Роль и значение традиционных духовных ценностей в деятельности сотрудников полиции

Доклад и. о. председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на секция МВД: «Духовное наследие святого благоверного князя Владимира: правоохранительные аспекты» (XXIII МРОЧ)

Цивилизационный выбор Руси – Православие. Это религия любви и созидания, обожения человеческой природы и спасения души. Сам процесс обожения человека беспределен, в нем есть начало, но нет конца, душа по своей природе имеет вечное бытие, однако готова ли она к беспрестанному славословию или благодарению Бога, зависит от ничтожно малого промежутка времени — земной жизни человека. В ней есть события, которые определяют личностное состояние души, ее преображение и светоносность, устремленность к Богу.

Если человек утверждается во грехе и осознанно служит темным силам, посмертная участь его души страшна.

Внешняя сторона этого духовного выбора проходит через последний бастион – соблюдение законов государства, которые через деятельность сотрудников полиции не допускают скатиться в хаос и смерть цивилизации. Мир, который по слову Евангелия во зле лежит, продолжит существовать до тех пор, пока будут оставаться праведники на этой земле, пока человек своей свободной волей будет продолжать поиск смысла своей духовной жизни и определяться с выбором куда идти: к Богу или диаволу.

На этом этапе роль солдата правопорядка становится особенно важной. Он может не только остановить преступника, но и оказаться первым человеком на пути его духовного преображения. Для этого он должен стать не только профессионалом с большой буквы в своей области, но и духовно целостной личностью, истинным воином Христовым, имеющим такую силу духа, которая сможет противостоять безумному наваждению и одержимости преступника.

Сотрудник полиции, по слову Святейшего Патриарха Кирилла на освящении храма Державной иконы Божией Матери на территории Управления экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД России по г. Москве, которое состоялось 22 января с.г., подобен врачу, которому поручено сражаться с лихорадкой эбола, облаченному в непроницаемый скафандр для своего служения. Этой защитой при противодействии самым низменным проявлениям в человеке, может быть только духовная защита благодатной помощи Божией.

О человеке мы составляем свое представление по его поступкам, как он себя ведет в различных ситуациях. В особенности о сотруднике полиции, который носит погоны и облечен властными полномочиями. Его поведение становится объектом пристального внимания всего населения, средств массовой информации. Именно из них мы узнаем чаще всего о неблаговидных поступках. О подвигах сотрудников органов внутренних дел пишут и говорят крайне мало, и от этого в обществе зачастую складывается искаженное представление о деятельности полиции.

Для многих словосочетание «духовно-нравственное» означает что-то позитивное, что-то высокое в человеке. Действительно духовное состояние человека определяет нравственную характеристику его внешнего поведения. Иногда поступки человека внешне могут быть безукоризненно нравственными, благопристойными, но внутреннее отношение к одним и тем же поступкам могут быть как духовно высокими, так и совершенно бездуховными. Примерами различного отношения к внешне нравственному поведению изобилуют современные избирательные технологии. Часто человек поступает внешне позитивно лишь для того, чтобы о нем думали, что он хороший человек. Если же нет свидетелей его поведения, то оно, как правило, соответствует его внутреннему духовному состоянию: высокому или безнравственному. Когда же человек совершает безнравственные поступки открыто, никого не стесняясь, то о таком человеке говорят, что он потерял всякую совесть. А ведь именно совесть выполняет главную роль в определении духовного состояния человека. Совесть яснее отличает добро от зла, нежели ум. Совесть труднее обольстить, нежели ум.

Совесть такая же принадлежность человека как душа. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу писал: «Умертвить совесть невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего».

Независимо от отношения к религии, к Богу, даже совсем стойкие атеисты все же не рискуют говорить о том, что у них нет совести. И многие из них говорят: «А зачем мне Бог, я живу по совести». Хотя и не подозревают, что человек есть образ Божий и сам Бог сопровождает человека посредством совести всю его жизнь. Есть даже такое выражение: «Поступай по совести, и ты никогда не согрешишь». Почему же так? Потому, что совесть – это голос Божий в человеке, который всегда подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Потому и те, кто признает в себе наличие совести, чаще всего руководствуются ею в своих поступках и через это руководство формируется нравственный облик человека. Те же, кто попирает свою, заметьте не чужую, а свою совесть, у тех происходит повреждение нравственных начал личности. Именно поэтому вопросы, касающиеся духовных и нравственных ценностей современного сотрудника органов внутренних дел, были центром внимания соответствующего социологического опроса.

