«Служу Богу, армии и народу»

Рассказ о первом священнике современной Российской армии

Военные священники появятся до конца года на всех зарубежных базах российских вооруженных сил и на Северном Кавказе, а с 2010 года институт военных священников будет введен повсеместно в Вооруженных силах РФ – эту новость в обществе восприняли очень неоднозначно. Нужны ли современной российской армии священники? Или в светском государстве нет места институту капелланов?

balanushkin_1

Но мало кто знает, что первым в постсоветской армии полковым священником был протоиерей Алексий Буланушкин. И нес он службу в составе одного из полков 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане. Сейчас отца Алексия уже нет с нами – он умер в 2006 году и погребен в Валдайском монастыре. Но дело протоиерея Алексия Буланушкина продолжает его племянник – священник Михаил Бирюков, который служит в гарнизоне дальней авиации города Сольцы Новгородской области.

В начале 90-х годов прошлого века священник Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Буланушкин приказом Министра обороны Российской Федерации был зачислен в состав одного из полков 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане и входящей в состав Приволжского военного округа.

Это кадровое решение сразу приобрело большой политический резонанс и в силу своей значимости было названо «историческим» и «революционным», поскольку ничего подобного с 1917 года в Российской армии не бывало.

На предстоящие труды в миротворческой дивизии священника благословил Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Помощь в обеспечении церковной утварью, культовыми предметами и духовной литературой взяла на себя Самарская епархия. А Министр обороны, узнав, что отец Алексий находится в бедственном положении, отдельным своим приказом назначил батюшку на должность командира танка – с выплатой денежного довольствия, выдачей вещевого имущества и продовольственного пайка.

Во всех полках и батальонах дивизии появление «воина с крестом» было встречено «на ура».

С крестом и без оружия

Но в первые дни бывало и по-другому.

— Едва переступал КПП части, как солдаты сбегались, чтобы посмотреть на меня, словно на невиданное чудо, – вспоминал отец Алексий. – То и дело слышал за спиной: «Смотрите, поп идет!» Ко мне стеснялись подходить не только солдаты, но и офицеры. Потом об этом мы вспоминали с улыбкой.

— Судя по тому, как решительно батюшка взялся за работу, нам стало ясно, что его должность – полковой священник – как бы не в полной мере характеризует уровень выполняемых обязанностей, – вспоминает начальник управления боевой подготовки Приволжского военного округа генерал-майор Виктор Николаевич Кузнецов. – По своей «загрузке» отец Алексий сразу был приравнен к офицерам управления дивизии, неофициально став вторым заместителем комдива по вопросам воспитания и укрепления воинской дисциплины. Между прочим, всех нас изумляло его отношение к солдатам – сердечно-заботливое, отцовски-трепетное. Это явилось тогда большим откровением для многих командиров и воспитателей…

— Первое, с чего начал свою работу в дивизии отец Алексий, – переоборудовал одну из казарм под храм, – вспоминал заместитель командира дивизии по воспитательной части полковник Александр Косушкин. – Работал он вместе с солдатами и сержантами. Иконостас расписывала Валентина Гаврилова, местный художник.

А добровольные помощники батюшки рядовые-контрактники Василий Гайдамаков и Георгий Махмудов поддерживали чистоту и порядок. Позднее они с большим прилежанием осваивали обязанности звонарей, чтецов и псаломщиков. Махмудов – киргиз по национальности, так горячо, всем сердцем воспринял веру православную, что по его просьбе отец Алексий окрестил его в числе первых солдат.

Освящен полковой храм в честь великомученика Георгия Победоносца был в 1993 году, чуть ли не за год до подписания совместного заявления о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны.

Сегодня уже можно смело утверждать, что подписанию этого документа во многом способствовал небольшой «военно-церковный» опыт 201-й дивизии, который в Министерстве обороны оценили как «положительный и конструктивный».

— Конечно, офицеров дивизии в то время волновал вопрос: сможет ли священник «вписаться» в жесткий ритм учебно-боевых будней, – вспоминает генерал майор Виктор Николаевич Кузнецов. – Ведь если не сможет и начнет отсиживаться в полку, то и пользы от его работы будет немного. В армии, как известно, личный пример, личная отвага командира играют огромную мобилизующую роль. Но отец Алексий в этом вопросе «честь мундира» держал высоко.

Каждую неделю он выезжал в дальние гарнизоны. Всегда без охраны. «Меня все здесь знают, не обидят», – обычно говорил он. Его, в безукоризненно чистой рясе, подолгу не отпускали с огневых позиций артиллеристы, его ждали «пятнистые камуфляжи» ротной тактической группы, где в скальных окопах для батюшки заботливо было оборудовано «рабочее место». Ему рады были в парке боевых машин, на вертолетной площадке, на войсковом полигоне. Он был свой, понятный и доступный для всех.

