Святители (часть 1)

Среди всех прославленных угодников Божиих святители — это чин святых высшей степени священства — архиереев.

Архиерей — это предстоятель церковной общины. В переводе с греческого это значит “старший священник”, “начальник священников”.

Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения.

Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины.

Подтверждением этому служит почитание самого известного святителя в православном мире — святого Николая архиепископа Мир Ликийских, небольшого города в Малой Азии. Помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого, всегда приходила всем, кто обращался к нему с глубокой верой и надеждой.

В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью.

Но только трем святителям присвоен редкий титул вселенских учителей Церкви — это святитель Иоанн Златоуст и его старшие современники — Василий Великий и Григорий Богослов — учителя всей христианской Церкви.

Во времена зарождения догматического учения Церкви Римская Империя была ареной столкновения христианской и языческой традиций. Это была эпоха поисков духовного идеала, богословских споров, еретических заблуждений и крайностей. Именно в это непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские догматы и создавать верное учение, которое впоследствии будет утверждено на Вселенских Соборах.

Святителю Иоанну народ дал редкое звание Златоуста спустя два столетия со дня его блаженной кончины. А в седьмом веке этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошел в историю как Иоанн Златоуст.

Талантливый и блестящий оратор, он грозно обличал пороки современного общества и требовал особенной чистоты нравов. Этим он вооружил против себя многих вельмож, и особенно императрицу. Его оклеветали и отправили в ссылку сначала в Армению, а затем в Абхазию. Не добравшись до места ссылки Святитель скончался со словами “Слава Богу за все”.

Его старший современник Василий, архиепископ Кесарийский прославился неустанной борьбой за чистоту православного учения.

В течение своего святительства он неутомимо проповедовал слово Божие и ревностно защищал Православную Церковь от еретического учения Ария. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как “слава и красота Церкви”, “светило и око вселенной”.

Во время божественной Литургии верующие вспоминают двух Святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого, как составителей чина главной службы православной Церкви.

Первоначально Литургия была составлена апостолом Иаковом, первым Иерусалимским Патриархом, и была она весьма продолжительной. В IV столетии святитель Василий Великий несколько сократил её. В таком порядке Литургия совершается сейчас в воскресные дни Великого поста и в некоторые праздники.

Немного лет спустя святитель Иоанн Златоуст еще сократил последование Литургии. Совершенство молитв этого чина достигло высшей степени, какая только доступна человечеству. Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста не менялось до сегодняшнего дня.

Святитель Григорий Богослов был совоспитаником и сподвижником святого Василия Великого. Рукоположенный своим великим другом во епископа, он был призван в Константинополь, где церковь была в самом бедственном положении — все храмы были заняты последователями еретика Ария и его учеников. Святитель Григорий устроил православный храм в доме своих родственников, где проходили службы и проповеди архиепископа.

После созыва Второго Вселенского Собора, который возглавлял святитель Григорий, были отвергнуты еретические учения, и окончательно утвержден Символ веры — главное исповедание христианской Церкви. Пять слов о Боге-Слове, произнесенные им в Константинополе против ариан, доставили святителю Григорию имя Богослова и вселенского учителя.

Память каждого из трех Святителей стала праздноваться после их кончины. Но их общий праздник был установлен спустя шесть веков.

В 11-ом веке в Константинополе, столице Византийской Империи возник спор: кто из трех вселенских святителей выше достоинством, и кого из них стоит больше почитать. По воле Божией эти споры прекратились, когда святому епископу Иоанну Мавроподу явились три Святителя: “Объяви, чтобы христиане оставили спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия…”.

Вселенские учителя и святители объявили Иоанну о своем равенстве перед Богом и повелели установить общий день их памяти. Это повеление было исполнено и общее празднование стало именоваться Собором трех Святителей.

Святые — это врачи, неусыпно пекущиеся о нашем здравии, потому что в себе имеют духовное врачевство, исцеляющее душу и тело. Преподобный Ефрем Сирин

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top