Приложение № 13

СОДЕРЖАНИЕ

Текст беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в аналитической программе «Панорама» радиостанции «Маяк» (фрагмент). 16 марта 2006 года

«О сращивании Церкви и государства можно говорить только в том случае, если они управляются из единого центра»

Ведущий: Владыко, в последнее время часто обсуждается участие Церкви в государственных проектах и программах. В частности, одна из самых больных тем сегодня — это дедовщина в армии. В связи с этим снова и снова возникает вопрос об институте военных священников. Как, с Вашей точки зрения, здесь могло бы помочь военное духовенство?

Митрополит Кирилл: Всецело убежден в том, что здесь поможет только институт военных священников. Ибо весь наш опыт, включая как опыт Советской, так и современной Российской Армии, свидетельствует о том, что никакая форма организации воспитательной работы в войсках не способна изменить к лучшему ситуацию, если только не происходит обращения к исконным духовным и нравственным ценностям нашего народа. Страшный случай в Челябинском танковом училище и нечто подобное, имевшее место во многих других частях, рождает в обществе острую потребность знать о происходящем в армейских казармах. Не нужно этого замалчивать, но также не следует использовать эту драматичную тему для того, чтобы бичевать всю армию, и без того многие годы находящуюся в тяжелом моральном и материальном положении. И открытость некоторых аспектов внутриармейской жизни для общественного контроля, и деятельное сопереживание общества проблемам армии – и та, и другая потребности равно диктуются нам чувством патриотизма. Нельзя замалчивать отдельных правонарушений, но необходимо анализировать ситуацию в целом, доискиваясь до первопричин происходящего и, определять средства, которые помогли бы изменить нынешнее положение вещей.

Глубоко убежден в том, что этому способствовал бы священник в Армии, и не только православный священник, но и мулла, и, может быть, пастор для какой-то группы военнослужащих-протестантов. Появление православного священника в войсках вовсе не означает, что отныне батюшка будет наставлять последователей пророка Мухаммеда, как это, к сожалению, порой интерпретируют некоторые мусульманские соотечественники. Задача духовного окормления российского войска будет заключаться в том, чтобы человек, принадлежащий к той или иной религии, имел возможность получить духовно-нравственную поддержку со стороны общины своих единоверцев через священника, муллу, раввина, ламу, пастора…

Хотел бы напомнить о том, как было поставлено дело в царской России, обратить внимание на дореволюционную модель взаимоотношений Церкви и Русской Армии… Наша национальная модель отличалась от того, что мы видим в армиях США, Польши и других стран. Там священнослужители ходят в военной форме, имеют воинские звания… Я думаю, что подобная западная модель не в полной мере подходит нам. Сейчас, когда клирики не стали еще частью армейского организма, Русская Православная Церковь опирается на приходских священников, окормляющих воинские части, дислоцированные поблизости от тех храмов, клириками которых они являются. Однако и такая схема не лишена очевидных недостатков. Во-первых, приходской священник уже достаточно обременен попечением о православной общине, которую окормляет. Во-вторых, он не может жить в казарме, проводя большую часть времени среди военнослужащих. А его труды будут эффективны только в том случае, если он будет постоянно пребывать в среде солдат и офицеров.

А в дореволюционной России священники никогда не облачались в военную форму, никогда не имели воинских званий. За ними была закреплена известная позиция в табели о рангах, например, зарплату священник получал на уровне капитанской, то есть вполне скромную, но плюс к ней шла выслуга лет. При этом священник, повторяю, не был военнослужащим. Но в то же время и подчинялся он не местному епископу, а протопресвитеру военного и морского духовенства, который имел юрисдикцию над всем корпусом военного духовенства. Таким образом, речь идет о некоей промежуточной модели по отношению к тому, что сейчас имеет место в России и что традиционно существует в армиях США и Европы. Я думаю, что нам стоило бы придерживаться нашей отечественной, исторически оправдавшей себя модели. И появление священника в Армии откроет путь для решения целого ряда проблем, которые сегодня в ней существуют.

СОДЕРЖАНИЕ

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top