Военные священники — новомученики Троицко-Сергиевского полка

В четвертую субботу после Пасхи особо отмечается соборная память новомучеников, пострадавших на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. Это новоустановленный праздник в календаре Русской Православной Церкви, и мы, пожалуй, не можем еще до конца оценить, что значит для Церкви совершившееся в XX в. самое массовое в истории мученичество за Христа.

Среди новомучеников есть немало военных священников дореволюционной России, уже причисленных к лику святых, или тех, чья канонизация возможно последует в будущем. Многие из них самоотверженно исполняли свой долг на полях Первой Мировой войны.

Занимаясь исследованиями по семейной генеалогии, я совершенно неожиданно для себя столкнулся с темой новомучеников, которая из общей, весьма абстрактной, стала близкой и актуальной.

Мой прадед по линии отца Михаил Михайлович Жегалов служил офицером в 194-м пехотном Троицко-Сергиевском полку, был женат, имел двух дочерей, вышел в отставку по болезни (в звании подполковника), умер еще до Первой Мировой войны, в 1913 г. Сведений о его жизни сохранилось немного. В семье не осталось никаких документальных свидетельств о нем, ни одной его фотографии: все было уничтожено после революции, вероятно, из-за боязни репрессий родственников царского офицера.

Изучение архивных документов пока немного прибавило сведений о М.М.Жегалове, зато позволило проследить историю Троицко-Сергиевского полка, которая уходит в начало XVIII века. Тогда в Москве формировались гарнизонные полки, преобразованные позже в батальоны. В 1796 г. из этих батальонов был создан восьмибатальонный Московский гарнизон, названный Московским Гарнизонным полком (генерала Архарова 2-го полк). В марте 1813 г., в период Отечественной войны, полк «за отделением большей части на сформирование Тарутинского и Бородинского пехотных полков переформирован в Московский Внутренний Губернский Батальон». Ко времени поступления в 1886 г. на службу в эту часть М.М.Жегалова она носила название 73-го Резервного (неполного состава) пехотного батальона. В 1891 г. батальону было присвоено наименование Троицко-Сергиевского. С 1899 г. это был 221-й Троицко-Сергиевский резервный батальон, переформированный в 1903 г. в 221-й пехотный резервный Троицко-Сергиевский полк. Все это время часть дислоцировалась в Москве, в бывшей Немецкой слободе.

Многие офицерские семьи жили неподалеку от части, вероятно, снимали квартиры в соседних переулках: Доброслободском, Большом Демидовском. В ходе военной реформы вследствие упразднения в 1910 г. резервных частей Троицко-Сергиевский полк, 232-й Ирбитский и 230-й Ветлужский резервные батальоны были объединены в единый, полного состава, полк, который стал именоваться 194-м пехотным Троицко-Сергиевским. Полк вошел в состав 49-й пехотной дивизии 24-го армейского корпуса Казанского военного округа с местом дислокации в городе Перми (отдельные подразделения — в Кунгуре и в Глазове). Знаменем полка стало знамя с юбилейной Александровской лентой, пожалованное Троицко-Сергиевскому резервному батальону в 1896 г., в год 100-летнего юбелея части. 26 апреля 1910 был утвержден Знак полка. Полк с честью воевал на фронтах Первой Мировой войны. После революции, в марте 1918 г., был расформирован.

В нашей семье хранится выписка из метрической книги церкви Троицко-Сергиевского полка о крещении младшей дочери прадеда, моей бабушки, Юлии. В документе значится, что бабушку в ноябре 1905 г. крестил и одновременно был ее восприемником (крестным отцом) полковой священник Василий Александрович Ягодин, а саму выписку «для представления в учебное заведение» сделал уже в 1911 г., в Перми, другой священник этой же части Николай Николаевич Яхонтов. Имена этих священников ни о чем не говорили мне, пока… догадка дополнительно проверить информацию о Троицко-Сергиевском полку в Интернете ни привела к своего рода открытию. Оказалось, что оба священника этого полка — Василий Ягодин и Николай Яхонтов — после революции 1917 г. в разные годы, совершенно в разных обстоятельствах претерпели мученические кончины, и оба Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. в числе нескольких сотен новомучеников были причислены к лику святых. Таким образом, на сохраненном бабушкой невзрачном, выцветшем листе бумаги присутствуют имена двух святых и даже подпись одного из них — отца Николая. Интересно, что эта информация, никак логически не выводимая из находившегося в моем распоряжении генеалогического, исторического материала, открылась 22 декабря 2003 г., в день церковной памяти отца Василия Ягодина: в этот день (в 1937 г.) он был расстрелян. Оказалось, что тогда же, в конце 2003 г., в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия», который издает фундаментальную многотомную православную энциклопедию, уже была подготовлена статья о священномученике Василии Ягодине. Статья немногословна, составлена известным современным агиографом игуменом Дамаскином (Орловским) в основном по материалам следственного дела отца Василия.

