Сила духа — безопасность Отечества

den_pobedy1

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война — одна их самых трагических и одновременно триумфальных страниц истории России. В течение четырех лет страна находилась в эпицентре страшного военного испытания. Наши отцы и деды ценой неимоверных усилий и колоссальных жертв не допустили разгрома страны, уничтожения национального бытия и духовной самобытности народа. И сегодня, отмечая 70-летие Победы в самом кровавом конфликте XX века, следует задуматься, какое значение это событие имеет для нас, потомков людей, спасших мир от коричневой чумы.

Полагаю, первое, что должен испытывать человек, размышляющий о тех годах, — это благодарность к советскому солдату и уважение к стране, заплатившей самую большую цену за свободу Европы и право самостоятельно выбирать исторический путь. Несмотря на предпринимаемые сегодня попытки пересмотреть историю, огромное число людей по-прежнему признает решающую роль нашей страны в преодолении нацизма. Мы приняли на себя главный удар фашизма, и трудно сказать, какой была бы история мира, если бы не героический подвиг советского народа. Наши солдаты, в полном соответствии с евангельскими словами: «Нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13), исполнили свой долг, защищая свою Родину, в том числе и ценой собственной жизни. В результате сила, которая казалась непобедимой и перед которой склонилась вся Европа, была сокрушена мужеством и жертвенностью наших предков.

Вспоминая о цене победы, о том, сколько сил и человеческих жизней было положено на ее алтарь, нельзя не отметить и силу народного духа, которая во многом стала решающим фактором, повлиявшим на исход войны. В начале войны мы были слабее врага. Германия превосходила Советский Союз по военной мощи, организации, развитию экономики. И в этих условиях наши солдаты в большинстве своем поднимались из окопов и шли навстречу смерти. Несмотря на то, что в рассказах и исторических исследованиях, которые описывают этот период войны, чаще всего говорится о наших поражениях, нельзя не отметить, что отступление советских войск сопровождалось кровопролитными битвами, которые истощали противника. Это, в конечном итоге, сорвало планы блицкрига и предуготовило победу. Иначе как силой духа такое героическое сопротивление внезапно напавшему врагу объяснить невозможно. Народ был готов идти до конца, не жалея ни здоровья ни жизни. И Господь, видя такую подлинно евангельскую жертвенность, приклонил Свою милость к нашему Отечеству.

Эта всепобеждающая сила духа коренилась в системе ценностей, которая сформировалась в народе в итоге тысячелетнего развития нашей страны. В отличие от современного человека, для которого самая важная ценность — это жизнь, а самое главное в жизни — достижение благополучия, высочайшей ценностью предшествующего поколения было спасение народа. Во время войны враг сбрасывал с самолетов листовки, которые были близки по содержанию к тому, что высоко оценивается либеральной общественностью и сегодня. В них солдат призывали сдаваться в плен и обещали мирную, сытую жизнь в Германии. Однако тех, кто брал эти листовки и шел к врагу, было ничтожно мало. Остальные, стиснув зубы, шли и защищали свое Отечество.

Не жизнь, а подвиг. Не благополучие, а готовность идти до конца в борьбе с врагом. Именно эта мотивация и вера, сохранившаяся в народе, несмотря на гонения, двигала нашими воинами и тружениками тыла и привела к спасению страны. Верующий человек жертвует собой легче, чем неверующий, поскольку знает, что жизнь не заканчивается физической смертью. В христианстве патриотизм сопрягается с верой, которая и дает силы для служения Отечеству и любви к нему.

Важно понимать, что всякий раз, когда мы защищаем вечные ценности, выступаем на стороне правды, веры, мира и любви, мы поступаем по воле Божией и вступаем в невидимую брань с врагом рода человеческого. Эта брань, которая начинается в глубине человеческих сердец, подчас выплескивается вовне, и Великая Отечественная война — ярчайший пример материализации злой силы, которая принесла миру смерть и разрушение. Участие христианина в борьбе со злом — дело богоугодное. Поэтому мы и прославляем имена наших героев, которые не только защитили Родину, но и выступили на стороне правды против лжи и добра против зла.

В преддверии празднования юбилея окончания Великой Отечественной Войны важно, чтобы сила народного духа, которая привела нашу страну к победе, не была перемолота ложными ценностями, порабощающими сегодня сознание молодежи. Люди должны помнить, что, кроме денег, вещей, которые они потребляют, есть что-то более ценное, ради чего можно отдать даже самое дорогое ― свою жизнь. Для того, чтобы такая философия жизни прививалась в сознании людей, нужны правильные слова, сильная молитва, личный пример. Важно понимать, что если нынешнее поколение будет считать, что главное — это собственная жизнь, удовольствие, благополучие, деньги, успех, то в минуту опасности страна останется беззащитной. Сила нации определяется силой духа. Если будет сильным дух, сильным будет и наше Отечество.

Несомненно, День Победы должен всегда сопровождаться молитвенной памятью о погибших. Учитывая особое значение Дня Победы в Великой Отечественной войне для нашего народа с 2010 года каждый год 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершается благодарственный молебен по чину молебна, утвержденного Святейшим Правительствующим Синодом после Отечественной войны 1812. Одновременно в этот же день совершается особое поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани и в иных обстоятельствах жизнь свою за веру и Родину отдавших.

Сохраняя память о Великой Отечественной войне и ее участниках, мы сохраняем память об историческом пути России. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России. Полагаю, что неслучайно в последнее время предпринимаются целенаправленные попытки переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события, в том числе, уравнять нашу страну с нацистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны. Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей чувство ущербности, исторического релятивизма, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия. Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.

Каждый раз, когда мы приближаемся к великому дню Победы – 9 мая, мы переживаем особое чувство, погружаемся в атмосферу общности и народного единения. Наша Победа в Великой Отечественной Войне ярко продемонстрировала, как народ может объединиться вокруг общих целей и ценностей и совершить то, что кажется невозможным. Память о Победе сохраняет в нас способность к объединению, солидарности, взаимному действию по сохранению и защите Отечества, отстаиванию всего того, что для нас свято и нерушимо. Это мирная жизнь, вера, святыни, духовная культурная традиция, которая решительным образом повлияла на формирование нашего народа. Победа в Великой Отечественной войне помогает нам и сегодня совершать деяния, направленные на сохранение независимости нашей страны, ее самобытности и духовных основ.

Протоиерей Сергий ПРИВАЛОВ

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top