Тема 16. Православная культура, правосознание, патриотизм

Правовое сознание формируется через восприятие населением права и закона в свете культуры. Очевидно, что право и закон — не одно и тоже. Юристы определяют право как исторически определенную и объективно обусловленную форму свободы в реальных отношениях. В отличие от императивного закона, право имеет и внутреннее убеждение, смыкается со сферой действия морали. Современное правовое государство ставит на первое место человека, его свободы и права, что вытекает из сути христианского вероучения. Принципиальной становятся моральная оправданность закона, справедливость права.

Правовое сознание граждан, в частности, законопослушность, вырабатывается многими факторами, различающимися по своей социальной значимости. К важнейшим из них относятся религиозные и мировоззренческие, так как они определяют стратегическую позицию не только отдельных физических лиц, но и социальных структур в отношении права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести и т.п.

Начнем с того, что все правовые и этические системы выросли, как убедительно показывают сравнительное правоведение и юридическая антропология, из тех или иных религий, и ими же поддерживаются. Известны правовые системы откровенно религиозные. Теократическое право некоторых религий стремится определять все стороны жизни людей явно или скрытно.

В светском мире сейчас распространен правовой плюрализм, предполагающий сосуществование разных правовых и культурных систем, в том числе религиозных. Социальная психология отмечет, что светским правом удается регулировать не более 50% процентов общественных отношений. Остальное входит в сферу традиций, обрядов, привычек, то есть, опять-таки, конкретных религий, мировоззрений или… суеверий, зачастую крайне примитивных.

Различные религии имеют неодинаковые, часто противоположные, взгляды на право, власть и нравственность. Например, православные убеждены, что любая государственная власть — от Бога, а иеговисты учат, что светская власть, якобы — от сатаны. Существуют религии, считающие, что государственное и все остальное право строго должно соответствовать их вероучению (Шариат, Талмуд, законы Ману и т.п.).

Таким образом, правосознание, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения реально влияют на общество и его институты, отдельные личности. К сожалению, игнорируя роль религий в социальной жизни, некоторые граждане нашей страны относятся к этому явлению, как Козьма Прутков к Солнцу. На вопрос о том, что важнее, Солнце или Луна, он ответил, что, конечно, Луна. Якобы, Солнце светит днем, когда и так светло, зато Луна помогает ночью ориентироваться. Фундаментальный вклад Православия в становление и развитие нашего государства, в формирование нравственности и правосознания эти граждане не замечают.

Статья 14 Конституции нашего государства определяет, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Под термином «светское» понимается «не духовное», мирское, гражданское. Однако сейчас влияние религий на нашу жизнь, в том числе на правовое сознание, крайне велико. Существенно и то, что подавляющее большинство людей — верующие.

На самом деле религиозные объединения и входящие в них граждане вовсе не «отделены» в некие резервации, а осуществляют свою деятельность в соответствии с законами страны, на территории которой они находятся. Кроме того, каждый государственный служащий и его ближайшее окружение обязательно имеют какую-либо свою личную позицию (вовсе не нейтральную) в отношении веры и религий. Оттого на практике всегда возникают те или иные предпочтения. Вспомним почти «безупречную» Конституцию СССР 1936 года и чудовищные гонения на верующих в то время.
Особенно важна проблема экстремизма и терроризма. Во все времена религиозные экстремисты отдают свои и чужие жизни для достижения целей своих лидеров. В современном мире кровавые религиозные конфликты весьма часты. Поэтому в средствах массовой информации и среди специалистов постоянно обсуждается тема религиозных и псевдорелигиозных деструктивных сект, которые все без исключения пытаются влиять на правосознание.