Василий Александрович Ягодин родился 11 апреля (ст. ст.) 1870 г. в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии (Керенск — совр. Вадинск, районный центр Пензенской обл.) в семье священника. По окончании в 1890 г. Пензенской Духовной семинарии был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. Женился (жена Юлия Яковлевна), имел трех дочерей. В 1891 г. рукоположен во священника к храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 г. отец Василий назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закаспийской области, с 1904 г. он — священник 221-го пехотного Троицко-Сергиевского полка в Москве и благочинный 56-й пехотной дивизии. В 1911 г. назначен настоятелем собора в крепости Свеаборг Нюландской губернии (совр. Финляндия), в том же году возведен в сан протоиерея. С 1918 г. отец Василий «по просьбе общины», как записано в его следственном деле, служил в московском храме преподобного Харитона Исповедника, что в Огородниках (в Большом Харитоньевском переулке; позже храм был разрушен); в 1923 г. награжден митрой. 16 апреля 1931 г. отец
Василий был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинение основывалось на том, что Харитоновскую церковь, которая находилась напротив Чехословацкой миссии, посещала православная жена председателя миссии. Через три дня протоиерея Василия освободили за недоказанностью обвинения. Весной 1937 г. он был назначен настоятелем московского Богоявленского кафедрального собора в Дорогомилове вместо арестованного протоиерея Александра Лебедева. 11 декабря 1937 г. весь причт собора, в том числе отец Василий и священник Александр Буравцев, был арестован. На допросах священнослужители виновными себя не признали. Один из лжесвидетелей показал, что протоиерей Василий Ягодин был тесно связан с высшим офицерским составом бывшей царской армии, проводил большую работу по привлечению советской молодежи к Церкви. По постановлению тройки УНКВД по Московской области от 20 декабря 1937 г. отец Василий был расстрелян вместе с отцом Александром 22 декабря того же года на полигоне Бутово Московской области (ныне в черте Москвы). Оба священника были погребены в безвестной общей могиле. Оба канонизированы Русской Православной Церковью в 2000 г. Их память по новому стилю отмечается 22 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Наверное, отзывчивость российских новомучеников на обращенные к ним молитвы (о чем свидетельствуют многие) связана, в том числе, и с хронологической близостью их подвига нам, с тесной зависимостью нашего земного бытия от их молитв пред Господом о нас. Мы до времени об этом можем и не знать. Вот ведь до того, как открылись сведения об отце Василии, считалось, что сталинские репрессии обошли нашу семью стороной, вроде бы никто не пострадал. Но теперь понятно, что это не так. И смеем надеяться, что в то трагичное время, как и сейчас, священномученик Василий молился и молится о своей пастве, в том числе и о своих крестных детях, духовных чадах и их потомках.

Очень часто можно теперь видеть и слышать прямых потомков, родственников христиан, принявших мученический венец в годы гонений. Исповедничество Христа, святость из книжных рассказов о некогда живших подвижниках зримо воплощаются в наших недальних предках, знакомых; новомученики буквально входят в наши судьбы. Это, конечно же — повод для осмысления нашего сегодняшнего существования.

