Понятие личности в богословии, и его утрата в массовой культуре

Доклад И.В. Полозовой, доктора фислософских наук, профессора МосУ МВД РФ на «военной» секции Международных Рождественских образовательных чтений

Одной из важнейших тем Рождественских чтений 2016 года является проблема личности. Заседание нашей секций посвящено формированию личности сотрудника ОВД. Вместе с тем, само понятие личности также нуждается в прояснении. Следует сказать, что понятие личностиимеет религиозное происхождение, поэтому, именно богословское понимание личности является определяющим для её понимания. Массовая культура, напротив, утрачивает саму идею личности. Философские трактовки личности занимают здесь некоторую промежуточную позицию.

Личность является определяющим существенным признаком человека, ибов ней проявляется образ Божий. В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека – это главная характеристика богообразности человека, но это не значит, что образ Божий в человеке и личность – одно и то же. Например, человеческая личность в духовно-нравственном отношении может быть и положительной, и отрицательной. О диктаторах, тиранах, преступниках допустимо говорить как о яркой личности, описывая их качества и поступки, в том числе и негативные. Однако если мы попытаемся говорить о тех же людях как носителях образа Божия, то мы никогда не употребим нравственно-отрицательные категории. Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.

Отношения между понятиями могут быть представлены в виде тезисов:

Тезис 1. Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны друг с другом. Бог есть Личность, и человек есть личность, потому что он наделен образом Божиим. Личностное бытие – это проявление образа Божия, то есть взаимосвязь понятий выстроена по типу причины и следствия.

Тезис 2. «Образ Божий» и «личность» – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Ибо образ Божий есть некая неотъемлемая данность, постоянно содействующая сближению человека с Богом. Он всегда имеет духовно-положительную направленность и является онтологическим основанием для личности. Личность же – это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека – как совершенствоваться, так и деградировать.

Тезис 3. Понятия «образ Божий» и «личность» не подлежат формальному определению. Поскольку образ Божий и личность человека «укоренены» в Боге, который не подлежит определению, то и данные понятия не охватываются человеческим словом. Однако отсутствие строгих определений отнюдь не лишает нас возможности активно использовать эти термины. По сути, в христианстве слова «образ Божий» и «личность» – это во многом слова-знаки, указывающие на таинственную глубинную реальность в человеке.

Тезис 4. Образ Божий и личность – это онтологические свойства человека, но не какие-то особые части его природы.Можно обнаружить, что многие важные для человека понятия, такие как красота, гармония, истина, не имеют своей самостоятельной природы. Эти понятия реализуются в тварном мире, но не являются частью природы предметов. При этом красота, истина, добро и т.п. не имеют своей отдельной природы или естества в прямом смысле слова, и все же они реальны. Онтологическое основание данных понятий не имееттварной природной обусловленности, таким основанием для них является Бог. Понятия «образ Божий» и «личность» принадлежат к этому ряду понятий. Они не имеют своей самостоятельной субстанции в человеке. Это не часть души, не дух, не ум. Они не могут существовать вне человеческой природы, но, реализовавшись в ней, задают богоподобный (образ Божий) и уникальный (личность) способ существования человека.

Основные характеристики личности

Возможности выражения богословского понятия личности на рационально-терминологическом уровне ограничены в силу несводимости данного понятия к природе, ее частям или качествам. Поэтому помимо специальных философских терминов и категорий для указания на личность святые отцы в своем богословии широко использовалипоясняющие образы, аналогии, метафоры, а также возможности естественного человеческого языка. Среди нетерминологических средств выражения богословского понятия личности можно выделить грамматические категории субъекта, личные местоимения, имя собственное, а также грамматическую категорию рода.

При этом понятие личности задает для православнойантропологиифундамент, служащий опорой для построения личностной антропологической модели. Названный онтологический фундамент опирается на личностную богословскуютерминологическую систему и характеризуется такими важнейшими качествами, как несводимость к природе, свобода, открытость, творческий характер, уникальность, целостностьинеделимость, непознаваемость аналитическими объективирующими методами.