Рассмотрим отношение Православия к праву и государству. Государство, согласно учению Православия, — богоустановленный институт. Апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13.1-8.).
Русская Православная Церковь стремится к укреплению общественной нравственности (включая патриотизм и участие в национальной безопасности), а также своего цивилизованного правового статуса в государстве. Кроме того, эта Церковь заинтересована в соблюдении правопорядка, а, значит, и в правильном развитии правосознания. Недаром слова «православие» и «правосознание» звучат очень схоже. Русская Православная Церковь никогда не стремилась стать одним из государственных институтов, однако, не отгораживает себя от государственной и общественной жизни. В частности потому, что члены земной Церкви являются одновременно и гражданами конкретных стран. Поэтому каждой Поместной Православной Церкви, несмотря на принадлежность ко Вселенской Православной Церкви, свойственен патриотизм.

Патриотизм понимается Православием как любовь к Родине, выражающаяся в готовности человека бескорыстно служить ей и защищать от врагов. Одна из наиболее значимых ценностей, связанная с высшим уровнем социального, духовно-нравственного и гражданского развития личности. Это ощущение неразделенности судеб человека и Отечества. В своей высшей форме подлинный патриотизм характеризуется ответственным ясным пониманием своих гражданских обязанностей и их неукоснительным исполнением. В социально-нравственном плане — одна из форм согласования личных и общественных интересов, основа единства нации и государства. Подлинный патриотизм связан не только с любовью к своему Отечеству, но и с реальной трезвой оценкой жизни народа в нем, а также социального и политического устройства, отражающей действительное положение дел, что способствует формированию чрезвычайно важного, осознанного, активно-деятельного созидательного отношения к своей Родине.

Абсолютизация «свободы совести» привела к появлению так называемого «светского» государства, декларативно отделенного от всех религиозных объединений. Современное широкое толкование «светского» государства есть фактически признание как идеала безличной внерелигиозности, безверия и обездушивания, механизированности государственных институтов. При этом, чиновник госаппарата воспринимается как якобы запрограммированный ведомственными инструкциями автомат, что заведомо ведет к процветанию двойной морали.

Русская Православная Церковь принимает во внимание, как правовую реальность, принцип «свободы совести». Однако имеет в отношении его свое разумение (также как и любые иные вероучения и идеологии). С момента своего уникального и неповторимого возникновения (Иерусалим, 33-й год Р.Х., день Пятидесятницы) Церковь чтит внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо сама эта свобода есть дар Божий. Люди любых вероисповеданий и мировоззрений воспринимаются Церковью как сотворенные по образу Божьему, то есть с высочайшей любовью к их личности и природе. Русская Православная Церковь учит ненавидеть грех, а не грешника. Как внутренняя свобода воли, «свобода совести» признается этой Церковью во все времена. Православие знает еще и свободу духовную — власть личности над собой, над своей природой, в первую очередь над своим эгоизмом, своими страстями и недостатками, греховными чувствами и влечениями.

С точки зрения влияния на правосознание весьма существенной характеристикой вероучений считается законность духовного общения с объектом поклонения. Самоволия в религии неизбежно приводят к неуважению закона вообще. Законность, прежде всего, свидетельствует, каким образом выбранные средства соответствуют тем, которые объект поклонения сам установил и разрешил для своих поклонников. Если это Бог, то, как Личность, обладающая наивысшей властью и наибольшей силой по отношению к людям, социальным институтам и миру; как высочайший источник природных и общественных законов, морали и нравственности.

В случае поклонения Богу понятие «законность» совпадает по смыслу с понятием «истинность», ибо в конечном итоге все, что действительно истинно — от Бога, то есть законно. В свою очередь, все, что не от Бога, является незаконным, ошибочным, неправдоподобным или очевидно ложным. Таким образом, присутствует множество форм относительной законности духовного общения со своими объектами служения (сугубо внутри каждого культа) и одна абсолютная законность богообщения, характерная для истинного вероучения. Среди многочисленных христианских объединений, например, единственно законной Вселенской Православной Церковью, с входящей в нее Русской Православной Церковью, является та, которая возникла в городе Иерусалиме в 33 г. нашей эры в день Пятидесятницы, никогда не прерывала своей жизни, существует ныне и будет всегда.

