Полковые и походные церкви Русской армии

Почти каждый полк Русской армии до революции имел свою походную церковь. Она представляла обычную походную палатку со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной иконой — покровительницей полка.Зачастую полк получал название от наименования иконы-заступницы (например Преображенский полк)…

В 40-х годах 18 века в армии уже были первые деревянные церкви. Первая деревянная церковь была построена в 1748 году для гвардейского Семеновского полка недалеко от его казармы. Это стало возможным благодаря выделению участков для постоянного размещения войсковых частей на окраинах городов. На этих землях возводились казармы, храмы, жилые дома, хозяйственные постройки.

Первая полковая каменная церковь была построена по Высочайшему повелению в 1764 году для Преображенского гвардейского полка. Постройка храмов войсковых частей, согласно имевшейся инструкции возлагалась на состоявшую при Военном Совете комиссию по постройке казарм. Во исполнение предложений комиссии по всей Российской армии развернулось церковное строительство. Для этих целей в 1901 году в военном ведомстве было отпущено 200 тысяч рублей, в 1902-1903 годах, по 450 тысяч. В результате этого в Российской армии в начале 20-го столетия, за несколько лет появилось столько войсковых храмов, сколько не было построено за два предыдущие столетия.

Говоря о полковом или гарнизонном храме как о центре духовного воспитания и религиозного образования военнослужащих, необходимо отметить, что в церквах хранились не только духовные реликвии верующих, но и боевые знамена прославленных частей, оружие и доспехи прославленных военачальников. В церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса, погибших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски), своими подвигами прославившие Родину и Военно-Морской Флот. Естественно кадеты, обучающиеся в корпусе, посещая корпусную церковь и читая имена погибших старших товарищей, проникались торжественным чувством — чувством гордости за принадлежность к славной когорте российских военных моряков, рыцарей долга и чести, славных сынов своей любимой Отчизны. (Подобные традиции возрождаются и в наше время. Например, по благословению прот. Олега Теора в г. Псков в воинском храме Архистратига Михаила находятся мемориальные доски с именами погибших десантников-героев 6-ой роты. )

Особенно сложно было организовать церковное богослужение непосредственно на передовой линии фронта, в этом случае богослужение совершалось священником под открытым небом. Вот как описывает подобное богослужение во время русско-японской войны 16 июля 1905 года полковой священник протоиерей Митрофан Сребрянский: «В 7 вечера я предложил отслужить для полка обедницу, так как завтра в 4 часа утра выступление, предложение всеми принято с большой радостью. Поставили на поле стол, икону, Евангелие и крест, зажгли свечу… Собрались эскадроны, генерал и все офицеры, и при мерцании звезд мы начали богослужение.
Прежде всего, я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему… Пели все солдаты… так было умилительно и внушительно это ночное служение, что слезы сами просились на глаза… пропели царское многолетие, шефу, 51-му полку и всей 2-й бригаде; я обошел ряды воинов, благословляя их крестом и на ходу ободряя словами… а налево от нас ясно слышна канонада. Очевидно, в горах идет сражение; ночью из Янтая туда ушло три тысячи человек пехоты! Кончилась служба, все были довольны». (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М.1996. с.51).

Среди направлений функционирования полковых церквей особое место отводилось духовно-просветительской деятельности. Необходимость ее проведения вызывалась, прежде всего, недостаточной общей грамотностью солдат молодого пополнения. При гарнизонных храмах во многих войсковых частях открывались и функционировали церковно-приходские школы. Полковыми священниками организовывались воскресные школы для нижних чинов, школы для бедных уличных детей, женские школы. Таким образом, церковные школы при воинских храмах выступали своеобразными центрами религиозно-нравственного просвещения и преподавания основ нравственности и начал общей культуры по всей России.

Илья БОЯРСКИЙ

Тэги ,

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top