимая брань, но явно ощущаемая душой военнослужащего, за которого молятся его близкие, родители, сослуживцы и священник-духовник, является его настоящей жизнью. Внешние события только сменяют антураж борьбы за главное – стяжание духа Святого Божия.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — говорил преподобный Серафим Саровский. Этот наказ святого старца следует считать девизом для всего корпуса военного духовенства.

Роль личности священнослужителя порой становится ключевым элементом пастырского служения в войсках. С одной стороны авторитет пастыря, его душевные качества являются притягательной силой для военнослужащих. Желание видеть в священнике друга, коллегу, доброго собеседника предлагает ему вхождение в сферу отношений слабо соответствующих его призванию – служению Богу. Приоритеты в пастырстве смещаются к душевной, а не духовной составляющей. Молитва и внутреннее делание отходит на второй план. И не всегда это происходит по воле самого священнослужителя. Весь комплекс задач, которые приходится решать, делают войскового пастыря администратором, организатором, строителем, дисциплинированным исполнителем воли командования, смещая акценты в своей деятельности в сторону общественно значимых мероприятий.

Начальный этап приработки в воинском коллективе заканчивается, и встают вопросы, на которые не всегда легко дать однозначные ответы. Какова отдача вложенных усилий по воцерковлению военнослужащих, какой процент от общего количества личного состава посещает Богослужения, лекции и беседы православной тематики, проводимые священнослужителем? В каких величинах можно измерить внутренний мир в коллективе с приходом священнослужителя? Сколько суицидальных происшествий предотвращено усилиями помощника командира по работе с верующими военнослужащими?

Нам, как специалистам в области организации деятельности военного духовенства придется формулировать общие подходы к оценке пастырского труда, однако высшим измерителем останется совесть священника и Божий суд по нашему служению. Хотелось бы, чтобы мера наших сил и возможностей совпала бы с промыслом Божиим о путях полагания души за други своя.

Видится важным в этой аудитории напомнить представителям военного командования о той доли ответственности, которая Богом определена и власть придержащим. От роли командира – начальника в процессе духовно-нравственного воспитания, зависит не только выполнение поставленных боевых задач, но и, в первую очередь, судьба человека, находящегося в том возрасте, когда все доброе еще впитывается как губка, но и все скверное осаждается в душе на всю жизнь через моральные или аморальные установки и формируемые стереотипы поведения.

Нам легко вспоминать и нашу военную молодость, когда копирование методов действий по управлению курсантскими подразделениями входило в стиль поведения, в плоть и кровь на многие годы жизни. Хорошо, если учителя были высоконравственными и духовно зрелыми командирами. Этим навыкам следует учиться всю свою жизнь, и принимая ответственность за судьбу других, иметь в виду не только физическую, но и духовную жизнь подчиненных, которая многократно дороже. Жизнь духа вечна, и о ней стоит беспокоиться всем причастным к становлению воина государства Российского.

Духовно-нравственное просвещение это не набор изречений из текстов Священного Писания, это в первую очередь личный пример соблюдения заповедей Божиих и приобщение к благодатным дарам Церкви Христовой, просвещающей душу и преображающей тело. Путь всей жизни — это путь познания Бога внутри своего сердца. И на этом поприще невозможно быть одному, без совета, наставления и молитвы духовника.

Может ли военный священник быть духовником всего воинского коллектива? Сколько духовных чад он сможет привести к Богу, защитить от тлетворности мира сего? Можно ли надеяться, что 10 – 12 регулярно общающихся со священником и участвующих в Богослужениях воинов окажется достаточным потенциалом, чтобы стать «солью» воинского братства?

Господь уподобляет Своих учеников соли, которая сохраняет род человеческий от нравственного разложения: «Вы – соль земли», – и добавляет: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5, 13).

Фундаментальные богословские вопросы требуют фундаментальных знаний и пастырского опыта. Его невозможно получить только в учебном заведении. Возрастание духа в военном священнике должно быть постоянным процессом, где смирение, послушание и борьба с греховными страстями производит плод духовный – состояние Божественной любви, которая « долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). Она имеет свой источник в Самом Боге, который есть Любовь (1 Ин. 4, 26).

Какие требования выдвигает время перед военным духовенством? Столь благоприятной миссия Церкви в Армии еще не была никогда. С одной стороны, обострение всех противоречий современной бездуховной цивилизации, грубо ориентированной не на возведение человека к образу и подобию Божию, а к низведению в состояние безумия и потребления всего того, что вредит душе. С другой стороны, все более очевидной для здравомыслящей части человечества незавуалированно встает вопрос о смысле человеческой жизни, вопросы добра и зла, честности и справедливости, Божественного предназначения и личностного выбора духовной парадигмы. Где, как не в Армии, да еще и на гране крупномасштабной войны, при постоянной угрозе жизни человек должен отрезвиться и возвратиться к истинным духовным ценностям, переосмыслить свою жизнь и поведение, соединившись в молитве с Богом и осознанно встав на защиту Отечества, которое возрождается для служения Богу.

Российская Армия на сегодня по военному потенциалу является второй в мире после США. А по справедливости целей и задач и духовному потенциалу, сдерживающему сатанинскую агрессию, безусловно, — первой в мире. Военное духовенство на современном этапе развития Вооруженных Сил все более весомо заявляет о своем потенциале. Развитие военно-церковных отношений перерастает в соработничество, где роль священника- духовника будет только возрастать. Наша задача готовиться к серьезной и напряженной работе и соответствовать той миссии, которая уготована нам Богом.

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top