Несводимость личности к природе означает признание абсолютной инаковости Лица по отношению к природе.

Второй важнейшей характерной чертой личностного образа бытия является свобода. Личность человека, в конечном счете, не детерминируема ни своей природой, ни окружающей социальной или культурной средой. Рассматривая учение о творении мира из ничего в философском проблемном контексте соотношения категорий свободы и необходимости, православные богословы также делают важные антропологические выводы: мир, а значит – и человек, сотворены Богом из ничего, следовательно, личность не детерминируется и божественной природой. При этом личностная свобода человека в его богословском понимании тесно связана с личностной уникальностью и идентичностью. В положительном смысле личностная свобода не сводится к свободе выражения индивидуальных качеств. Личность свободно определяет сам личностно-уникальный образ существования своей индивидуализированной природы. Личностная свободапредполагает и парадоксальный для обыденного сознания отказ от собственной воли, рассматриваемой в православном богословии как функция природы. Такое отношение к воле лежит в основе традиционной православной аскетической практике послушания и отсечения воли.

Личность человека означает открытость. Открытость человека как личности проявляется как в восприятии иного, высшей формой которого является усвоение нетварных божественных энергий, обожение, так и в отдаче своего – своего времени, своих сил, способностей, всего содержания своей индивидуализированной природы. Личностная открытость реализуется в общении, которое ведет к единению, к состраданию, сопереживанию, участию, выражаясь как в бескорыстном жертвенном служении другим людям, так и в принятии их индивидуальных, социальных, культурных особенностей.

Предполагаемое открытостью принятие никак не предполагает принятия греха или греховных страстей, которые рассматриваются в православном богословии как искажения природы, не обладающие собственной субстанциальной основой. Открытость означает для личности возможность превосхождения индивидуализированной природы и тесно связана, поэтому, со свободой.

Свобода и открытость личностного образа бытия лежат в основе творческого характера личности, который также проявляется в общении, прежде всего – в общении с Богом, и затем – в общении с другими людьми. Абсолютный образец для творческой деятельности человека, выражающейся в создании произведений искусства, являет творение Богом мира из ничего.

Именно творчество играет особую роль при восприятии следующей отличительной черты человеческой личности – ее абсолютной, несводимой ни к каким природным характеристикам, уникальности.Личностная уникальность означает абсолютную инаковость личности, во-первых, по отношению к видовой природе или сущности; во-вторых, по отношению к индивидуализированной природе или индивидуальности; в-третьих, по отношению к другим личностям.

Уникальность личности связана также с ее целостностью. Понятие целостности человеческой личности у православных авторов XX века включает представление об ее идентичности и неделимости. Целостность и уникальность несводимой к природе личности не нарушаются при рождении, взрослении, получении образования, приобретении или утрате различных жизненных навыков и в ходе любых других природных процессов. Личность человека не может быть уничтожена грехом. Целостность и уникальность личности не разрушаются в смерти. Целостность человека как личности не разрушается в самоотдаче, в жертвенной любви. Личностная целостность человека в полной мере сохраняется и при восприятии нетварных благодатных энергий, т.е. в состоянии обожения. Итак, каждая личность целостна и неделима, уникальна и неповторима.

Очевидным следствием уникальности и неповторимости личности является ее непознаваемость. Человек как целостная и уникальная личность непознаваемникакими аналитическими объективирующими методами. Личность воспринимается только в общении.

