Современное восприятие духовных и нравственных ценностей прошедшего столетия

Доклад заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерея Александра Шестака на «военной» секции XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Кто не помнит эти строки из замечательного стихотворения Маяковского? А ведь духовное и нравственное, как, впрочем, и многое другое, воспитывается в семье. Все эти ценности укоренены в нашей истории. Основные из них дошли до нас сегодняшних в неискаженном, неповрежденном виде.

Для определения степени восприятия духовных и нравственных ценностей прошедшего столетия, их современного состояния и отношения к ним курсантов, была разработана анкета с вопросами, касающимися базовых традиционных ценностей нашего общества. Это было сделано, чтобы не только определить, но и оценить восприятие этих ценностей с позиций преемственности и устойчивости на протяжении прошедшего столетия. Было опрошено 500 курсантов 2,3 и 4-х курсов.

На первый взгляд представляется, что особых трудностей для сохранения традиционных ценностей нашего народа не было. Однако, чтобы отстоять свою идентичность наша страна пережила три опустошительные войны, голод и разруху, гонения за веру в Бога. При этом русские люди сохранили свое человеческое достоинство, проявившееся, по мнению опрошенных курсантов, в таких ценностях, как патриотизм (100%), вера (74,6%), трудолюбие (64,1%), державность (50,8%), суверенитет (48,7%), жертвенность (46,6%), справедливость (38,2%), нравственность (32,0%).

Вместе с тем ответы на вопрос «Сохранила ли советская (1917–1991 гг.) эпоха историческую и культурную преемственность с предшествующей ей историей России?» распределились следующим образом: 34,5% опрошенных полагают, что преемственность сохранилась полностью; 41,0% – сохранилась частично; 20,3% – не сохранилась; и лишь 4,2% затруднились ответить.

К результатам проведенного исследования следует относиться критически, поскольку сами опрашиваемые не жили в советскую эпоху, а духовные и нравственные особенности этого времени оценивали на основе рассказов родителей, литературы и других источников. В то же время духовные и нравственные ценности имеют закономерность сохраняться длительное время, если только не меняются коренным образом религия и другие основополагающие элементы жизни общества.

Для того чтобы глубже понять особенности того или иного периода истории, курсантам были заданы открытые вопросы об исторических личностях, с деятельностью которых связывается, по их мнению, советская эпоха. Практически все опрошенные назвали Сталина, на втором месте – Ленин, далее Жуков, Гагарин, Брежнев, Берия, Горбачев, Сахаров, Королев, Щелоков, Ельцин и другие. Соответственно и достижения советской эпохи соотносят с перечисленными историческими личностями. Среди наиболее упоминаемых отмечаются: первый полет человека в космос, победа в Великой Отечественной войне, создание ядерного оружия, Олимпиада-80, развитие науки, бесплатное образование, индустриализация.

По техническим причинам вопрос о негативных явлениях советской эпохи «случайно выпал» из внимания опрашиваемых. В этой связи мы лишены возможности ознакомиться с ответами курсантов. Действительно, наверное, лучше забыть негативные страницы истории нашей страны, и не помнить, скажем, такие события как гражданская война, коллективизация, голод, репрессии и сопутствующие ей бездуховность и безнравственность. Что же надо было сделать с людьми, чтобы они друг на друга писали доносы, а сотрудники правоохранительных органов придумывали все новые и новые обвинения, применяя при этом изуверские методы допросов. Ценность человеческой жизни приближалась к нулевой отметке. Только священнослужителей за четыре предвоенные годы было расстреляно 110 тысяч. А сколько было разрушено храмов? Но мы помним известное выражение: «Кто забудет свою историю, тот будет вынужден пережить ее заново».

По логике не надо бы отвечать и на такой вопрос: «Сохранились ли христианские ценности в России в советскую эпоху?» Но ответы были получены, и они лишь подтверждают наши догадки о негативных явлениях советской эпохи. 37% опрошенных считают, что христианские ценности сохранялись в советскую эпоху, 59% полагают, что эти ценности сохранялись, но частично, 14% отметили, что эти ценности вовсе не сохранялись.

Тем не менее, нравственные законы не утратили своей силы, именно это и отмечают курсанты в своих ответах. На вопрос «Какие ценности русской цивилизации присущи России на всех этапах ее развития?» были получены следующие ответы: патриотизм (100%) вера (75%), трудолюбие (64%), державность (51%), достоинство (51%), жертвенность (49%), справедливость 38 (%), честность (24%).

Подобные ответы были ожидаемы, поскольку на вопрос «Какие христианские ценности Вам наиболее близки?» были даны следующие ответы. Веру в Бога – назвали 26% опрошенных. Далее респонденты по убывающей отмечали такие ценности, как любовь к ближнему, честность, справедливость, доброта, семья, милосердие, сострадание, патриотизм, верность, уважение к старшим, надежда.

По тем же техническим причинам из перечня вопросов анкеты были удалены и такие вопросы: «Уместно ли сотруднику ОВД следовать христианским ценностям в своей деятельности?» и «Должен ли сотрудник ОВД руководствоваться в своей деятельности голосом совести?»

Очевидно, что второй вопрос является лишь частью первого. Правильнее было бы задать вопрос о христианских ценностях, которые препятствуют законной деятельности сотрудника полиции. Очевидно, что таковых найти невозможно. Что же касается такой универсальной христианской ценности, как совесть, то действующее законодательство фиксирует эту ценность в качестве профессиональной составляющей деятельности сотрудников правоохранительных органов. Так, согласно статье 17 УПК РФ «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».

Оказывается, что совесть является одной из важнейших христианских ценностей, которая используется законодателем как руководство следователю, дознавателю и другим указанным должностным лицам для принятия решений по конкретному уголовному делу. В этой связи следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере правоохранительной деятельности изучаются все необходимые учебные дисциплины за исключением одной. Какая учебная дисциплина научает курсантов совести? Если ее нет, то как следует решать эту проблему?

Последний вопрос, который был предложен к опросу, состоял в том, чтобы выяснить у курсантов, какое поведение сотрудника органов внутренних дел наносит наибольший урон авторитету полиции и МВД в целом?

Были предложены следующие негативные формы поведения:

— внешний вид (состояние формы одежды);

— нахождение сотрудника органов внутренних дел в нетрезвом состоянии;

— нецензурная брань, исходящая от сотрудника органов внутренних дел;

— случаи взяточничества, продажность сотрудников органов внутренних дел;

— отсутствие должного профессионализма и компетентности сотрудника;

— грубость с подчиненными;

— грубость в общении с гражданами.

Этот перечень, к сожалению, не дошел до курсантов, но экспертная группа из числа преподавателей ответила на поставленные вопросы. По общему мнению, наибольший урон авторитету полиции наносят случаи взяточничества и отсутствие должного профессионализма и компетентности сотрудника. Внешний вид и внешнее впечатление от поведения полицейского не раскрывают той внутренней глубины духовного и нравственного состояния сотрудника. Случаи же взяточничества, продажности сотрудника свидетельствуют о коррозии его совести и опасном состоянии для подразделения полиции в целом. С этим выводом согласны не только граждане, но и профессиональное сообщество полицейской корпорации. Надеюсь, что позитив, которым завершается стихотворение В.В.Маяковского, найдет отражение и в сердцах наших курсантов: «…мальчик радостный пошел и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо».

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top