Тема 15. Взаимоотношение православной культуры и науки

Наука и ее достижения являются, несомненно, частью общечеловеческой культуры. Так же, как и религия. И та, и другая представляют собой одну из взаимодополняющих форм общественного сознания. Проблема взаимоотношений веры и знания обострилась в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Но как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство ученых были людьми верующими. Их познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке воспринимались ими как свидетельство о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни западных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом их личного жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге Церковь. Не имея опыта личного общения с Богом, такой человек не представляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь, и, причем очень реальный опыт. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности веры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в обществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, тогда, действительно, Церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к Церкви у таких людей превращается в обузу, отчуждение или ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что обременительно, непонятно, сомнительно, неприемлемо.

В XVIII веке такими средствами оказались философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно ей был приделан ярлык врага веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть якобы следствие недостатка знания, и что наука будто бы опровергает веру.

На самом деле, действительных столкновений науки с верой было только два, причем в одном из них свои полномочия превысили представители веры, а в другом — представители науки. Эти два случая — споры о гелиоцентрической системе и о дарвинизме. В первом случае Католическая церковь выступила против открытий Коперника и Галилея, решив, что дело Католической церкви — защита тех или иных естественнонаучных представлений об устрой¬стве мира и что эти представления можно буквальным образом черпать из Библии.

Во втором случае, не удовлетворившись созданием гипотезы (которую без веских научных оснований назвали теорией) развития жизни и человека на Земле, некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (случайные мутации и естественный отбор). Это заявление совершенно ненаучно, так как основано исключительно на убеждении в силе и творческих способностях слепого случая, а также на полном игнорировании теории систем. Такая позиция никак не может быть научно доказана.

Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятельность, в том числе и наука. Мы живем и что-то делаем, потому что верим в то, что жить стоит, и что наши дела имеют смысл. Мы верим, что жизнь завтра будет продолжаться, и мир будет оставаться в основном таким же, как и сегодня. Наука верит, что законы природы действуют одинаково везде и всегда. Да и само существование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки зрения философии — все мы просто верим, в это.

Научные картины мира, а также идеалы и нормативные структуры науки всегда нуждаются в согласовании с господствующим мировоззрением исторической эпохи, с ее культурой.

Это обеспечивают духовные и философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают пути поиска. Эти принципы задают цели создания нормативных структур науки и картин реальности, а также обоснования полученных результатов.

Основания науки неоднородны. Они допускают вариации ее идей и категориальных смыслов. Наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые духовные и философские идеи и принципы.

Некоторые энтузиасты науки уверены, что она может все, что она всесильна. В философии науки есть даже особое учение, называемое «Сциентизм». Оно рассматривает науку как средство решения любых социальных проблем.

Однако существуют объективные границы возможностей науки. Она в своих возможностях познания мира имеет непреодолимые ограничения:

— Методологическое. Оно вытекает из самого определения науки, как вида общественного сознания, которое ищет закономерности. Поэтому науке не доступно постижение сущности и всей полноты каждого единичного объекта, в своей индивидуальности абсолютно неповторимого и в целом не описываемого никакой совокупностью законов.
— Историческое. Оно вытекает как из относительности любой научной истины, так и из относительного исторического несовершенства каких угодно научных средств и методов.
— Этическое. Оно направлено против безнравственных исследований, создающих угрозу жизни человека, биосферы, существованию мира.
— Правовое. Законодательно запрещаются действия людей, наносящие вред здоровью, правам и свободе человека.

Известный гениальный хирург и ученый, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что «знание больше, чем наука». Науку можно определить как средство отображения людьми всеобъемлющей мысли Творца в рациональную ограниченную форму.

Приведем лишь некоторые методологические проблемы точных наук:

— Почему и для чего существует Вселенная?
— Почему и для чего она именно такая, а не иная?
— Почему существуют закономерности?
— Почему природные законы универсальны во Вселенной?
— Почему физические константы именно такие?
— Почему равны тяжелая и инертная масса?
— Почему возникает инерция?
— Какова природа дискретности и непрерывности?
— Какова природа парадоксов Зенона?
— Какова природа принципа наименьшего действия?
— Почему скорость света предельна?
— Почему частицы обладают волновыми и вероятностными свойствами?
— Какова природа физических зарядов и полей?
— Какова природа квантовой декогерентности и запутанности?
— Существуют ли любые математические объекты?
— Возможно ли формальное обоснование всей математики?
— Что первично — число или логические законы?

Ответы на некоторые из вышеприведенных вопросов могут быть получены лишь в случае, если разум человека сможет выйти из всех своих границ: вселенной, пространства, времени, материи, энергий и… из самого себя. На бесконечном пути познания Вселенной ученые энтузиасты многократно заявляли, что, наконец-то, близок горизонт науки и почти получена законченная система описания всех законов мироздания. Но каждый раз обнаруживались новые неведомые ранее факты, и бег к горизонту приходилось продолжать. Тайны мира неисчерпаемы!

