Прощать или не прощать?

О прощении

Как часто и в каких ситуациях мы задумываемся о прощении? Как часто мы искренне прощаем своих ближних? Кто-то — раз в году, на Прощеное воскресение, а кто-то — перед каждой своей исповедью или непосредственно после конфликтной ситуации. Но есть люди, которые уверены в том, что прощать — это удел слабых.

Как-то раз…

В одной из калининградских школ мною была проведена беседа на тему: «Сила прощения». В ходе беседы одним из учащихся был задан вопрос, который чуть было не сбил меня с толку. «А зачем прощать человека, если рано или поздно он снова обидит, не тебя, так другого? Не лучше ли наказать его, отомстить ему, ведь это послужит хорошим уроком, нежели просто простить его?»

Этим вопросом сегодня задается все человечество, напрасно пытаясь найти оправдание своему нежеланию прощать и чувству личной мести. Клайв Льюис в своей книге «Просто христианство» верно заметил: «Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой, прощать или не прощать».

Действительно, нелегко простить своего личного обидчика, соседа по лестничной клетке, не закрывшего за собой дверь подъезда; пассажира в общественном транспорте, который нечаянно наступил тебе на ногу, а тем более человека, совершившего убийство или насилие над близкими и родными тебе людьми. Нелегко, потому что по-настоящему простить — это значит сознательно отказаться от мести, не осудить, проявить милосердие, доверие и т.д.

Тяжело простить своего обидчика еще и потому, что для этого необходимо переступить свое «Я», смириться, но для многих простить значит проявить свою слабость. Намного легче и приятнее осудить, потому как в процессе осуждения перед другими людьми мы ставим себя выше.

Что такое «прощение»?

В толковом словаре Даля глагол «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга; отпустить провинность, снять с кого-то обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость».

Прощение — это прежде всего проявление милосердия по отношению к ближнему. Но только к такому ближнему, который, осознанно или неосознанно, в данный момент совершил проступок против тебя. Поэтому абстрактно простить группу людей, народ, всех жителей земли одновременно всегда легче, нежели простить своего личного обидчика.

Вот и заменили люди акт истинного прощения на его суррогаты, среди которых — безразличие и равнодушие к обидчику, мнимая терпимость, выжидание и лукавое молчание, попытка забыть об обидчике и причиненном им зле. Вместо искреннего прощения, как правило, такие люди придумывают себе причины: он должен первым подойти ко мне и попросить прощения; у меня нет времени на прощение; я не способен забыть обиду; проблема сама собой исчезнет, если не обращать на нее внимания, и т.д.

Искренне и осознанно, раз за разом прощать человека, как об этом говорит Господь, без доверия Ему и Его Промыслу невозможно, особенно если это жестокие уголовные преступления. Как указывает жизненный опыт, человеку трудно простить даже один раз, не говоря уже о многократном прощении, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27). Не случаен тот факт, что ни один призыв Господа не вызывает такого возмущения и несогласия у светского человека, как евангельская фраза о подставлении левой щеки, если тебя ударили в правую: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5: 39).

Кого прощать?

В связи с этими возмущениями встает закономерный вопрос: а имеет ли смысл прощать людей? Если да, то всех ли людей?

Господь наш Иисус Христос на этот вопрос в Евангелии ответил апостолу Петру однозначно: имеет смысл прощать, и не один раз, а постоянно. «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:21, 22). Имеет смысл прощать еще и потому, что «…прощайте и прощены будете» (Лк 6:37).

Но стоит ли прощать тому, кто сам не умеет прощать? Фридрих Ницше на этот вопрос ответил однозначно: «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать», потому что, прощая такому человеку подлость, ты помогаешь ему совершить другую. Ницше не понимал и не принимал христианства, которое учит прощению и милосердию, что и послужило поводом для такого ответа.

Во-первых, не бывает на свете таких людей, которые не умеют прощать, — есть люди, которые не хотят этого делать по определенным причинам.

Во-вторых, прощение, в свете христианского мировоззрения, никак не означает попустительского отношения к виновному и согласия с его плохими поступками. Помилование никак не предполагает безнаказанность. Прощение есть форма наказания. Но с христианской точки зрения, наказать — значит, дать виновному наказ, урок милосердия с целью исправления и перемены в дальнейшей перспективе.
Никакой речи о наказании как о возможности проявления мести и расплаты идти не может. Не злом за зло нужно воздавать человеку, но добром за зло, иначе зло будет количественно и качественно преумножаться. Только добром можно победить зло. Именно в этом смысле в Евангелии Господь призывает человека подставить другую щеку для удара. (Мф 5:39).

