Священнослужители выступили на конференции «Общая Победа: история и память»

klT8XlBcABk

27-28 апреля, в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Российской Академии наук в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Общая Победа: история и память», организованная Институтом всеобщей истории РАН. В конференции участвуют историки и общественные деятели из России, других стран СНГ, дальнего зарубежья. Об этом сообщает сайт Патриархия.ру.

На открытии конференции ее участников приветствовал председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на XVIII Всемирном русском народном соборе: «Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. <…> Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».

Это же, по мысли выступавшего, верно и для взаимообщения народов. «У нас, — сказал отец Всеволод, — есть общие герои, общие памятники, общие победы, общие трагедии и торжества. Святейший Патриарх на XVIII ВРНС сказал об опасности «гражданской войны воспоминаний». Ее нужно остановить не только внутри России, но и в отношениях между народами. Да, не стоит скрывать правду. Ошибки и преступления были, по моему убеждению, и у Сталина, и у Черчилля, и у Рузвельта, и практически у всех других активных деятелей периода Второй Мировой войны. Но нельзя забывать и о том героизме, который проявили наши народы, и о той воле лидеров, которая сделала возможной Победу. Нацизм вместе победили и Рузвельт, и Черчилль, и Сталин, и объединившиеся народы. И именно Красная армия и Советский Союз, преемник исторической Руси, воспринимались в годы войны многими народами, в том числе западными, как союзники, а подчас — как освободители».

«Люди разных политических убеждений, разных государственных и социальных систем боролись вместе, — продолжил отец Всеволод. — И это урок на будущее. Вне зависимости от политической направленности того или иного государства, вне зависимости от мировоззренческого самоопределения или интересов того или иного народа, нам нужно сохранять способность к мобилизации и к объединению сил перед лицом общих угроз и вызовов — военных или иных».

Ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Серафим (Амельченков) выступил на конференции с докладом «Социально-патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах (на материалах Смоленской области)».
Согласно докладу, «документы по Смоленской области в определенной степени опровергают устоявшееся утверждение о тяготении к Церкви в военный период преимущественно старшего поколения и особенно селян. Имеются данные о массовом посещении храмов молодежью, участвовавшей в церковных таинствах и обрядах. <…> Потребность в Церкви и духовном окормлении была очень велика. Это показывают многочисленные обращения граждан в органы власти с просьбой об открытии храмов. Данное явление обнаруживает всесоюзный тренд».

«Для победы над врагом, — говорится далее в докладе, — советское правительство задействовало все имевшиеся ресурсы, в том числе и временную корректировку большевистского курса в отношении Церкви. Использование религиозного фактора для реализации планов государства на освобожденной территории имело особое значение. Старания Церкви разрешить вопросы сиротства, ухода за ранеными, сбора продовольствия для них позволяли государству концентрировать усилия на важных оборонных задачах. Одновременно Церкви была предоставлена уникальная возможность через расширение патриотической деятельности восстановить собственную структуру и укрепить позиции в обществе. Данная возможность была ею использована.

Таким образом, в годы войны положение Русской Православной Церкви как социального института окрепло и в социуме, и в государственной сфере. Оказавшись в сложной ситуации, руководство страны осознало необходимость в Церкви (по крайней мере, в критической обстановке войны) и отказалось от политики, нацеленной на ее уничтожение. Сам факт создания Совета по делам Русской Православной Церкви является доказательством ее возросшей роли и статусной позиции в государстве. Вклад Церкви в победу не редуцировался лишь сборами пожертвований, помощью сиротам и раненым. Главным представляется реализация нравственно-психологической функции Церкви. Вместе с тем, корректировку религиозной политики государства и изменение места Церкви в социуме можно рассматривать как временную уступку партийно-государственной системы в критических условиях. В дальнейшем, по мере усиления этой системы и приближения победы, притеснения и гонения на Церковь возобновятся. Вопрос о формах государственной борьбы с религией, способствовавших утверждению атеистической идеологии, во многом детерминировался направленностью политического курса послевоенного периода».

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top