Первые дни Страстной седмицы

Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Евангелие от Марка 9:31

По окончании Великого поста наступает Страстная седмица, которая завершается великим праздником Светлого Воскресения Христова, или Пасхи. На протяжении недели Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие на кресте и погребение.

С первых веков христианства великие дни Страстной седмицы особо чтились верующими. По свидетельству святителя

Иоанна Златоуста, в Страстную седмицу первые христиане усиливали пост и молитву, желая неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни. Подражая Христу, претерпевшему мучительные страдания из любви к падшему человечеству, они старались проявлять особое внимание к своим ближним, не осуждая их за грехи и обиды. В дни, когда Спаситель пролил Свою пречистую кровь ради спасения всего человечества, прекращались суды и споры, отменялись наказания.

Богослужения Страстной седмицы исполнены особым молитвенным духом. Во всех песнопениях первых трёх дней этой седмицы развивается и раскрывается смысл евангельских слов Спасителя, обращённых то к ученикам, то к книжникам и фарисеям.

Чтобы сосредоточить внимание и мысли верующих на истории воплощения Спасителя и Его служения роду человеческому, в первые три дня Страстной седмицы в Церкви на богослужениях прочитываются все четыре Евангелия.

В каждый из дней вспоминаются определённые евангельские события.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение Господом бесплодной смоковницы. Идя в этот день в Иерусалим, Христос увидел по дороге пышно растущее дерево, многочисленная листва которого обещала обилие плодов. Но, подойдя к дереву и не увидев ничего, кроме листьев, Господь сказал: «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».

Бесплодная смоковница — это образ человека, который внешне выглядит благочестивым, совершает все положенные обряды, соблюдает посты и несёт молитвенные подвиги, но внутренне, духовно, оказывается мёртв. Он лицемерен и фальшив, и его благочестие — лишь следование внешней букве закона, одна лишь листва внешних дел без духовных плодов.

Таковыми были книжники и фарисеи, тогдашние религиозные наставники еврейского народа. Смыслом их жизни было тщательное соблюдение всех предписаний иудейского закона. Будучи образованны и начитанны, обладая тонким умом, они, однако, не смогли уразуметь простых евангельских истин, открытых Спасителем, и не увидели в Нём истинного Мессию.

Подобна бесплодной смоковнице и душа человека, не приносящего духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Ночь на вторник Иисус Христос провёл в Вифании. Во вторник утром Господь пришёл в Иерусалимский храм, где стал поучать и наставлять народ. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христа и понимая, что Он говорит о них, старались схватить Его и предать смерти. Открыто напасть на Спасителя они не могли, так как боялись народа, который почитал Христа за пророка.

На богослужении Великого Вторника вспоминаются притчи Христа о десяти девах и о талантах, Его пророчество о Страшном Суде. В этот день Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к употреблению на дела милосердия дарованных от Бога способностей и сил, ибо, по слову Спасителя, если «вы сделали [доброе] одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

В Великую Среду Церковью вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного. «Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете; возливши миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению»: оставалось меньше двух дней до смерти Спасителя и Его положения во гроб. В этот же день один из ближайших учеников Спасителя Иуда решился предать своего Божественного Учителя иудейским старейшинам за тридцать сребреников…

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих все события последних дней Спасителя, мы мысленно переживаем всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Пройдя со Христом этот тернистый путь, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории — Славного Христова Воскресения.

Как после ночи настанет свет, так и после скорбей настанет радость. Архимандрит Павел (Груздев)

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top