Несколько лет назад в Перми был создан Клуб любителей военной истории XX в., занимающийся реконструкцией исторического пути 194-го Троицко-Сергиевского полка. Руководит Клубом молодой историк Дмитрий Лобанов. Сейчас готовится к изданию история полка, есть перспектива создания полкового музея при Пермской Православной классической гимназии преподобного Сергия Радонежского. На любезно предоставленной Дмитрием Лобановым в наше распоряжение фотографии офицеров полка, сделанной в 1911 или 1912 году на летних полковых лагерных сборах у села Тоцкое Оренбургской губернии, во втором ряду четвертый слева, рядом с командиром полка — полковой священник Николай Яхонтов (с крестом на груди, в шляпе, опирающийся на трость). Это единственное известное его изображение. Сведения о его жизни тоже пока весьма скудны.

Николай Николаевич Яхонтов был настоятелем полкового храма преподобного Сергия Радонежского в г. Перми (полковым священником 194-го Троицко-Сергиевского полка). Сотрудничал в «Пермских губернских ведомостях» и православно-патриотическом журнале «Голос долга», издававшемся настоятелем Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря игуменом Серафимом (Кузнецовым). С 1914 г. отец Николай — на фронте вместе с полком. Был награжден орденами cв. Анны 2-й степени с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами и за бой 28 сентября 1914 г., когда сергиевцам пришлось отразить мощную атаку неприятеля и восстановить прорванную оборону, — наперсным крестом на георгиевской ленте. В 1916 г. он становится благочинным 49-й пехотной дивизии. В конце 1916 г. по болезни возвращается в Пермь. В ночь с 16 на 17 декабря 1918 г. вместе с двумя другими пермскими священниками отец Николай, привязанный к тюремной койке, живым был утоплен большевиками в проруби в Каме. Канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 г.; его память по новому стилю отмечается 17 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Два священномученика в одном полку… Вряд ли они или кто-либо из их сослуживцев могли в начале XX в. представить, что ждет их самих, Отечество и Церковь после 1917 г. В приближенной полноте по архивным источникам, в доступном обобщении смысл послереволюционных событий открывается уже нам, их внукам и правнукам. И наша обязанность — восстановить и сохранить историческую память об этих людях, о трагических, но не без Промысла Божия попущенных событиях, к которым они оказались причастны.

Для этого, прежде всего, нужно объединиться ныне живущим потомкам военнослужащих Троицко-Сергиевского полка и всем заинтересованным в исследовании истории полка лицам. Пусть настоящая статья послужит своеобразным объявлением об этом. Благо, база для такого объединения уже существует — в частности, упомянутый выше Клуб, действующий в Перми. Хотелось бы написать икону (возможно, общую) священномучеников Василия Ягодина и Николая Яхонтова, составить молитву им.
Кроме фотографии офицеров полка в нашем распоряжении имеется также фотография жен и детей офицеров. Может быть, кто-то из читателей найдет на этих фотографиях своих предков или знакомых людей.

На первой фотографии, помимо отца Николая, опознаются некоторые офицеры.

st_w800_polk

В первом ряду (сидят на земле) 1-й слева — подпоручик Александр Григорьевич Шубин. В 1914 г.— поручик, начальник пулеметной команды полка. За боевые отличия 5 мая 1915 г. произведен в штабс-капитана. Ранен и эвакуирован из полка 14 мая 1915 г. В 1919 г. служил в армии Колчака. В 1923 г. проживал в Перми, работал в здравотделе Пермской железной дороги, находился на особом учете Пермского губернского военного комиссариата как бывший белый офицер.

Во втором ряду (сидят на скамьях) 1-й слева — штабс-капитан Михаил Александрович Татаринцев, полковой адъютант. В 1914 г.— командир 3-й роты. За бой 8 февраля 1915 г. награжден Георгиевским оружием, тогда же попал в плен.

2-й — надворный советник Влас Матвеевич Корелин, заведующий оружием полка. В этой должности до 1918 г. В 1919 г. служил в армии Колчака.

3-й — подполковник Александр Семенович Стабровский. В 1914 г.— полковник, командир 2-го батальона. После взятия 24-м армейским корпусом г. Галич (Западная Украина) был комендантом и начальником гарнизона города. Умер от ран 17 октября 1914 г.

4-й — священник Николай Яхонтов.