В обобщающем труде прот. В. Леонова «Основы православной антропологии» личность характеризуется следующими характеристиками:

  1. Личность есть одно из проявлений образа Божьего в человеке, она метафизична, не описывается в категориях природы;
  2. Личность не существует вне конкретной природы человека, она получает бытие вместе с природой человека;
  3. Личность неуничтожима, несмотря на все природные изменения;
  4. Личность в соответствии с замыслом Божиим осознает себя «владыкой», «хозяином» своей природы, содержит и формирует её неповторимым образом. Именно личностное начало делает человека узнаваемым в различные периоды его жизни;
  5. Личность нуждается в общении с другими личностями. Наибольшее развитие человеческая личность получает при общении с абсолютной личностью — Богом;
  6. Высшей формой межличностного общения является любовь. Любовь – главное средство для познания личности;
  7. Понятие личности не подлежит формальному определению;
  8. Своеобразие личности более всего раскрывается в диалоге и поступках, основанных на свободном выборе личности;
  9. Необходимым атрибутом личности является имя;
  10. Именно личность получает от Бога таланты. В отношении каждой личности Бог имеет неповторимый замысел.

Утрата личности в массовой культуре

В современной жизни происходит масштабный кризис личности. Массовая культура, отказавшись от Бога, теряет и человеческую личность. Можно увидеть, что выхолащивается и теряется само понятие личности. Утрата связи с Богом приводит к гибели личностного начала в человеке, в которомличностьне имеет своей самостоятельной субстанции. Массовая культура проповедует индивидуализм без индивидуальности. Человечество предстает в ней как толпа атомов, особо-отдельных, но одинаково неразличимых. Человек без лица находится в массе таких же, как он сам. Поэтому происходит стандартизация личности, теряется её уникальность.

Утрата личности, проявляющейся в общении, прежде всего, с Богом, и затем – с другими людьми,приводят к одиночествусовременного человека. Человек остается наедине с телевизором, компьютером, которые не оставляют его самим с собой.У человека нет действительного досуга, наполненного размышлением, общением с самим собой. Досуг поглощается принудительным развлечениям с помощью различных шоу-программ.

Потеря связи с Богом ведут к опустошенности массового человека при всем многообразии и яркости внешнего наполнения его бытия. Такая личность утрачивает и свою свободу и управляется извне: модой, туриндустрией.Происходит замена человеческих отношений психотехническими манипуляциями. Внешняя цивилизованность все более расходится с подлинным смыслом культуры.

Мир такого индивида состоит из случайных контактов, разрозненных впечатлений, произвольных идей, стилей, вкусов, из абсолютно субъективных манер поведения. В мире человека полностью отсутствует закономерная связь и целостность.Массовый человек становится продуктом информационного общества, сознание которого структурировано внешними, внедряемыми в него утверждениями. Отмечается феномен «тотальной пассивности», бессвязность мышления и фрагментарность картины мира, складывающейся у массового человека

Человек и сам начинает воспринимать себя не как личность, а как товар, имеющий свою цену. Он начинает относиться к себе как к товару, который следует продать по возможно высокой цене.Так, по словам Э.Фромма «Христианский Бог любви терпит поражение от рыночного идола наживы» (Фромм Э. «Психоанализ и религия»)

Одинокий, отчужденный индивид западного мира– это человек с постоянно слабеющими связями с людьми, но имеющий возрастающую возможность потреблять (в том числе и продукцию масскульта, рассчитанную на все вкусы и карманы). Массовый человек, утратив творческое начало, перестает быть даже автором собственной жизни. Массовый человек перестает быть личностью и оказывается пленником массовой культуры.

Таким образом, трудно переоценить значение богословского понимания личности для современной культуры. Западноевропейский индивидуализм предполагает образ жизни, противоположный личностному. Индивидуализмом пронизана вся жизнь современного общества, вся современная культура. Но такойиндивидуализм, связанный с наиболее полной реализацией человеком всех сторон и проявлений своей изолированной природы, ведущий к замкнутости, к самоизоляции от Бога и от людей, к противопоставлению себя окружающим, является следствием грехопадения и несовместим с личностной открытостью.

Именно поэтому нужно сделать решительный вывод об основополагающем значении богословского понимания личности для современной культуры и необходимости возвращения к нему.

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top