Другой, несомненно, социально значимой стороной законности каждого конкретного вероучения представляется степень соблюдения прав и свобод человека. Эта сторона законности напрямую связана с духовно-нравственными и криминологическими характеристиками объекта служения, основоположника и лидера каждого религиозного объединения и вероучения.
При оценке влияния на правовое сознание любые вероучительные, духовные, мировоззренческие системы и движения попадают в достаточно конкретные области духовно-нравственного пространства. Конечно, необходимо принимать во внимание не только открытые, но, прежде всего, часто утаиваемые от непосвященных ключевые аспекты знаний и учений внутренних уровней и кругов посвящения в культах. Важны также особенности различных толкований вероучений. Множество религиозных и псевдорелигиозных движений тогда подразделяется на четыре группы.

В первой оказываются самые совершенные вероучения, которые:

  • опираются на положительный и реально существующий абсолютный Идеал: Личность Бог-Истина-Любовь;
  • созданы Им Самим напрямую без посредников или посланников;
  • строго сохраняют преемство и законность вероучения и священства;
  • признают уникальную ценность, неповторимость и цельность любого человека, его прав и свобод;
  • в себе не имеют и отвергают деструктивность как таковую.

Поэтому они стремятся к активной гармоничной созидательной деятельности во всех сферах жизни, во взаимоотношениях с государством, со всеми социальными институтами, с каждым человеком. Правосознание, согласующееся с подобными вероучениями, весьма совершенно.

Ко второй группе относятся культы, не содержащие явных деструктивных положений в своем учении, но избегающие конструктивной внешней деятельности, замыкающиеся в себе. Третья группа включает всех, имеющих деструктивные положения в своем учении, по каким-либо тактическим причинам редко или совсем не применяющих их в данное время, однако при изменении обстоятельств (например, смене лидера, появлении новых толкований или экстремистских течений, изменении социально-политической обстановки) способных начать деструктивные действия. Четвертая группа состоит из культов, практикующих деструктивные вероучения. Это область темной духовности, низменно-нравственного, правового и социального беспредела, эгоизма, гордыни, самоуверенности, разрушения, опустошенного бытия, духовных болезней, смерти.

В этой связи важно учение Православия о том, что Истина (то есть фактор, определяющий и поддерживающий сущность каждого объекта в мире и Вселенной в целом) одна, и Она извечно есть Сын Божий, то есть Иисус Христос. Единственность Истины, в частности, вытекает из очевидного единства мира и единственности любой индивидуальности, каждого особенного (в философском смысле). Истина всего существующего самосознает Себя и Она есть Личность, а значит, и Любовь.

Оценка религиозных движений по склонности совершения ими правонарушений или безнравственных поступков (исходя только из особенностей вероучений) разделяет всю их совокупность на те же четыре группы.

В первой группе внутренних вероучительных источников правонарушений нет. В духовно-нравственном пространстве она располагается в области созидательного духовного бытия и активного добра, опирается на общение только с положительным и самодостаточным Абсолютом — Личностью — Богом — Любовью — Истиной. Правопорядок, основанный на такой духовности, на абсолютных положительных заповедях, гармонично содержит в себе гражданский и общественный долг, ответственность и совесть, отвечает потребностям устойчивого и полноценно развивающегося общества. Это происходит потому, что каждый человек, искренне принявший духовность первой группы, становится неравнодушным к любым нравственным и социальным процессам, наиболее тонко чувствует их направленность относительно добра или зла, стремится к святости, подвижнической, общественно-созидательной и праведной жизни.

Вторая группа может проявлять деструктивность в случае критических внешних или внутренних обстоятельств. Например, некоторые течения старообрядцев, в периоды гонений на них со стороны государства, устраивали массовые самосожжения, что невозможно для Православия. К сожалению, представителей третьей и четвертой групп, опирающихся на ложные и эгоистические идеалы и являющихся источником аморальности и преступности, более чем достаточно. Духовная безобразность (отказ от существования по образу Бога) в них превращается в криминальность и безнравственность.