Процесс наказания, с библейской точки зрения, согласно этимологии слова означает преподать наказ, учение, что является одной из форм проявления любви человека к человеку и Бога к человеку. Например, когда родители наказывают ребенка за провинность, они не сразу прощают его, хотя в душе он уже давно прощен ими, но ставят в угол либо лишают его возможность играть с целью дальнейшего осознания им своего проступка и перемены себя. Тем более Бог по Своей великой Любви не сразу дает прощение человеку, но через осознанное исповедание греха, покаяния и прощения ближних дарует ему возможность быть прощенным, а значит, быть любящим и любимым. Кто любит, тот прощает, и наоборот, гласит народная мудрость.

Необходимо прощать всем: своим ближним, родным и даже тем, кто на данный момент не может простить, так как своим личным прощением мы учим виновного прощать других. Следовательно, прощать нужно всех и всегда.

Где взять силы?

Но как быть в таком случае человеку, у которого жестоко изнасиловали и убили единственную и самую любимую несовершеннолетнюю дочь? Как найти в себе силы простить Гитлера или Сталина за многочисленные жертвы, среди которых есть дети, старики и наши родственники? Наконец, как смотреть в глаза сотням тысяч новомучеников, пострадавших за Христа в годы большевистских гонений, после прощения их убийц?

Ответ на этот вопрос, а главное, силы для этого непростого, но очень важного и нужного шага — прощения — можно найти только в христианстве. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27—28) — эти непростые слова сказаны Христом. Сказаны Тем, Кто в ответ на любовь незаслуженно испытал на Себе предательство, ненависть, клевету, гонение, распятие и последовавшую за этим мученическую смерть; наконец, Тем, Кто молился за своих палачей, вися на Кресте.

Он не сделал никакого греха. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, весь суд отдавая Богу Отцу. Божия Матерь не осуждала убийц Своего Сына, хотя и Ей крестное орудие прошло сквозь душу.

Заповедь Христа о любви к врагам, то есть к тем, кто причинил нам страшную боль, принес зло, — это не красивая абстракция, а призыв к действию. И в зависимости от того, насколько человек любит Бога и доверяет Ему, настолько искренне он сможет простить своих врагов. Только Христос может дать человеку силы на такой духовный подвиг — прощение врагов, и только Сын Божий, Его заветы и Крестная Жертва являются для нас непоколебимым основанием и средством для молитвенного преодоления в себе скорби и страшной боли, подчас причиняемых нам другими людьми. Иного пути нет.

Для человека светского прощение врага есть абсурд и безумие, особенно до тех пор, пока не вспомнится, что и сами пострадавшие зачастую приносят боль окружающим. А это уже призывает нас задуматься о многом…

История прощения…

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна до принятия монашества была замужем за великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. 4 февраля 1905 года ее супруг был убит террористом Иваном Каляевым. Тяжело переживала она эту драму. Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу. Каляев при встрече сказал: «Я не хотел убивать Вас, я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но Вы были с ним, и я не решился его тронуть». На что княгиня ответила: «Вы убили меня вместе с ним!» Она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста.

И сегодня многие люди, потеряв своих близких и любимых людей, искренне прощают их убийц. В их душах преступники получили прощение. И они будут свидетельствовать перед Богом, что простили. Как ни больно терять любимого человека, но знать, что он с Богом, надеяться на это — великая радость. А свою человеческую тоску нужно переложить в светлую память и дела милосердия ради этой памяти.

Заключение

В заключение хочется выделить один из главных христианских принципов, который должен стать условием гармоничных отношений между людьми в семье и в обществе: «Люби грешника, но ненавидь грех». Или иначе: «Ненавидеть грех, но не грешника».

Клайв Льюис в своей книге «Просто христианство» по этому поводу замечает: «Долго я считал это различие глупым и надуманным: как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не возненавидеть его самого? Позднее я понял, что много лет именно так и относился к одному человеку — к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость, или лживость, или жадность, я продолжал любить себя, мне это было совсем нетрудно. Собственно, я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство не побуждает нас смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он исправится и снова станет человеком».

Станет настоящим человеком, раскрывая, а не уничтожая в себе образ Божий.

Священник Константин КИОСЕВ

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top