С помощью опроса было оценено духовно-нравственное состояние курсантов и практических сотрудников органов внутренних дел. 80-90% опрошенных руководствуются в своей жизни, служебной и учебной деятельности такими принципами, как гуманизм, законность, объективность, справедливость, коллективизм, товарищество, верность, уважительное отношение к людям.

При всем при этом нравственными принципами смогли бы поступиться 20,0% опрошенных, из которых 76,4% совершили бы безнравственный поступок лишь в случае наличия угрозы жизни или здоровью своему или близких. 15,1% поступили бы так из-за возможности получить материальную выгоду, а 8,6% — в надежде сделать карьеру.

Чем устойчивее духовное состояние сотрудника полиции, тем успешнее он преодолевает все нестроения, которые встречаются на его жизненном пути. Что же означает для нас духовное состояние курсанта, слушателя, да и вообще любого человека? Во-первых, человек должен осознавать, для чего он пришел в этот мир. Если только для того, чтобы взять от жизни все, всем успеть насладиться, а при неудаче – крах, жизненный тупик? Это одна ситуация. Если же человек считает себя, что он есть образ Божий, и этому образу должен соответствовать, и жить так, чтобы уподобиться Богу, и понимать, что смысл его жизни заключается в том, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом, то это совершенно другая ситуация. При таком духовном устроении любые трудности и искушения человек преодолевает достойно, оставаясь всегда человеком.

Помыслы человека – показатель его духовного состояния. Духовное состояние человека видно из качества его помыслов. Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Способность простить, скорее оправдать, чем осудить ближнего – одно из важных качеств духовного состояния человека.

Наиболее ярко проявляется эта способность в реакции курсанта, сотрудника на грубость со стороны окружающих его лиц. Возвращаясь к результатам опроса мы видим: всегда прощают 15,2%, прощают в зависимости от обстоятельств и обидчика – 72,0%, отвечают обидчику тем же – 9,9%, затаивают обиду и думают об отмщении – 2,7%. Здесь не уточняется о ком конкретно идет речь, для курсантов это, скорее всего, начальники, преподаватели или такие же, как и он, курсанты.

В чем же причины нарушений, допускаемых сотрудниками? По мнению 69,2% опрошенных основными причинами нарушений являются корыстные устремления; 45,2% опрошенных указали также на злоупотребление спиртными напитками; 40,9% — незнание основных нравственных норм; 40,0% — переутомление, стрессовое и иное болезненное состояние; 37,0% — недостатки семейного и школьного воспитания; 36,5% — отрицательные традиции и привычки, приобретенные до службы в ОВД; 31,5% — отрицательные черты характера; 27,4% — образцы безнравственного поведения, представляемые СМИ.

Что же надо сделать, чтобы повысить авторитет сотрудников органов внутренних дел. Опрошенные курсанты указали, прежде всего, на профессионализм и компетентность (71,9%), опрятность внешнего вида и вежливость в общении с гражданами (64,0%), общий уровень культуры и образования (49,4%). 38,0 % обратили внимание также на соблюдение законов и требований служебной дисциплины, 36% — на неподкупность. И лишь 19,7% опрошенных, указали на непримиримость в борьбе с преступными проявлениями, 11,0% — на жесткость в отношении правонарушителей. За исключением последней позиции, все эти свойства и качества личности записаны в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Перед сотрудниками органов внутренних дел, как и для всех нас, стоит двуединая задача: стать профессионалами своего дела и сохранить в себе образ и подобие Божие.