Наука, кроме своих непосредственных объектов изучения — закономерностей, нескончаемо ищет (неявно или открыто) ответы на великие теологические вопросы:

— Кто я и почему существую?
— Есть ли у моего существования смысл и предназначение?
— Какова ценность каждой человеческой жизни?
— Имеется ли смысл, цель и предназначение у человечества, Природы, Вселенной?
— Что есть Истина?
— Существует ли Абсолютная Истина?
— Можно ли познавать Истину?
— Есть ли Бог?
— Как можно общаться с Богом?
— Есть ли мое существование после моей земной смерти?
— Что такое добро и что такое зло?
— Почему есть горе, страдания и несчастья?
— Существует ли душа или разум отдельно от тела?
— Всемогущи ли наука и разум?
— Существуют ли и другие пути познания мира и человека?

Поэтому великий ученый Исаак Ньютон (1643-1727), физик и математик, говорил: «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и всё соответственное месту и времени разнообразие сотворённых предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, которого я называю Господь Бог».

Кроме того, известны весьма неудобные для материализма вопросы, например: Почему в мире существует н?что, а не «существует» ничего? Ведь небытие менее затратное и более устойчивое, чем бытие. Отчего существуют законы природы и как они едины во всей Вселенной в любой момент времени? Ведь это единство, да и сам факт законов должны обеспечиваться чем-то реальным. Историческое единство природы может порождаться лишь сверх-историческим Единым. Если материя существует и развивается бесконечно долго, то почему она уже сейчас не бесконечно совершенна? Как вообще появились биологические органы в живых организмах, если на промежуточных стадиях их развития они бесполезны или даже опасны и поэтому уже в зародыше должны неизбежно уничтожаться в соответствии с принципами «эволюции»? Откуда в мире возникли вера, надежда, любовь, совесть? Разве случайно сами по себе? …
На эти и иные аналогичные вопросы отвечает религия.

Рассмотрим, что же такое вера в Бога, о которой свидетельствуют многие вероучения. Вера — это состояние души, в котором происходит встреча и общение человека с Богом. Вера — это очень богатое и многоплановое явление. Всякий, встретившийся с реальностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога.
Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно передать другому с помощью доказательств. О нем можно лишь свидетельствовать. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого пожелает. И когда сам человек чистосердечно этого хочет.

Объекты, которые изучает наука, можно зафиксировать, заставить проявиться. Но с Богом такого сделать нельзя. Он никогда не бывает объектом, к которому можно подойти и наблюдать со стороны. Его нельзя «уловить».

Научное знание основано на повторяемости явлений и воспроизводимости результатов эксперимента (в одинаковых условиях — одинаковый результат). Но встречу с Богом воспроизвести невозможно, если этого хочет только человек. Бог — свободная всемогущая Личность, встреча с Которой происходит только в случае Его пожелания. Кроме того, любое действие Бога уникально и неповторимо, так как Он есть Абсолют.

Для научного наблюдения не имеет значения нравственность личности наблюдателя: добрый или злой исследователь увидят одно и то же. (Хотя в квантовой механике ученые уже столкнулись с так называемой «проблемой наблюдателя».) Но нераскаявшийся человек с нечистым сердцем Бога увидеть не может. И напротив, только «…чистые сердцем… Бога узрят» (Мф.5, 8).

Однако знание о существовании Бога — не самое главное в вере. Вера — это область живых отношений с Богом. Верующие христиане называют себя верными. Верные, в библейской традиции, — это те, которые сохраняют верность своему Возлюбленному. Вера-верность как отношение двух возлюбленных, Бога и человека, Христа и Церкви, включает в себя также уверенность в Любимом и доверие к Нему, Христианин уверен в Боге, что Бог не обманет, что Он исполнит Свои обещания тем, кто в Него уверовал. Христианин доверяет Богу, что Тот его не оставит на про¬извол судьбы, но всегда и в радости, и в горе (через которое также надо пройти) Он будет рядом и не оставит без Своей поддержки, а в случае опасности защитит от зла.

Вера — это и преданность. Бог первым показал нам Свою преданность, когда ради нас умер на Кресте. Верные христиане в ответ на это посвящают и отдают всю свою жизнь Богу, зная, что тогда Бог берет их жизнь под Свой покров и Сам ведет их ко спасению. Вера устанавливает связь, общение человека с Богом, которое затем Сам Бог наполняет любовью. Но так как соединение с Бо¬гом — это и есть спасение, ключ к спасению находится в вере.

Осуждение — это не наказание за неверие. Это следствие то¬го, что человек сам отказался соединиться с Источником жизни. Ис¬тинная вера — это способность найти этот Источник — Христа, соединиться с Ним и более с Ним не разлучаться.