5-й — полковник Николай Николаевич Фефелов, командир полка. Родился в 1856 г., из личных дворян Тамбовской губернии, образование получил в Воронежской классической гимназии и Чугуевском пехотном юнкерском училище, курс которого окончил по первому разряду. 24 июля 1877 г. был произведен в первый офицерский чин. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. До назначения 2 августа 1910 г. командиром 194-го пехотного Троицко-Cергиевского полка командовал (со 2 июня 1907 г.) 234-м Сызранским резервным батальоном. 30 сентября 1912 г. произведен в генерал-майора и уволен в отставку с правом ношения мундира и пенсией. В 1914 г. занимался отправкой из Перми на фронт санитарных отрядов.

9-й (2-й справа) — штабс-капитан Вениамин Иванович Ушаков. Родился 26 декабря 1878 г. в селе Слудке Пермского уезда и губернии. Из крестьян. На военной службе с 15 августа 1897 г. вольноопределяющимся 2-го разряда в 232-м Ирбитском резервном батальоне. В 1898–1900 гг. учился в Казанском юнкерском училище, по окончании которого получил звание подпоручика и служил в 10-м пехотном Новоингерманландском полку. В период Русско-японской войны в составе полка с 30 июня 1904 г. по 1 октября 1905 г. принимал участие в боевых действиях. 18 октября 1906 г. переведен в 232-й Ирбитский резервный батальон. С сентября 1910 г.— в 194-м Троицко-Сергеевском полку заведующий школой подпрапорщиков. В 1914 г.— штабс-капитан, командир 14-й роты. Ранен и эвакуирован из полка 12 октября 1914 г. В 1916 г. он становится Чердынским уездным воинским начальником. В 1918 г. мобилизован в РККА, занимал должность военного следователя.

Зимой 1918/19 гг. перешел на сторону белых. Получил звание подполковника, занимал должности Чердынского, а затем Красноуфимского уездного воинского начальника. Расстрелян 20 октября 1937 г.

10-й (1-й справа) — капитан Владимир Михайлович Стригин. В 1914 г.— командир 15-й роты. За бой 13 ноября 1914 г. награжден Георгиевским оружием, 18 ноября получил звание подполковника.

В третьем ряду (стоят) 1-й слева — капитан Александр Игнатьевич Воропай. Родился 26 января 1874 г. в Перми. Из дворян Могилевской губернии. Образование получил в Пермском реальном училище и Московском пехотном юнкерском училище, которое закончил по первому разряду. На военной службе с 3 июля 1892 г. вольноопределяющимся. В 1914 г. — командир 9-й роты. С 8 февраля 1915 г. — подполковник. 16 декабря 1915 г. эвакуирован по болезни. В ноябре 1917 г. — полковник, командир 153-го запасного полка. По воспоминаниям В.Н.Иванова, перешел на службу в польский корпус генерала Довбор-Мусницкого.

2-й — штабс-капитан Иван Игнатьевич Романов .

7-й (за командиром полка) — капитан Николай Николаевич Кураев .

9-й (за дамой) — капитан Александр Дмитриевич Леонов. В 1914 г.— командир 12-й роты. Убит в бою 1 октября 1914 г.

14-й (2-й справа) — штабс-капитан Виктор Викторович Лебедевский. В 1914 г. — капитан, командир 8-й роты.

st_w800_polk2

Вторая фотография — офицерских семей — сделана, вероятно, летом 1909 или 1910 года в подмосковном Серебряном бору, куда полк, по воспоминаниям моей бабушки, выезжал на летние учения. На этой фотографии известны лишь четверо. В среднем ряду 3-я справа (после стоящего подростка и дамы в черном галстуке) — Софья Васильевна Жегалова, урожденная Усанова, жена М.М.Жегалова. Родилась в Москве в 1882 г., ее отец Василий Иванович Усанов происходил из мещан г. Димитрова Московской губернии. Умерла в Куйбышеве (Самаре) в 1959 г.

4-я справа — Надежда Александровна Циглер , жена капитана Леонида Владимировича Циглера, в 1911 г. командира 2-й роты.

В первом, «детском», ряду (сидят на земле) 2-я справа — старшая дочь Жегаловых Лариса, 3-я слева — их младшая дочь Юлия.
Будем надеяться, что восстановленные совместными усилиями исторический путь Троицко-Сергиевского полка и судьбы однополчан приоткроют еще малоизвестные славные и трагические страницы нашей истории.

А.И.МАКАРОВ

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top