Исследователи насчитывают в современной России сотни только официально известных образований, относимых к третьей и четвертой группам. Прежде всего, это сатанисты и все, близкие к ним, а также демонические движения, оккультно-мистические учения, открыто или скрыто признающие в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность. В России главным своим врагом сатанисты считают Православие, затем в объекты их нападения попадают другие традиционные религии.

Ненависть сатанистов именно к Православию объясняется тем, что только в этом вероучении Бог есть Личность и Любовь, «Отец», «Бог есть Любовь», «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.4.7., 4.8., 4.12., 4.16.; 2Кор.13.11.; 1Ин.1.5.; Откр.22.5.). Христиане верят, что сам Бог именно с точки зрения высших принципов духовности и нравственности творит лишь добро и не является источником никакого зла. По учению Православия, зло проявляется в мире из-за добровольного отпадения личности от Бога. Поэтому зла как сущности в мире нет (так же как тень есть лишь результат заслонения света). Оно появляется, когда возникает отречение личности от Добра (Бога), что приводит к недостатку истинного добра в ее поступках, к самообману, своеволию и самооправданию.

В противоположность сатанизму, Православие есть пребывание, а также нескончаемое возвышение в истинном бытии и подлинной жизни. Тайна православного богословия о Единосущной и Нераздельной Пресвятой Троице заключена в вести о самодостаточной соборной Троичной Любви как сверхсамопожертвования, сверхобщения, сверхуважения (Мф.28.19.; 2Кор.13.13.; 1Петр.1.2.; 1Ин.5.7.; Ефес.4.6.; Ин.1.14., 1.18., 3.16., 15.26., 14.16 17., 14.26.; Деян.7.55.; 1Кор.12.4-6.; Мк.1.10,11.; Лк.3.22.; Иуд.20.21.). Здесь же раскрывается тайна Крестной Жертвы и Искупления Господа Иисуса Христа ради всех людей и всего мира. Православие учит, что лишь через принятие этой Жертвы, через жизнь по Евангелию осуществляется подлинная встреча человека с Богом, происходит по благодати исцеление, стяжание Духа Святого и об?жение тварной (всегда несамодостаточной и зависимой от огромного числа факторов) личности. Именно благодаря воздействию Троичной Любви христианство призывает возлюбить своего врага, а не мстить ему, ненавидеть грех, а не грешника. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5.44.). Православию свойственны милосердие, жертвенность, любовь к ближнему и стране, терпимость к иноверцам, законопослушность, патриотизм и благотворительность. Причем под ближним Православие понимает любого человека, какой угодно веры, расы, народности.

В свою очередь, отказ от откровения о едином Боге — Пресвятой Троице приводит в вероучениях к искажению и сущностному опустошению идеала — любви и иных положительных ориентиров, к подмене их духовно-нравственными лозунгами и тоталитарной организацией всей внутренней жизни. В подобных учениях неизбежно возникают злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес и практика искусственного духовного опьянения (в корне отличающаяся от православного трезвения). Отрешение от Троичной Любви вызывает серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (прежде всего криминологические) последствия.