Многие сотни знаменитых ученых искренне сообщали о своей вере. Приведем лишь некоторые из их высказываний . Блез Паскаль (1623-1662), французский философ, математик и физик писал: «Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны. Третьи не нашли Бога и не ищут Его. Они безумны и несчастны». Исаак Ньютон (1643-1727), английский естествоиспытатель, математик, физик и астроном, писал: «Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог». Майкл Фарадей (1791-1867), английский физик и создатель учения об электромагнитном поле, писал, имея в виду Библию и Природу: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу Откровения?!». Макс Планк (1858-1947), физик, лауреат нобелевской премии, писал: «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) — в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания». Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик — теоретик, лауреат нобелевской премии: «Я верю в Бога как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом». Он же утверждал, что: «Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции Бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки. <…> Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди». Раушенбах Б.В. (1915-2001), российский физик, академик РАН, один из основоположников российской космонавтики, руководил созданием систем управления многих межпланетных автоматических станций и космических кораблей: «Конфессии рождаются вместе с народом и менять их не следует. Скажем, для России я не вижу иной подходящей конфессии, кроме православия. Почему? А потому, что у нас вся жизнь столетиями текла по православному. Православие вошло не только в облик храмов, но и в язык, в поговорки, в народные приметы. Вся жизнь наша православна, даже у атеистов, которые придумали моральный кодекс коммуниста. Этим духом настолько пронизаны наше сознание, даже подсознание, что я не вижу никакой другой конфессии для России, кроме православия. Еще Флоренский обратил внимание, что особенностью православия, в отличие от других христианских конфессий, является опора на любовь в самом широком смысле этого слова. И как хотелось бы, чтобы эта любовь, свойственная православному менталитету, проявилась в нашей сегодняшней жизни с ее беспределом, преступностью, забвением высоких нравственных начал». Бехтерева Н.П., академик, директор Института мозга РАН: «Атеизм, как кажется его приверженцам, способствует науке. На самом деле вера может способствовать больше, чем атеизм. Атеизм как мировоззрение очень обедняет духовную жизнь человека и ставит преграды возможностям его познания. …Мне важно было лично убедиться, что такого рода феномен — видение событий прошлого, настоящего, отдаленного территориально за пределы возможностей сенсорной сферы, и тем более событий будущего — может существовать. Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение. Позднее, когда я стала ближе к Церкви, я была уже полностью подготовлена к тому, чтобы легко поверить в существование пророков Божьей милостью»…

В заключение приведем отрывок из доклада великого немецкого ученого, одного из основоположников квантовой физики, лауреата Нобелевской премии по физике Макса Планка (1858-1947), прочитанного в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете: «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания, даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц. К началу нашей культурной эпохи занятия естественными науками и религией находились в одних и тех же руках. Старейшей прикладной естественной наукой — медициной — занимались жрецы, а местом проведения научных исследований в средние века были главным образом монашеские кельи. Позже, по мере детализации и разветвления культуры, пути науки и религии стали постепенно все более расходиться в соответствии с различием задач, которым они служат. Ибо насколько знания и умения нельзя заменить мировоззренческими убеждениями, настолько же нельзя выработать правильное отношение к нравственным проблемам на основе чисто рационального познания. Однако оба эти пути не расходятся, а идут параллельно, встречаясь в бесконечности у одной и той же цели.

Для правильного понимания этого нет лучшего средства, чем продолжить усилия, направленные на углубление постижения задач и сущности, с одной стороны, естественнонаучного познания, с другой — религиозной веры. Тогда станет все более очевидно, что даже при различии методов (наука преимущественно пользуется разумом, а религия — верой) смысл работы и направление прогресса полностью совпадают.

Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!».

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М.: АСТ; – СПб.: Сова, 2007.
2. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия / Пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
3. Великие ученые о Боге и христианстве. – Новозыбков: Издатель – Древлеправославная Архиепископия Новозыбковская, Московская и всея Руси, 1999.
4. Войно-Ясенецкий Лука, святитель. Наука и религия. – «Троицкое слово», 2001.
5. Гейзенберг Вернер. Избранные философские работы. Шаги за горизонт. Часть и целое. – СПб.: «Наука», 2006.
6. Губин В.Б. О методологии лженауки. – М., 2004.
7. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. – СПб., 2008.
8. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб.: «Алетейя», 1999.
9. Зеньковский В., протоиерей. Основы христианской философии. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1992.
10. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
11. Истинность религии. Автор Г. Алексеев. – М.: «Русский вестник», 1998.
12. Нейфах Георгий, протоиерей. Гармония Божественного творения. – М., 2005.
13. Планк М. Религия и естествознание. // Вопр. филос. – N8 – 1990. Публикация Н. И. Кузнецовой.
14. Половинкин А.И., священник. Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000.
15. Рейпер В. и Смит Л. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. – Издательство «Свет на востоке», 2000.
16. Седов Е., Кузнецов Д. В начале было Слово. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1994.
17. Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2005.
18. Тростников В.Н. Мысли перед рассветом. – М.: ООО «Штрихтон», 1997.
19. Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М.: «Даръ», 2008.
20. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. – М., 1992-1995.
21. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.4. – М., Издательство «Наука», 1967.

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top