Сказки Пушкина

skazka_o_ribake_i_ribke1

Не первый год у меня послушание: встречаюсь и провожу беседы с преподавателями и родителями в нескольких общеобразовательных школах САО г. Москвы и, эти встречи дают широкий выбор тем для размышлений.

Однажды, один наш священник, когда мы стали говорить о фольклоре и какова основа народного творчества в воспитании молодого поколения, неожиданно спросил меня: а почему в сказке о рыбаке и рыбке Пушкин не говорит 33 года, а разделяет эти года на 30 лет и 3 года. Батюшка посмотрел на меня по отечески, как учитель смотрит на нерадивого ученика, улыбнулся и сказал, чтобы я подумал над этим.

skazka_o_ribake_i_ribke1

Дело в том, что сам я очень много и долго потом размышлял над смыслом не только сказки «О рыбаке и рыбке», но и вообще, над многими произведениями Пушкина. Когда я начал входить в эту удивительную стихию, то стал понимать, что мистический смысл этой сказки не знают даже люди, кто профессионально занимается беллетристикой. Для многих учителей и родителей, с кем мне доводилось встречаться и, на общешкольных собраниях и на собраниях родителей отдельных классов, становилось открытием, когда раскрывался тот смысл, какой заложил в сказки сам Пушкин.

Он писал в те времена, когда большинство его читателей были людьми воцерковленными, более сведущими в духовных вопросах, нежели наши современники.

С чего начинается сказка о рыбаке и рыбке?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

С первых же строчек появляется масса вопросов. А где они жили раньше, до того как поселились у самого синего моря? И что это за цифра, тридцать лет и три года?

Практически все мои собеседники ассоциируют эти года с возрастом Иисуса Христа и это правильно. Причем Пушкин не случайно разделяет эти годы. Речь в сказке пойдет действительно о Боге.

Это произведение Александра Сергеевича я называю сказочной библией. Он в этой сказке повторяет многое из Священной истории.

До тридцати лет «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:51,52) и три года Он проповедовал, творил чудеса, исцелял… Он показывал путь в Небо!

Если в сказке пойдёт речь об Иисусе Христе, тогда, что это за «самое синее море»? А ведь это, отражение безоблачного Неба. И так как Господь является Виновником творения всей Вселенной, Он её Царь, как написано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1. 16-17),

Пушкин сказочную рыбку тоже делает царицей. Господь — Царь вселенной и рыбка — царица сказочного синего моря.

Но подожди мой добрый читатель. А почему же рыбка? Был бы медведь, было бы всё круче и «по справедливости». Он бы после очередной выходки неблагодарной старухи подошел бы к ней, шибанул бы ей пару подзатыльников за её свинство и всё! А рыбка, несмотря на свое всемогущество (это видно из сюжета сказки), не может только одного, она, ограниченная берегом, не может поговорить со старухой.

Это ещё одно указание на Иисуса Христа и вот почему.

Ίχθύς это монограмма слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» Ихтис (др.-греч.) переводится как рыба. Поэтому уже в раннехристианской Церкви это стало символом Христа и кратким исповеданием веры.

Часто спрашиваю своих слушателей: Всемогущ ли Бог? Обычно реакция моментальная. Конечно! Тогда вопрос: Если Бог Всемогущ, то смог бы Он создать камень, который Он Сам не смог бы поднять?

И тут, после недолгого бла бла бла утверждают, что ответа на этот вопрос нет. Но как же? А рыбка? Для чего Пушкин дал нам эту подсказку?

Разве не очевидно, что всемогущая рыбка не может только одного? Она не может сделать старуху благодарной, так же, как Господь НЕ МОЖЕТ заставить человека не завидовать, не осуждать, быть почтительными…. Так что Всемогущий Бог даже это сумел сделать, Он уже создал камень, который Сам не может поднять с постели и отправить в воскресенье в храм. Этот камень — ЧЕЛОВЕК!

В третий раз закинул он невод -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой — золотою.

Опять вопросы…. А почему только с третьей попытки он поймал рыбку?

Между тем, рыбка начала разговаривать со стариком, на знакомом ему языке. Представьте себе, если бы кошка или собака заговорили с Вами по человечески… Старика это тоже удивляет и он успел даже испугаться, но человеком он был кротким и смиренным, поэтому, не пожелал ничего для себя, с любовью отпускает её в глубокое синее море.

О! Подобный эпизод нам уже знаком!