В заключение еще раз отметим, что эффективное правильное формирование правосознания невозможно без внимательнейшего учета религиозного фактора, без активного привлечения к этому процессу традиционных созидательных религий. То есть таких религий, которые внесли и вносят заметный и во времени устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание наших народов и государства. Таким образом, православная культура напрямую способствует формированию у населения правосознания, гражданской ответственности и патриотизма.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Бакаев Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.
2. Вольтман Людвиг. Политическая антропология / Издание второе исправленное и дополненное. Серия «Библиотека расовой мысли». – М.: Белые альвы, 2000.
3. Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик. – Мн.: Современный литератор, 2003.
4. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М, 1996.
5. Дворкин А. Сектоведение. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя князя Александра Невского, 2000.
6. Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М.: Информационно- миссионерский центр «Сектор», 1997.
7. Законы Ману. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
8. Изложение начал мусульманского законоведения. – СПб. 1850. Переиздан в 1991 году издательством «Адир» в г. Москве по заказу Советского общества мусульман.
9. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. – М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 2001.
10. История религий в России. Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд.-во РАГС, 2001.
11. История философии права. – Спб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.
12. Кислицин И. М. Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. Пермь, 1991.
13. Клочков В. В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. – М.: Юридическая литература, 1967.
14. Ковлер А. И. Антропология права. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
15. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 1, 2. – М.: Издательский Дом «Грааль», 2002.
16. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство СТ», 2002.
17. Куницин И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М, 2000.
18. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М, 1998.
19. Модестов С.А. Геополитика ислама. – М.: Мол. Гвардия, 2003.
20. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М, 1997.
21. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.
22. Павлов А. С. Курс церковного права. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.
23. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
24. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-пресс, 2003.
25. Религии народов современной России: Словарь. Отв. ред. М.П. Мчедлов. – М.: Республика, 2002.
26. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
27. Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
28. Русская Православная Церковь и право: комментарий. М, 1999.
29. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). – М.: Юристъ, 2000.
30. Социальная концепция Русской Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2001.
31. Старков О. В., Башкатов Л. Д. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. ред. О. В. Старкова. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
32. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шимчалина, 1999.
33. Суворов Н.С. Учебник церковного права – М.: Издательство «Зерцало», 2004.
34. Таицкая А. И. Энциклопедия заблуждений. Религия. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2005.
35. Тихонравов Ю. В. Судебное религиоведение. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
36. Хвыля-Олинтер А. И. Деструктивные религиозные секты России / Журнал «Профессионал» МВД РФ, №2-3, 1999.
37. Хвыля-Олинтер А.И. Аксиоматика и границы толерантности // Миссионерское обозрение, 2002, №10 (84).
38. Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений // Миссионерское обозрение, 2003, №2 (88).
39. Хвыля-Олинтер А.И. Конституция 1993 года – взгляд православного юриста. Научные труды РАЮН. Выпуск 4. Том 1. – М.: РАЮН, 2004.
40. Хвыля-Олинтер А.И. Некоторые особенности Корана, Шариата и мусульманских обрядов, используемые псевдоисламскими культами // Миссионерское обозрение, 2003, №7 (93).
41. Хвыля-Олинтер А.И. О реинкарнации // Миссионерское обозрение, 2004, №1 (99).
42. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.
43. Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М., «Дар», 2008.
44. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.
45. Цыпин В. А., протоиерей. Курс церковного права. – М.: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

Нормативные правовые акты (основные):

1. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента от 21 апреля 2000 года.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Декларация лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята резолюцией 17/135 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1992 г.)
5. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений (принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981г.)
6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2000 г.
7. Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов (Агентство DPA. Страсбург, 22 июня 1999 г.)
8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г.
9. Закон Белгородской области «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» 19.03.2001 г. № 132.
10. Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г.
11. Информационное письмо Министерства Образования РФ от 12. 07 2000 № 549/28-16.
12. Конституция Российской Федерации.
13. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации №24 от 10 января 2000 г.
14. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
15. Письмо Министерства образования Российской Федерации “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений” № 14-53-281ин/14-04.
16. Письмо Министерства юстиции РФ, которым объявлены методические рекомендации для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях ”) от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97.
17. Постановление Конституционного суда “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ” от 16 июня 1998 г. № 19.
18. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации “Об утверждении правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции РФ” от 16 февраля 1998 г. № 19.
19. Резолюция Европейского парламента («Berliner Dialog», 1996, № 3)
20. Уголовный кодекс Российской Федерации.
21. Указ Президента Российской Федерации “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий” от 14 марта 1996 г. № 378.
22. Федеральный закон “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 г.
23. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности».
24. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Вам могут быть интересны эти публикации:

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top