Праздник Рождества Христова и его педагогический потенциал в нравственном воспитании молодежи

Доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, иерея Максима Никитского на «военной» секции XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Одной из характеристик современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес к изучению социально-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности. Этот интерес обуславливается пониманием того, что человек с рождения и в течение всей своей жизни неизбежно оказывается в условиях и обстоятельствах, так или иначе влияющих на его развитие и воспитание. Стремительные преобразования в общественной жизни, осуществляемые в российском государстве в последние годы, существенно меняют объективные условия социализации подрастающих поколений, на фоне чего происходит актуализация роли и функций различных социальных институтов и организаций, ставящих перед собой цели конструктивного изменения социокультурной среды в соответствии с транслируемыми ими ценностями.

Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимает возрождаемый и укрепляющийся сегодня институт религиозного воспитания. Исторически очевидно, что главными хранителями и трансляторами нравственных составляющих педагогических идей являются традиционные конфессиональные представительства, в связи с чем ведущими российским педагогами (Б.С.Братусь, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, Т.И.Петракова, В.В.Рубцов, Т.В.Склярова, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков и др.) подчеркивается важность и даже необходимость осмысления религиозного воспитания в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования. В этом плане являются весьма справедливыми и актуальными слова, сказанные ещё в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: «…От того, как мы справимся с задачей образования идущих за нами поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа».

В силу известных причин в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания изучению Православной Церкви как социального института изучению её воспитательного потенциала. Тем не менее, мы видим, как после периода атеистического безвременья, в наши дни поступательно развивается конструктивное сотрудничество между светскими и религиозными организациями в сфере образования и воспитания подрастающих поколений

Сегодняшнее масштабное мероприятие, XXV Международные Рождественские образовательные Чтения, по самому названию имеет непосредственное отношение к одному из главных христианских Праздников – Рождеству Христову, или как полностью этот день называют православные христиане – «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Праздник… Что такое «Праздник» вообще? Мы не ошибёмся, если скажем, что любой Праздник для человека – это фиксация им в своём сознании и в сознании подрастающих поколений главных (и даже высших) для него ценностей. Согласимся с мыслью: «Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, какие у тебя ценности», т.е. во что ты веришь, и что для тебя является главным в жизни. Также понятно, что любой праздник имеет и педагогический, воспитательный потенциал, поскольку ориентирует на то, что является предметом особого почитания, подражания, взаимосвязи поколений, созидания будущего и т.д. Например, для нас абсолютно понятны высшие патриотические и, я бы сказал, высоконравственные ценности «Дня Победы» – 9 мая, «Дня Единства и согласия» – 4 ноября, «Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» – 10 ноября, «Дня защитника Отечества» – 23 февраля и т.д. Также понятны нам семейные ценности и радости празднования «Нового года», «Дней рождения» наших близких, свадебных торжеств, юбилеев и так далее, и так далее. Собственно, так – с любым праздником, какой бы мы ни рассматривали и какого уровня и масштаба он ни был.

Праздник Рождества Христова… В чем высшая ценность этого Торжества? Поистине, масштаб и педагогический потенциал Праздника Рождества Христова – вселенский! Как сказал в своём праздничном Рождественском послании святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – это «праздник исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздник неизреченной любви Творца к Своему творению, праздник пришествия в мир Сына Божия». По мысли преподобного Симеона Нового Богослова, Бог, придя в мир, соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы и человек соединил себя с Божеским.

Что же такого особенного привнес Спаситель, придя в наш мир? Для какого важного дела воплотился Бог? Он, будучи истинным Богом и истинным Человеком, Сам ответил на этот вопрос. И этот ответ, как мне кажется, является одним из главных, если не сказать самым главным нравственным основанием всей нашей с вами жизни, являющимся одновременно и Божиим призывом к нам. Читаем в Евангелии от Матфея в главе 20: «Иисус же, подозвав их (учеников Своих – М.Н.), сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих».

Вдумаемся, дорогие друзья! Сам Бог служит человечеству, то есть нам! И вот, он, этот самый педагогический потенциал, источник и пример которого – Сам Бог! Этот пример для каждого человека – юного и взрослого, учащегося и учащего, руководителя и подчиненного, для мужа и жены, для родителей и детей. Для всех. Ведь мы становимся сопричастными Самому Творцу, становимся Его сослужителями именно служа, то есть терпеливо, качественно и честно выполняя все возложенные на нас профессиональные, семейные, социальные и любые другие обязанности, причём не ради себя, а ради окружающих нас людей, И если мы стремимся быть с Богом, быть под Его благодатью и получать от Него укрепление и помощь в нашей жизни, то мы призываемся быть такими же, как Он, потому что Бог сам – служит!

Итак, мы все с вами призываемся к Служению, которое невозможно воспринять без понятия Любви. А любовь – это, собственно говоря, и есть не что иное, как жертвенное служение Богу и ближним. Здесь, в нашей аудитории, понятие «Служение», сам глагол «служить» – понимается лучше, чем где бы то ни было. Вы все, каждый на своём участке – служите нашему Отечеству, обеспечивая права и свободы человека, охрану правопорядка и общественную безопасность. Служим и мы – священнослужители. Мы с вами призваны к служению Богу и людям, поэтому будем помнить, что в этом служении, в нашей самоотдаче – ключ к благополучию и счастью, потому что источник этого благополучия – Сам Бог, всегда служащий людям.

Рождество Христово – это освящение природы человека. Этот праздник дает возможности уповать не только на нашу человеческую природу, не только на свои качества, свои знания и свой опыт, но чтобы мы рассчитывали на непосредственную помощь Божию и Сам Бог давал нам силы в тех трудах на которые мы с вами поставлены Богом и государством.

Примечание: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №17-06-00796.

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top