Тема 4. Православное учение о человеке. История грехопадения

История грехопадения

О мире Ангелов

Первое и высшее место среди сотворенных Богом существ занимают чистые и бесплотные духи. Они являются существами высшими и совершеннейшими, и они оказывают большое влияние на жизнь людей, хотя они и невидимы для нас. Именование «Ангел» значит «вестник»; этим словом определяется главным образом их служение роду человеческому.

По своей природе Ангелы — деятельные духи, имеющие разум, волю, знание; они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они — духи бесплотные и, поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами.

Ангелы — духи совершеннейшие, они превосходят человека духовными силами; однако и они, как существа тварные, носят в себе печать ограниченности. Будучи бесплотными, они меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и, так сказать, с быстролетностью проходят необъятные пространства, появляясь там, где им нужно действовать.

Ангелы бессмертны, как об этом свидетельствует ясно Священное Писание.

Однако их высокие качества имеют свои границы. Писание указывает, что они не знают глубины существа Божия, ведомого одному Духу Божию, не знают будущего, ведомого тоже одному Богу, а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают приникнуть и даже не знают всех помышлений человеческих; наконец, они не могут сами по себе, без воли Божией, творить чудеса.

Руководствуясь творениями древних церковных писателей и Отцов Церкви, принято разделять мир Ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три ступени иерархии, по три чина в каждом.

В первой иерархии состоят, находящиеся ближе к Богу Серафимы, Херувимы, Престолы.

Во второй, средней, иерархии Господства, Силы, Власти.

В третьей, более близкой к нам Начала, Архангелы, Ангелы.

Православная Церковь верует, что каждый человек имеет своего Ангела Хранителя. Однако человек может отдалить его от себя нечестивой жизнью.

Человек

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени, и в отношении ко всем земным существам он зани¬мает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам. После того как созданы были все земные твари: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 26 — 27).

Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием поло¬жено создать его по образу Божию и по подобию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом; следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе Божественных совершенств.

Человек состоит из души и тела. Тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством которого душа живет и действует в материальном мире. Тело смертно и подлежит тлению, душа же бессмертна и бестелесна, она есть духовная сущность. «Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом — как образ Божий своим Первообразом — удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога»,— писал святитель Тихон Задонский.

И образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и не причастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: об этом говорят Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно в ее бессмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой, бескорыстной любви. Все добрые и благородные свойства и способности души являются выражением образа Божия.

Существует различие между образом и подобием Божиим. Образ Божий заключается в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий человек получает от Бога вместе с бытием, а подобие он должен приобрести сам с Божьей помощью.

Падение в мире Ангельском. Мир злых духов

По свидетельству Евангелия, начало греха идет от диавола: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Слово «диавол» значит клеветник. Один из небесных духов – Денница, уклонился на путь зла и увлек за собой многих ангелов. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он в истине не устоял и отпал от Бога. Причиной падения Ангела света была гордость.

В новозаветном Откровении говорится о действии в мире сатаны и его ангелов. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей ко злу. Сатана дерзал искушать Самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, о чем свиде¬тельствуют многие события Евангелия и учение Спасителя. Злые духи как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его ко злу.

Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей.

Грехопадение людей и его последствия

Творец наделил человека при создании величайшими дарами: свободой, разумом, любовью. Но человек воспользовался своей свободой во зло себе. Он возгордился умом, так как вместо познания премудрости и благости Божией, стал искать познание добра и зла вне Бога; возжелал сам быть «богом». Вместо любви к Богу и ближнему, он стал любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения.

Преступление прародителей состояло в том, что, соблазненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию не есть от привлекательных плодов одного дерева. Исполнение этой заповеди выражало и
послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание, — сумму простых и естественных добродетелей. Вкушение плода было только началом падения. Но оно оказалось настолько явственным и губительным, что обнаружилась невозможность вернуться к прежней святости и праведности и, наоборот, обнаружилась склонность идти дальше по пути отступления от Бога. Это сказалось в том, что первые люди сразу заметили, что они наги и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого, на свою жену.

Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «за¬кон греха». Он поразил самую природу человека и быстро стал в нем укореняться и развиваться. Греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6, 7). В нем помрачились и ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а ко злу. В человеке стали действовать такие страсти как похоть и гордость.

Физическими следствиями грехопадения явились: болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил.

С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога.

Физические бедствия, будучи следствиями греха, явились одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Господа прародителям при изгнании их из рая. Эти наказания даны как средство удержать человека от дальнейшего и окончательного падения.

Однако последним и самым главным следствием греха была потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царства Небесного.

После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним, как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами — трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие болезни на душу. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не предать его окончательной смерти духовной, то есть, чтобы греховное на¬чало в нем не развилось до крайних сатанинских пределов.

Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили»: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем согрешили (Рим. 5, 12). Первородный грех понимается православным богословием, как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью. При крещении первородный грех смывается, однако остаются его последствия.

После грехопадения для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу. Этой возрождающей силой явилось сошествие на землю Сына Божия, свободного от последствий греха прародителей и открывшего дорогу в Царствие Божие падшему человеку.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.
2. протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top