— Отец Алексий солдату – отец, командиру взвода – наставник, комбату – учитель, мне – опора и советник, – такой вывод сделает позднее командир дивизии генерал-майор Валентин Орлов.

— Однажды мы проводили батальонные тактические учения с боевой стрельбой, – вспоминает генерал-майор Виктор Кузнецов. – Каково же было мое удивление и радость, когда в грохоте учебного боя, в дыму я увидел нашего священника. Потом с отцом Алексием мы летели на вертолете, был он у танкистов, на броне БМП! Подолгу беседовал в окопах с солдатами, которые смотрели на него с нескрываемым восхищением. Что скрывать, и мне, и начальнику Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковнику Анатолию Головневу в тот жаркий день непреодолимо захотелось продемонстрировать батюшке свою православность. Я, помню, извлек из внутреннего кармана 90-й псалом, а генерал-полковник достал миниатюрную иконочку. Батюшка это воспринял очень одобрительно.

Но вначале служения священника был и еще один вопрос, который волновал офицеров. Дело в том, что полки и батальоны дивизии в основном укомплектованы местными жителями – неправославными таджиками, киргизами и казахами. Как воспримут они православного священника, не будет ли конфликтов?

Восприняли же так: через несколько месяцев общения рядовых и сержантов с отцом Алексием, к радости офицеров, «все пришло в движение» – с просьбой креститься к батюшке стали обращаться уже не единицы, а десятки человек. В течение короткого времени все солдаты: таджики, киргизы и казахи – приняли православие. Святое Крещение принял и командир полка полковник Хасанш Баксанов – кабардинец по национальности. А заместители командира дивизии в полковом храме венчались со своими женами.

Лепта на благое дело

Результаты труда священника были видны в ратных делах и дисциплине воцерковленных военнослужащих. Это не могло не радовать, так что к дальнейшему сотрудничеству с Церковью военные стремились уже осознанно, наполняя это сотрудничество конкретными делами.

14 февраля 1999 года в дивизии было начато строительство колокольни храма в честь великомученика Георгия Победоносца. На стройплощадке отец Алексий отслужил водосвятный молебен, освятил строительный инструмент каменщиков – два мастерка.

Первый камень в фундамент звонницы заложил командир дивизии генерал-майор Валентин Орлов. Посол России в Таджикистане Евгений Белов выступил с призывом послужить Богу и Отечеству во имя мира на этой земле.

Нужно сказать, любое строительство в дивизии сопряжено с немалыми проблемами. В Таджикистан подвоз строительных материалов и механизмов затруднен. Тем не менее, вопрос строительства колокольни даже не дискутировался – настолько велико было желание военнослужащих и членов их семей жить полнокровной церковной жизнью. Здесь-то и вспомнили о православной традиции – строить святыню на народные пожертвования.

Первыми значительные добровольные взносы сделали генерал-майор Валентин Орлов и российский посол Евгений Белов. Командира поддержали все его заместители и командиры частей, а посла – весь коллектив посольства. В числе доброхотов были главный военный судья полковник Андрей Коньков, военный прокурор, полковник Мунин Дильмухамедов, военные журналисты. Не остались в стороне кабардинец – полковник Хасанш Баксанов, татарин- подполковник Роберт Шакиров, таджик – майор Шухратжон Ходжибаев. Православная святыня объединила воинов разных национальностей во имя мира, любви и добра.

Офицеры-воспитатели, подметив успех священника в исправлении «трудных» солдат, стали интересоваться, какой учебной литературой он пользуется.

— Литература у меня – сильнее не бывает: Евангелие, Апостол, Псалтирь, молитвослов.

После этого со священными книгами стали знакомиться многие офицеры и рядовые. Прочитанное часто требовало истолкования, пояснения, так что батюшке прибавлялось трудов, которым он, как оказалось, только радовался.

Между тем способы воспитательного воздействия на людей у отца Алексия были явно нетрадиционными: любителей спиртного он называл больными и жалел их, сквернословов решительно одергивал и принародно стыдил, ленивых увещевал и подбадривал, самоуверенных всячески смирял. И люди менялись, часто сами этому удивляясь.

По молитвам батюшки Господь исцелил офицера М. от наркотической зависимости. Полк не потерял специалиста-профессионала, семья – заботливого отца, а отец Алексий приобрел себе помощника – выздоровевший офицер стал прихожанином воинского храма. После этого случая комдив окончательно закрепил за отцом Алексием «духовно-нравственное направление» в дисциплинарной практике. Но доброе, благотворное воздействие слов и дел священника распространялось на все сферы учебно-боевой деятельности дивизии.

