«Ваше благословение»

Вооруженные силы и религиозные конфессии восстанавливают взаимоотношения

После распада СССР Россия, переживая трудное становление своей государственности, долгое время находилась в полосе глубокого духовного кризиса. И больше всего это отразилось на армии — государственном институте, идеологизированном во все времена в силу своего специфического предназначения и поэтому наиболее чувствительном к любым социальным потрясениям.

И естественно, что в армейской среде, как и во всем обществе, возникает необходимость обретения новых источников духовных и нравственных сил, которые способствовали бы укреплению национального самосознания, единства народа и армии, возрождению, сохранению преемственности в традициях российского государства и его Вооруженных сил. В этих условиях возрастает влияние религиозных конфессий на все стороны нашего общества, в том числе и на Вооруженные силы.

В истории Государства Российского Православная церковь всегда занимала особое место, оказывая исключительное влияние на формирование морально-нравственного климата в обществе, и особенно в армии. Крещение Руси началось с дружины Великого князя Владимира, и это было символично, послужило примером для всех подданных. Христианские традиции, складывающиеся на протяжении тысячелетия: представления о грехе и добродетели, святости и преступлении, чести и бесчестии, — вошли в жизнь народа, и в первую очередь в духовно-нравственный облик русского воина.

В изданной первой военной книге на русском языке «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» определено и жалованье полкового священника — тридцать форинтов (рубль равнялся трем форинтам). Во времена Федора Алексеевича (1676-1682) церковная служба в полках проходила под непосредственным руководством и с участием царя.

При экстренном отправлении полков в поход царь непосредственно сам назначал в полку священнослужителей.

Организационно структура военного духовенства начала формироваться в связи с созданием Петром I постоянных армии и флота. В 1700 году упраздняется стрелецкое войско и организовано 27 полков. Увеличилось количество и полковых священнослужителей, на содержание которых с каждой области из архиерейских епархий собиралось по одной гривне с церкви.

История военно-морского духовенства так же, как и история самого флота, связана с деятельностью Петра I. С появлением кораблей, увеличением их численности, возрастанием срока их пребывания в походах появилась необходимость иметь на борту священнослужителя, задачами которого являлись отправление духовных треб. Для решения проблемы укомплектованности корабельных священников Петр I предписывает в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брали из Александро-Невского монастыря.

Общее руководство духовной сферой на флоте и контроль за благоповедением корабельных священников осуществлял старший (обер) иеромонах. Старшими (обер) иеромонахами назначались наиболее достойные и авторитетные священнослужители. Первым иеромонахом корабельного флота стал префект Гавриил Бужинский — проповедник, писатель, впоследствии епископ Рязанский и Муромский.

С 1716 года ратная служба становится не только службой царю, но и вере, Отечеству, государству. Устав и артикулы, произнося «Богу единому слава», вместе с тем предписывали весь процесс воспитания нижних чинов и генералов строить «в страхе Божьем». Важное значение имело при этом охранение законом высокого статуса священника. Артикул 13-й воинского устава гласил: «Всем офицерам, рядовым надлежит священников любить и почитать, и никто да не дерзнет оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, иметь по изобретению его преступления вдвое так, как бы над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть!»

Полевой обер-священник сухопутной армии наравне с флотским обер-иеромонахом являлся полноправным представителем духовно-административной власти в вооруженных силах.

Введя систему коллегий в государственном управлении, Петр I для руководства Церковью и религиозными делами в 1721 году учредил Духовную коллегию, а вскоре по просьбе иерархов — Святейший Правительствующий Синод. Ведению Синода подлежали церковные организации военно-духовной сферы, в том числе и право определять духовенство в армейские полки и на флот.

Павел I высочайшим повелением вводит должность обер-священника с непосредственным подчинением Святейшему Синоду, непременным правом состоять членом Синода, которым предоставляется полномочие самостоятельного управления всем гвардейским, армейским и флотским духовенством.

Первым обер-священником армии и флота был назначен член Святейшего Правительствующего Синода протоиерей П. Озерецковский, ему также особым распоряжением были подчинены священнослужители, находящиеся в гвардии. 9 мая 1800 года Павел I наделяет обер-священника обязанностями по вопросам назначения, увольнения и награждения священнослужителей.

