Святой равноапостольный Николай Японский

Мы не можем просить у Бога и Его святых угодников, чтобы они устранили с нашего миссионерского пути все трудности… мы можем только молить, чтобы Он облегчил нам несение креста. Святой равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — призвал Своих учеников Иисус Христос. Когда почти две тысячи лет назад Спаситель произносил эти слова, никто из апостолов не знал о существовании на противоположном конце земли таинственных Японских островов.

Много веков спустя евангельская проповедь всё же дошла до страны Восходящего Солнца. Впервые японцы узнали о Христе от европейских путешественников и торговцев лишь в XVI веке.

Христианство быстро распространялось на Японских островах. Однако сёгуны, правители Японии, вскоре решили взять курс на самоизоляцию страны. Они изгнали всех иностранцев и запретили своим подданным выезжать за границу. Десятки тысяч христиан как последователи чужой религии были казнены. Уцелевшие после жестоких гонений были вынуждены скрывать свою веру.

Христианские миссионеры смогли вновь появиться на японской земле только спустя два столетия. Человеком, просветившим евангельским светом эту страну, стал святой равноапостольный Николай (Касаткин).

Будущий святитель родился в семье бедного сельского дьякона. В крещении его назвали Иваном. Казалось, мальчика ждала обычная судьба сына священнослужителя. Он окончил духовное училище, затем Смоленскую семинарию. За блестящие успехи в учёбе был зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Юноше предстояло завершить образование, жениться, получить священный сан и отправиться куда-нибудь на сельский приход, как это было и с его отцом.

Однако жизнь юного студента Академии перевернуло одно событие, благодаря которому никому не известный юноша оказался впоследствии великим святым и встал в один ряд с апостолами Христовыми.

В 1854 году американская эскадра коммодора Перри подошла к берегам Японии. Испуганное военным вторжением правительство сёгунов было вынуждено разрешить иностранным судам заходить в японские порты. В Японии стали открываться консульства европейских держав. В городе Хакодате было учреждено российское консульство. Русские дипломаты направили в Петербург письмо с просьбой прислать им священника, чтобы и вдали от родины участвовать в православном богослужении.

Об этом письме узнал будущий просветитель Японии. Сердце юноши загорелось. Он внял Божьему зову и принял монашество с именем Николай, чтобы заботы о семье не отвлекали его от проповеди Евангелия, а затем и священство. В 1860 году молодой иеромонах Николай отправился в Японию.

По словам самого отца Николая, «японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Добрый и мудрый священник самой своей жизнью быстро опроверг эти невежественные представления.

В то время проповедь Христа в Японии была связана со смертельной опасностью. Ещё не были отменены законы, согласно которым любой японец, принявший христианство, карался смертной казнью, а священник, осмелившийся крестить японца, должен был поплатиться жизнью. Первое время святому приходилось проповедовать истину тайно, с большой осторожностью и риском для жизни.

Иеромонах Николай столь хорошо изучил японский язык, культуру и историю, что даже образованные японцы восхищались его знаниями и приходили к нему для учёных бесед.

Однажды к отцу Николаю пришёл языческий жрец Савабе, служитель одной из традиционных религий Японии — синтоизма. Целью Савабе было обругать христианство. С пеной у рта он бросал гневные слова отцу Николаю. К удивлению Савабе, святой ответил ему со столь поразительной добротой и любовью, вместе с тем с такой силой и убеждённостью, что жрец задумался.

После нескольких встреч с отцом Николаем языческий жрец понял, что святой открыл ему истину. Савабе принял христианство и стал одним из ближайших помощников отца Николая.

В 1873 году японское правительство отменило все законы против христиан. К этому моменту у отца Николая была уже большая община православных японцев. Воспользовавшись свободой проповеди, он открыл новые храмы, духовное училище, семинарию. Активно переводил на японский язык Священное Писание и богослужебные книги. Тысячи японцев обращались в православие. Многие из первых учеников святого сами стали священниками. Верующих стало так много, что для Японии нужен был собственный епископ. Первым японским святителем в 1880 году был поставлен святой просветитель Японии — отец Николай.

Евангельской проповеди на японской земле не смогла помешать даже Русско-японская война 1904–1905 годов. Равноапостольный Николай сумел завоевать такую любовь и уважение японцев, что они уже не могли воспринимать его как врага, хотя и знали, кто он по национальности. Пользуясь своим авторитетом, он сумел добиться хорошего обращения японских властей с русскими военнопленными. Даже во время войны ко Христу обратились сотни японцев.

Равноапостольный Николай отошёл ко Господу в 1912 году. Результат его полувековой деятельности был поразительным: из одинокого миссионера-подвижника он превратился в главу Церкви с десятками священников-японцев и десятками тысяч верующих.

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top