От сердца – к сердцу

У батюшки главный метод воздействия на людей – беседа. Особенно популярна у служивых тема истории российского воинства, те ее странички, что тщательно скрывались в советское время. Оказалось, что многие солдаты и не знали, что Александр Невский и Димитрий Донской – русские святые. Что глубоко верующего Александра Суворова народ назвал «русским Архистратигом» – генералиссимус собственноручно написал Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Что прославленный советский военачальник – полководец Георгий Жуков всю войну не расставался с иконой Пресвятой Богородицы.

В ходе таких бесед солдаты обрушивают на батюшку немало вопросов, в том числе и такой трудный для неверующих командиров: как согласовать миролюбие российского воина-христианина и необходимость применения оружия?

— Церковь всегда благословляла воина на ратный труд, – говорит батюшка. – И здесь, в Таджикистане, вы защищаете Отечество, свою веру, свои семьи. Я каждый день молюсь, чтобы Господь укрепил вас в военных науках, дал вам силу, отвагу. О вас молится и вся православная Церковь. Ведь вы выполняете правое дело. А Бог благословляет тех, кто участвует в праведной войне.

Не преминут солдаты спросить батюшку о его биографии.

— Что в ней необычного? – ответит он. Я – нижегородский водохлеб.

В Таджикистан он приехал в семидесятые годы после службы в ракетных войсках. Учился в индустриальном техникуме, работал на заводе холодильных агрегатов, экскаваторном заводе. После окончания вечернего техникума поступил в Московскую духовную семинарию сразу на второй курс, сдав экстерном экзамены за первый. В 1979 году был рукоположен архиепископом Варфоломеем в сан диакона. Через год – в сан иерея. Строил и восстанавливал православные храмы в Киргизии, Туркмении – в городах Байрам Али, Безмеине, Мары, Кизил-Арвате, Кушке. Женился в Душанбе на девице из очень религиозной семьи. Старший сын Константин окончил Смоленскую семинарию, отслужил два года в Ракетных войсках стратегического направления, в последнее время служил у архиепископа Льва в Новгороде. Второй сын окончил Смоленский университет, дочь учится в шестой дивизионной школе.

«Приписан» отец Алексий к местной казачьей общине «Амударьинская линия». Знает он и казачье дело. Между прочим, умеет водить боевую машину пехоты, стрелять из автомата и пулемета, хотя оружие в руки не берет. Награжден высшим орденом российского казачества «За Веру, Волю, Отечество». Есть награды и от президента Таджикистана Эмомали Рахмонова.

— О том, как уважают отца Алексия в дивизии, свидетельствует такой случай, – рассказывает полковник Геннадий Михайлович Жилин. – В 1994 году в дивизию прилетел генерал армии Павел Грачев.

С собой он привез известный вокально-инструментальный ансамбль и московских танцовщиц. Вечером, когда на импровизированной сцене выступали артисты, к собравшимся солдатам подошел отец Алексий. В руках он держал кулек с иконками и крестиками. Вскоре концерт закончился, и солдаты бросились к батюшке, взяв его в плотное кольцо. Артисты стояли в растерянности – никто не брал у них автографы, никто не говорил комплименты.

Отец Алексий тем временем вкладывал в протянутые руки иконочки, крестики, благословлял солдат, а солдаты передавали батюшке свои военные билеты и просили, чтобы на последней странице документа он сделал запись: «Благословляю на ратный труд». Из-за большого числа солдат и офицеров я так и не смог в тот день поговорить с отцом Алексием…

Конечно, служению отца Алексия способствовала не только помощь и поддержка командира дивизии, но и забота, которую проявлял о батюшке командующий Приволжским военным округом генерал-полковник Анатолий Ипатович Сергеев.

— Служение отца Алексия исполнено большого смысла,- говорит генерал-полковник Сергеев. – Батюшка конкретно возрождает лучшие традиции русской армии – веру в Бога и верность присяге, готовность к самопожертвованию за други своя, преданность Отчизне. Важно и другое – своим трудом батюшка вносит вклад в укрепление боеготовности дивизии. Будущее нашей армии, считаю, просто немыслимо без православия.

… Недавно я встретил в Самаре генерал-майора Виктора Николаевича Кузнецова. Он, в частности, рассказал, что ввиду организационно-штатных мероприятий в дивизии, которая преобразована в военную базу, должность полкового священника была сокращена.

Отец Алексий, безупречно выполнив свой священнический долг, уехал к месту постоянного проживания – в Нижегородскую область.

Олег БЕДУЛА, полковник запаса
Самарская епархия

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top котокафе