Наиболее многочисленный отряд военного духовенства представляли полковые священники, которые приравнивались к офицерам в звании капитан и имели соответствующие права. Военнослужащие обязаны были приветствовать их и называть при обращении «Ваше благословение».

В 1812 году в ведомстве армейского духовенства состояли 240 человек, более 200 из них участвовали в Отечественной войне и заграничном походе. Полевые священники в сражении шли впереди воинов рядом с командиром, своим примером ведя к победе.

В 1812 году впервые в истории России единственный за всю Отечественную войну священник 19-го егерского полка Василий Васильковский был награжден орденом Святого Георгия Победоносца IV степени, семь священников были награждены орденом Святой Анны. И это при том, что орденами священники не могли быть награждены, пока не были ими получены награды от Синода в последовательности: скуфья, камилавка, золотой наперсный крест.

Духовенство Русской православной церкви сыграло большую роль в победе России над наполеоновской коалицией. Накануне войны в стране действовало 26 747 православных церквей (без монастырских и домовых), 456 монастырей (358 мужских и 96 женских). Численность священнослужителей (без монахов) составляла около 35 тысяч человек. Помимо поддержания в обществе религиозно-патриотического настроения, духовенство приняло непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения, партизанском движении. В ополчение поступили 412 человек духовного сословия.

К концу ХIХ века в армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц духовного сословия. В 1890 году Александр III завершил процесс формирования военно-духовного ведомства, утвердив «Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств». Высшим духовным лицом стал протопросвитор. Это наименование должности указывало на духовный сан, характер его должности, сферу административного влияния и круг служебных обязанностей. Сформировалась структура духовной службы. Протопросвитор по жалованью был приравнен к генерал-лейтенанту, главные священники округов — протоиереи — к полковникам, полковые священнослужители — к капитану.

Обязанность полкового священника во время боя — быть неотлучно при личном составе — требует от него всегда быть готовым положить живот свой на поле брани за веру, царя и Отечество. Так, 22 сентября 1854 года священник Судковский на Николаевской артиллерийской батарее под огнем противника благословлял каждого, а после гибели расчета заряжал орудие.

Священник Могилевского полка Пятибоков в критический момент боя, после гибели офицеров, принял на себя командование подразделением. Немало военных священников сложили свои головы в этих войнах. Из 200 военных священников — участников Крымской войны два награждены офицерским орденом Георгия Победоносца IV степени, 58 — золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 — золотым крестом Его Императорского Величества, 29 — золотым наперсным крестом Синода, 30 — орденами святого Владимира III и IV степеней.

В годы Русско-японской войны с изменениями характера войны изменилось и содержание работы священников. Остро встал вопрос опознания павших воинов и сообщения на родину о погибших. В январе 1905 года главный полевой священник подал заявку на имя командующего армией, в которой доказывалась необходимость иметь специальные значки (патрон) со сведениями о воине и адресом его родственников.

С увеличением поступления в армию и на флот молодого пополнения из южных регионов России возникла необходимость активизации в Вооруженных силах России деятельности духовенства иных исповеданий. Для этого было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которое сначала было самостоятельным, затем было департаментом в министерстве духовных дел и народного просвещения. С 1832 году департамент духовных дел иностранных исповеданий был переведен в министерство внутренних дел. В департаменте было 4 отделения. Первое — грекороссийского исповедания, второе — римско-католического, грекоуниатстского и «армянского» исповеданий, третье — всех протестантских исповеданий, четвертое — иудейских, мусульманских и других нехристианских исповеданий.

После Октябрьской революции правовое положение Русской православной церкви регулировалось постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 года «О религиозных объединениях», которое сохраняло силу до 1980 года. Оно ограничивало деятельность религиозных объединений кругом религиозных потребностей верующих в пределах молитвенных зданий.

С первых дней Великой Отечественной войны Церковь по собственной инициативе начала сбор средств для фронта. Только приходы Ленинграда к концу 1941 года собрали 2144 тысячи рублей. В дальнейшем эта помощь наращивалась и к концу войны превысила 300 миллионов рублей. Так, верующими Саратовской области только в 1943 году было собрано 2,3 миллиона рублей, которые были направлены на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилью имени Александра Невского.

Свыше 100 представителей Русской православной церкви за годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями.

Валерий БАРАНОВ,
генерал-полковник, заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России по военно-научной работе
19 августа 2009 г.
«Российская газета
«

Вам могут быть интересны эти публикации:

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top