Зачем духовное лицо рассказывает про статистику сотрудникам полиции? Можно было бы сказать одним словом: если корпус правоохранительных органов не будет стремиться к святости, то своими силами ему не справится. Нужна величайшая помощь свыше, духовное заступничество святых угодников, чьи имена вы носите, небесных покровителей наших силовиков. Нужны священнослужители, которые молятся за вас во всякое время во всяком месте. Но, если мы сами не научимся молиться, Господь не сможет войти внутрь вашего сердца. Мы должны открыть свое сердце для единения с Богом, чтобы напрямую услышать то, что Он хочет. Интуиция, которая должна дать духовное знание, христианская интуиция, должна вразумить, что сказать человеку. Тому человеку, с кем вы общаетесь: подчиненному, преступнику, любому, кто встречается на вашем пути. Чем его можно исправить, чтобы не погубить дело? Потому как не всякое наказание за преступление исправляет человека.

Понятно, что вы находитесь на том участке служения, где трудно с преступником разговаривать на философские темы. Вы должны привести доказательства высшей справедливости. Люди осознано начинают служить злу — вот это страшно. Целые государства, правительства, целые сообщества людей действуют не по закону совести, не по закону истины, а по закону лжи. Как в той ситуации, когда были сожжены Содом и Гоморра: «Найду ли я там двадцать праведников, а десять, а еще меньше?». И вопрос остается без ответа. Мы можем дойти до такого состояния, когда не останется праведников. «Должны мы, сильные, немощи немощных носите…» (1 Рим.15:1).

Подразумевается не просто остановить врага рода человеческого. Бесы и дьявол хотят поработить души наши, увести их к тому миропониманию и миросозерцанию, который ведёт всех к закону «отсутствия любви». Мир закончится только тогда, когда оскудеет любовь. Какой вывод? Скажу, может быть, не хорошую вещь, которую вряд ли все сразу примут. Влюбитесь в приступка. Если мы не будем видеть в преступнике личность, человека, которого создал сам Господь Бог, мы не сможем его исправить. Сделайте все, чтобы можно было остановить эту гидру духовную. В первую очередь внутри себя, до тех пор, пока мы не достигнем того, чтобы в нашей душе поселился Дух Святой. Вспомним слова Серафима Саровского, который в беседе с Мотовиловым повторяет своего рода закон христианской жизни: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Обращаю внимание: говорится о том, что, не сделай так, чтобы другой человек стяжал дух мирен, а ты должен стяжать этот дух мирен. Чтобы вокруг тебя, скажем так, автоматически спаслись тысячи.

Как хорошо, когда мы видим благодатного старца, священнослужителя или игумена монастыря, которые светятся духовной радостью при виде сотрудника полиции, который хочет с ними пообщаться. Они идут с открытым сердцем, утешают, вразумляют и достигают своей цели. Дальше человек возвращается в мир и у него есть силы бороться с преступностью. Понятно, что этот вопрос крайне многообразен и многотруден.

Самое главное то, что невозможно все сделать словами, это серьезнейшая духовная работа. Мы говорим о Православии, что это наука из наук, искусство из искусств. Это подразумевает практическое делание, приобщение к святым Христовым Таинствам, к исповеди, вообще к духовной и настоящей молитвенной жизни. Но это подразумевает беспрестанное посвящение своего ума и духовного сердца в законы благобытия. Более того, эти законы вроде бы все известны: открой интернет, и ты найдешь все книги духовного содержания, которые за две тысячи лет сформировались в уникальный корпус духовного плана. Однако эта наука прикрыта, она подразумевает, что человек должен преодолевать себя, чтобы прочитать лишнюю строчку, иначе глаза будут слипаться.

Общее наставление должно быть одно: спасемся только вместе. Поэтому давайте каждый на своем месте будем двигаться к Богу и, любя Бога и ближнего, просвещать нашу Отчизну, а через нее давать возможность другим странам и народам видеть ту любовь, которая есть между нами. Чтобы она дала возможность оценить, что Россия — это не просто источник сырья, но это великая цивилизация, великая православная цивилизация. Выбор этого пути сделал в свое время святой князь Владимир Красное Солнышко. Дай Бог, чтобы мы, всё это в сердце вместив, продолжали жизнь по заповедям Божиим.

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top