Практика пастырского служения в воинских формированиях Ахтубинской епархии. Задачи военного духовенства по сплочению воинских коллективов на духовно-нравственных ценностях Православия. Профилактика суицидальных проявлений в воинском коллективе

1G0A6621 (1024x683)

Доклад епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония на «военной» секции XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

Позвольте мне скорректировать тему доклада и заострить внимание прежде всего на проблеме суицида в войсках. Это очень важная тема, напрямую касающаяся нашего служения и присутствия в Вооруженных силах.

Мне известно, что за последние пять лет только в РВСН, не самом многочисленном роде войск, произошло 25 суицидов. Можно долго обсуждать, мало это или много, но надо понимать, что за каждым таким случаем стоит проблема. В свое время, когда институт военного духовенства только утверждался, власти справедливо ожидали, что присутствие священников уменьшит процент суицидальных случаев в армии. И, наверняка, положительная динамика, за истекшее время наблюдается. Но, тем не менее, каждый раз, когда я сталкиваюсь с фактом самоубийства, у меня присутствует ощущение поражения Церкви.

Всем известно об отношении Церкви к этой проблеме. Кратко ее можно сформулировать так: Церковь не отпевает самоубийц. Но если мы с вами на этом остановимся, то наше пастырское служение будет абсолютно ущербным. К сожалению, достаточно часто этот акт совершают люди, которые не позиционируют себя как неверующие. Более того, некоторые из них имеют какое-то представление о вере. Отмахнуться от этих проблем мы не имеем права. Тем более мы не имеем права это делать как священнослужители, которые несут свое служение в Вооруженных силах.

Понятно, что причины, по которым это происходит, совершенно разные. Психология достаточно много изучала это явление с самых разных сторон, написано много трудов, но самое главное, на что не может ответить психология — почему в итоге происходит суицид — акт, который абсолютно противоестественен для человека. Что случается с человеком? Основной итог размышлений психолога сводится к тому, что суицид становится результатом навязчивых идей и мыслей, которые в человеке присутствуют. Эти мысли поселяются в человеке и, в конечном итоге, он в силу стечения самых разных обстоятельств (несчастная любовь, трудности на работе, переживания) накладывает на себя руки. Но психология не отвечает самый главный вопрос – откуда берутся эти навязчивые мысли.

Сам термин «навязчивые мысли» в психологии и психиатрии говорит о том, что есть некая сила, которая навязывает эти мысли. У Церкви есть ответ на вопрос, почему человек совершает этот акт. Есть такое выражение «насильство дьявола», поэтому мы однозначно говорим о том, что суицид – это прямое демоническое воздействие на волю человека. Понятно, что мы живем в мире, где отношение к этой части духовного мира и демоническим силам в какой-то степени кинематографическое. Между тем, опыт Церкви и духовный опыт отцов Церкви говорит о том, что эта реальность присутствует в нашем мире, и среда обитания этих сил не где-то-то там в преисподней, а среди нас. Их так и называют – духи злобы поднебесной. Человек не может быть свободным от той брани, которая постоянно совершается в его сердце. Верит он или не верит, понимает или не понимает, она происходит. Это насильство дьявола. И навязчивые мысли и есть тот самый результат дьявольского насилия, которое совершатся над человеком. Предпосылки могут быть разными. Почва тоже может быть самой разной. Но, как правило, если человек имеет ослабленную волю, а с другой стороны, не обладает навыком сопротивления этому насилию, он не в состоянии справиться с ситуацией.

Опыт людей, которые пытались совершить самоубийство, но у них не получилось, говорит о том, что суицид носит характер внушения. В моей практике был случай, когда девушка с желанием покончить с собой выпрыгнула из окна пятого этажа, но осталась жива. Когда я пришел к ней в больницу, она сказала мне, что не хотела этого делать. Но сила, которая ею двигала, заставила ее. Психологи говорят, что состояние человека, который решился на суицид, двоякое. С одной стороны, он не хочет этого делать инстинктивно, с другой стороны, у него есть ощущение, что он должен. Это насилие внушается демоническими силами.

