Тема 5. Грех и его последствия

В православной культуре тема греха и воздаяния занимает одно из ключевых мест. Непонимание того, что такое грех, делает невозможным уразумение смысла не только православной культуры, но и огромного числа произведений светского искусства многих веков.

Свое понятие греха существует в разных религиозных системах. В целом грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, идолов, кумиров, предписаний и традиций ); реже — нарушение главных этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Однако православие делает здесь акцент на болезнь и исцеление.

В русском языке слово «грех» (ст. — слав. гр?хъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом ???????? (???????), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом ????????? (Иак. 5, 16); а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех)— «промах».
Согласно православной вере в иерархической лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени, и в отношении ко всем земным существам он занимает господствующее место, хотя так или иначе и зависит от всех иных существ. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам. После того как созданы были все земные твари: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 26 — 27).

Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его по образу Божию и по подобию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом; следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе Божественных совершенств.

Человек состоит из души и тела. Тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством которого душа живет и действует в материальном мире. Тело смертно и подлежит тлению, душа же бессмертна и бестелесна, она есть духовная сущность. «Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом — как образ Божий своим Первообразом — удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога»,— писал святой Тихон Задонский.

И образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и не причастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: об этом говорят Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно в ее бессмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой, бескорыстной любви. Все добрые и благородные свойства и способности души являются выражением образа Божия.

Существует различие между образом и подобием Божиим. Образ Божий заключается в самой природе души, а подобие — в духовном и нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий человек получает от Бога вместе с бытием, а подобие он должен приобрести сам с Божьей помощью.

По свидетельству Евангелия, начало греха идет от диавола: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Слово «диавол» значит клеветник. Один из небесных духов — Денница, уклонился на путь зла и увлек за собой многих ангелов. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он в истине не устоял и отпал от Бога. Причиной падения Ангела света была гордость, гордыня.

В новозаветном Откровении говорится о действии в мире сатаны и его ангелов. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей ко злу. Сатана дерзал искушать Самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, о чем свидетельствуют многие события Евангелия и учение Спасителя. Злые духи как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его ко злу. Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей.

Творец наделил человека при создании величайшими дарами: свободой, волей, разумом, любовью. Но человек воспользовался своей свободой во зло себе. Он возгордился умом, так как вместо познания премудрости и благости Божией, стал искать знание добра и зла вне Бога; возжелал сам быть «богом». Вместо любви к Богу и ближнему, он стал любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения.

Преступление прародителей состояло в том, что, соблаз¬ненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию не вкушать от привлекательных плодов одного дерева. Исполнение этой заповеди выражало и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание, — сумму простых и естественных добродетелей. Вкушение плода было только началом падения. Но оно оказалось настолько явственным и губительным, что обнаружилась невозможность вернуться к прежней святости и праведности и, наоборот, обнаружилась склонность идти дальше по пути отступления от Бога. Это сказалось в том, что первые люди сразу заметили, что они наги и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. Нагота как раз и означала то, что они утратили одеяние благодатью Божией. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого, на свою жену.

Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «закон греха». Он поразил самую природу человека и быстро стал в нем укореняться и развиваться. Греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6, 7). В нем помрачились и ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а ко злу. В человеке стали действовать такие страсти как похоть и гордость.

Физическими следствиями грехопадения явились: болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил.

С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога.

Физические бедствия, будучи следствиями греха, явились одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Господа прародителям при изгна¬нии их из рая. Эти наказания даны как средство, чтобы удержать человека от дальнейшего и окончательного падения.

Однако последним и самым главным следствием греха была потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царства Небесного.

После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним, как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами — трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие болезни на душу. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не предать его окончательной смерти духовной, то есть, чтобы греховное на¬чало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов.

Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили»: как одним человеком грех во¬шел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем согрешили (Рим. 5, 12). Первородный грех понимается православным богословием, как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной бо¬лезнью. При крещении первородный грех смывается, однако остаются его последствия.

После грехопадения для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу. Этой возрождающей силой явилось сошествие на землю Сына Божия, свободного от последствий греха прародителей и открывшего дорогу в Царствие Божие падшему человеку.

Итак, в Православии грех является противоестественным состоянием человека:

— «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин).
— «Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе» (св. Феофилакт Болгарский).

По мнению богослова А.И. Осипова, грехи являются следствием грехопадения человека. Однако, в отличие от первородной греховности, человек несёт за них прямую ответственность, поскольку должен бороться с ними и одолевать их. Это мнение связано с библейским утверждением, что нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на земле» (Иов.14:4-5). Также, основываясь на Евангелии Церковь считает, что одолеть греховные страсти без Божьей помощи, самостоятельно, человеку невозможно: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Согласно св. Иоанну Златоусту : «ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».

О необходимости постоянной борьбы человека с собственными грехами пишет и преподобный Пимен Великий: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, — невидимый враг не может поразить его».

Как указывалось выше, понятие «грех» существует, кроме православия, во многих иных религиозных воззрениях (но со своими особенностями понимания). В исламе грех, прежде всего, подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол). В Коране говорится: «Они спрашивают тебя о сражении в Запретный Месяц.
Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство.» — Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 217-й (перевод Э.Р.Кулиева). «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг» — Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 208-й (перевод Э.Р.Кулиева).

На самом деле в Коране приводится много определений греха, но в общем грех понимается, как какое-либо действие (или же бездействие), противоречащее законам Аллаха, заветам пророка. Также, мусульмане воспринимают как грех и неверие, многобожие. Самым страшным грехом для любого мусульманина считается приписывание к Аллаху сотоварищей — помощников, которых как таковых нет и не было. В исламе неверные мысли считают, как слова, нашёптанные шайтаном. В исламе любой грех, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным и безыскупным, и каждый такой грех будет упомянут в День Страшного Суда (День Воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок. В таком случае в День Страшного Суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов и он может быть прощён.

В традиции многих дхармических религий (индуизм, джайнизм, буддизм) учение кармы отражает специфическое понятие греха для этих верований. Здесь грех — категория менее социальная и более субъективная, является более общим понятием и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ. Самым тяжелым грехом (десятая клеш) считается здесь вера в Бога.

В иудаизме на иврите грех звучит как «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613. Любое нарушение требует искупительной жертвы.

В сатанизме грех в религиозной трактовке является тем, чему следует потворствовать, так как это приводит только к положительным эффектам.

В отличие от всех религиозных воззрений только в Православии Господь Иисус Христос через покаяние исцеляет любые грехи: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин.2:1,2).

« …Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного» (Евр.7:24-28).

Однако: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк.3:28,29). Одна из форм подобной хулы — отрицание того, что Дух Святой есть Бог и Личность — одна из трех ипостасей Святой Троицы.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Анафема. История и XX век. Составитель Паламарчук П. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998.
2. Асмус В., протоиерей. Православие: Учебное пособие. – Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд — Волгоград», 1996.
3. Богоявленский Владимир, священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Об анафеме или церковном отлучении. – М.: Издательство «Отчий дом», 1998.
4. Брянчанинов Игнатий, святитель. Собрание сочинений в семи томах. – М.: Православное издательство «Правило веры», 1993.
5. Емельяненко Г. Русский апокалипсис и конец истории. – СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 2000.
6. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000.
7. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 1994.
8. Попов Е., протоиерей. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. – М.: «Правило веры», 2000.
9. Троицкий В.Ю. Нет стыда – нет совести, нет совести – нет человека // Русский вестник, 1997. – №13-14.
10. Троицкий Иларион, архиепископ, новомученик. Без Церкви нет спасения. – М., СПб.: Сретенский монастырь, издательство «Знамение», 1998.

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top печать фотографий на ткани