Библейская Ева тоже встречается со змием, который заговорил с ней по человечески в Эдемском саду. Там, поговорив с дьяволом человек теряет впоследствии рай, а здесь, старик встречает Бога и начинаются приобретения.

Ещё одна для нас евангельская подсказка от поэта о Личности рыбки. Отпуская рыбку, старик ей говорит:

Бог с тобою, золотая рыбка!

А в Евангелии мы читаем: Я и Отец — одно (Ин. 10.30).

Приходит старик домой и всё рассказывает своей старухе.

Ну зачем? Ведь он знает о скверном характере своей старухи.

Дело в том, что когда человек встречает в своей жизни Бога, то он просто не может молчать, он не может не нести Благой вести миру! И вместо того, чтобы принять Евангелие, она начинает бранить старика и всю сказку гоняет старика к моря и велит ему:

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси…

Корыто, изба… Потом пошли и титулы. Столбовая дворянка, со всеми плюсами социума и… Уж барыней не хочет быть она!

Не хочу быть столбовою дворянкой.

А хочу быть вольною царицей.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь.

Насмешишь ты целое царство».

(Дед, дура у тебя баба, белинов объелась! Прав ты.)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

Дрянь дрянью, а мужа, своего благодетеля, ударила.

Здесь поэт подчеркивает. Совсем недавно она находилась в состоянии хуже холопов (они хоть питались с господского стола), а теперь, она уже царица, при чем, вольная! Над ней уж никого в этом мире нет.

Но, человек недолго ценит то, что ему Бог даёт. Сначала мы долго о чём-то мечтаем, но после приобретения ведем себя как и старуха.

Вот неделя, другая проходит,

Всего неделю, другую радуемся, а потом

Ещё пуще старуха вздурилась

Как же это похоже на нас. Не хочет она уже быть и вольной царицей, хотя и бояре ей кланяются, для неё самая прекрасная одежда, самая вкусная еда, но требует она в конце своей истории и от старика

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в окияне-море,

И уже от рыбки

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках

Свинья неблагодарная! Ведь с самого начала сказки старуха знала, что нужно делать, идти к морю и поклониться рыбке, но, за всю сказку она к морю так и не подошла.

Здесь перед нами ставится самый главный вопрос сказки. Почему, несмотря на очевидность того, что старуха была неблагодарна, алчна, завистлива, ещё и расположенная к насилию, она всё-таки всё получала от рыбки дары всю сказку? Почему же рыбка не исполняет её последней прихоти?

Этот вопрос многих моих собеседников ставил в тупик. Предполагали то, что терпение рыбки закончилось и, то, что нельзя быть выше рыбки (Бога) и, то, что нельзя занять место Бога… Но старуха и не хотела занимать место царицы морской, она хотела быть владычицей.

Я постоянно слышу много разных мнений на этот счёт. Но, ни разу не услышал правильного ответа. Здесь все гораздо проще и неожиданней.

Дело в том, что Бог действительно Всемогущ, но, несмотря на Своё всемогущество, Он всю сказку служил старухе и практически был у неё на посылках.

Эта сказка становится логически законченной, только в том случае, когда мы расставляем правильные акценты. Золотая рыбка это Христос Бог наш, а старуха, это наш образ. В сказке очевидно, что Бог служит каждому из нас, но Он не может сделать нас благодарными.

Бог не делает старуху владычицей морской не потому, что у Него заканчивается терпение, а потому, что старуха не рыба. Если её сделать владычицей морской (а она не рыба), то она благополучно захлебнётся и погибнет. Рыбка просто не убивает старуху!

А для того, чтобы человек оценил бы, что у него есть, он должен что-то потерять, а иногда, как в этой сказке, потерять всё и остаться у разбитого корыта.

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Если бы эта старуха покаялась, то, вероятно, её бы сказка продолжилась. Но её сказка обрывается, а наша пока продолжается.

Мы с вами не выбирали ни свой день рождения, ни способности, ни таланты, ни родителей, ни землю на которой родились. Мы не выбираем детей. Мы не выбираем супругов. Мы всё это получаем от Бога как дар, но остаемся похожими на эту старуху, неблагодарными, завистливыми, жадными, злыми и вечно всем недовольными.

Люди! Цените и берегите то, что дано, и вам прибавится. Будьте благодарны Богу за все и не жалуйтесь, получая то, что заслужили!

Протоиерей Константин АЛЕСЕНКО

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top