Еще один момент: человек, решившийся на суицид, пытается тем или иным образом сообщить окружающим о своем намерении. Это практически всегда происходит. Однако мы зачастую не обращаем внимания на эти сигналы.

В чем мы можем помочь и какую профилактику можем провести? Я в самом начале сказал, что расцениваю суицид, как наше поражение. Особенно тяжело переживать, когда из жизни уходит человек, не отвергающий Церковь. Однако вера его настолько формальна, что ему не хватило достаточных усилий, чтобы в нужный момент сопротивляться дьявольскому внушению. Очень важно, чтобы мы не уставали повторять, что человек должен иметь с Богом личное общение. Прежде всего, молитвенное. Конечно, молитва – это труд, которому надо учиться, не всегда человек к этому готов. И наша первоочередная задача – донести до человека то, что он не одинок, что он может иметь надежду. Самое главное –объяснить ему, что когда он попадает в такое состояние, нужно осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помоги!»

Возвращаясь к тому, что Церковь не отпевает самоубийц. Дело не в том, что мы осуждаем этого человека как великого грешника и отвергаем его. Церковь не отпевает самоубийц только потому, что человек актом самоубийства как бы свидетельствует о том, что Бог ему не нужен. Это крайняя форма неверия, и мы не отпеваем, потому как не насилуем свободную волю человека, не желавшего быть с Богом. Здесь та самая грань, о которой можно говорить среди наших подопечных, военнослужащих. Я думаю, в наше время открытых атеистов мало, есть действительно большое количество людей, которые верят как-то по-своему. А суицид – это иллюстрация того, к чему приводит вера в душе. Веры в душе бывает недостаточно для того, чтобы сопротивляться духовному натиску, который человек испытывает. Наша задача – максимально полно говорить о том, что происходит, обращать внимание военнослужащих на это, прививать навык анализа своего внутреннего состояния. Они должны привыкнуть обращаться в сложных духовных ситуациях к священнослужителю, который обязан быть абсолютно доступным.

Еще раз говорю, что решившийся на самоубийство, подает сигналы. Это вопрос, конечно, к нашим коллегам, помощникам по работе с личным составом, а также психологам, которые работают в войсках. Здесь должна быть общая работа по выявлению тревожных состояний. Бороться с этим можно и нужно. Можно провести анализ состояния этой проблемы – что у нас происходит в войсках, как меняется или не меняется динамика, попытаться выявить какие-то основные причины, тенденции, почему это происходит. На мой взгляд, просто необходимо провести совместный семинар священнослужителей, психологов, заместителей по работе с личным составом. Проблему нужно обсуждать, это показатель качества нашей работы. Если объединить усилия, мы сможем достигнуть результатов в этом направлении. Есть хорошая серия православно ориентированных сайтов – пережить.ру. Один из этих сайтов посвящен проблеме суицида. Я советую священникам пользоваться представленными там материалами.

Еще раз повторю – это та брань, которую мы ведем, та война, которая происходит в сердцах людей. Если священнослужитель отнесется с неравнодушием к каждому суициду, мы сможем бороться. Конечно же, нужно вести работу в направлении самоконтроля и молитвы. Но просто сам по себе человек иногда не в состоянии с этим справиться. Нужен молитвенный опыт, который необходимо передавать, прививать нашим военнослужащим. Понятно, что бывает сложно. Но каждый раз, когда происходит такой случай, появляется повод, чтобы обратиться к нашим военнослужащим с разъяснением этого духовного явления. Необходимо объяснять духовную подоплеку, чтобы не было никаких иллюзий по поводу того, в каком мире мы живем и насколько этот духовный мир агрессивен по отношению к человеку.

Благодарю за внимание.

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top