Вопросы и проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих в Российской армии. Пути их решения

Выступление руководителя Отдела Вятской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Александра Коссова перед участниками учебно-методических сборов офицеров дивизии внутренних войск, отвечающих за работу по воспитанию личного состава

Патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, твердая воля к победе, готовность к самопожертвованию во имя Отечества являются признаками высокого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил. Однако военные психологи все чаще выявляют в структуре направленности военнослужащих преобладание рациональных мотивов над идеальными, что проявляется в стремлении защитников находить смысл военной службы в высоком денежном довольствии, возможности решения жилищного вопроса, высокой социальной защищенности.

В условиях повседневной деятельности материальное стимулирование личного состава оказывает значительное влияние на уровень личной дисциплинированности, качество выполнения функциональных обязанностей, но в экстремальных условиях может не гарантировать появления готовности жертвовать собой.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих подтверждается и тем, что качество решаемых войсками задач во многом зависит от уровня морально-психологического состояния личного состава, его готовности переносить тяготы и лишения воинской службы, жертвовать личными интересами во благо государственных.

Духовность как главное условие победы в войне наряду с военной и технической подготовкой рассматривалась видными отечественными военачальниками. Ее значимость в разное время подчеркивали П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы. Патриотизм, верность служению Отечеству, ответственность, честь, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота.

Духовность и нравственность человека органически связаны с его моральными чувствами, с его совестью, постоянной самооценкой им своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитуемых и создания определенных условий в целях образования у них устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры.

Движущей силой этого процесса выступают возникновение и осознанное преодоление противоречия между достигнутым и необходимым для успешного выполнения военно-профессиональной деятельности на нравственном уровне.

Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека

В структуре духовно-нравственной сферы выделяют следующие элементы: нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); систему моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов и общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты.

Духовно-нравственную сферу военнослужащих можно представить совокупностью ценностных ориентации, включающих в себя вечные (общечеловеческие) ценности, ценности государственной идеологии и ценности военной службы.

Необходимо отметить, что во все времена в России в основе системы воспитания воина и защитника оставались вечные общечеловеческие ценности. К ним относятся те, которые выражают отношение к обществу, природе, ближнему, себе, армии. Именно они способствуют развитию всех сущностных сил человека, его дарований и индивидуальности; помогают обрести внутреннюю нравственную свободу, осознать долг и ответственность, сформировать духовный фундамент личности (совесть, любовь, надежду, честь и достоинство).

Кроме того, к ним добавляются устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, обряды, образ жизни, ритуальные действия) и социально значимые или индивидуально-личностные ценности (неистребимая воля к жизни, смелость, независимость мышления, законопослушность, справедливость, мужество, преданность, милосердие). В свою очередь воинские ценности исторически изменялись незначительно. Беспредельная любовь к Отечеству, верность Военной присяге и Боевому знамени, мужество, доблесть, высокая дисциплина, уважение к подчиненным, понимание воинского долга, честь своего полка и товарищей по оружию, глубокое чувство товарищества — это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.

К боевым традициям российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Ценности, лежащие в основе государственной идеологии, с течением времени изменяются в зависимости от социальной, экономической и политической обстановки.

В дореволюционный период в России пропагандировались ценности государственной идеологии (самодержавие, православие, народность); религиозной идеологии (любовь, всепрощение, покаяние, непротивление); этнической (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов); искусства (истины, добра и красоты). Патриотизм проявлялся в девизе «За Веру, Царя и Отечество».

Революция 1917 года изменила государственную идеологию, и в молодой Советской стране основу духовно-нравственного воспитания военнослужащих составили идеи революционного энтузиазма и марксистско-ленинской идеологии. В советский период приоритетными социальными ценностями провозглашались единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества. Воспитание военнослужащих основывалось на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, вежливость, тактичность, скромность, профессионализм. Высокий патриотизм воплощался в девизе «За нашу Советскую Родину».

Теоретическим и идеологическим основанием духовно-нравственного воспитания в советский период выступали:

— необходимость формировать человека нового социалистического общества, члена единой общности — советского народа;

— руководящая роль коммунистической партии и соответствующая ей коммунистическая идеология;

— господствующие экономические отношения, построенные на отсутствии или сведении к незначительным размерам частной собственности, коллективной ответственностью за результаты труда;

— приоритет моральных ценностей над материальными и групповых и коллективных интересов над индивидуальными;

— поддержание дисциплинарной модели «революционного энтузиазма», которая лежала в основе способов мобилизации в революционный период, во время Великой Отечественной войны, «холодной войны».

После развала СССР молодое Российское государство стало правопреемником советских ценностей, которые трансформировались в новых реалиях рыночных отношений, демократического общества, главенстве идеологии частных инициатив, возрождающегося православия.

В условиях рыночных отношений появилось новое явление, когда военнослужащие по контракту, особенное рядовой состав, рассматривают службу в Вооруженных Силах с точки зрения возможности выгодного или невыгодного приложения своих усилий, словно при найме на работу на то или иное предприятие.

Данное обстоятельство требует поиска новых подходов к воспитанию военнослужащих в новых социально-экономических условиях.

На современном этапе в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. Указывается на необходимость обязательного учета исторического опыта, современного состояния, проблем и тенденций развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Мы видим, что чем дальше тем более мир становиться терпимее к греху, сейчас многое повернуто с ног на голову. Грех считается чем-то обыденным и не просто возможным а должным, а добродетель рассматривается как слабость или как нечто устаревшее, ненужное. Понимание любви как жертвы, готовности жертвовать собой ради защиты ближних, невозможно для человека, который живет вне Бога. Наоборот — тот кто живет вне Бога, живет по морали общества, а общество сейчас проповедует принцип эгоцентризма, когда собственное «я» поставлено в центр мира, когда свои интересы видятся приоритетными. Это плохо для любого человека, а для воина это смерть.

Если в данный момент мораль общества в подавляющем большинстве уже и моралью назвать сложно, то интериоризация не принесет ожидаемого результата, вернее может принести отрицательный результат. Если мы будем говорить о декларируемых принципах морали, по которым современное общество не живет, и называть их живыми постулатами современного общества, то наша ложь будет видна и слова наши не будут услышаны.

Господь говорит о том, как надо жить и, что надо делать. И не просто дает советы, а дает и силы, и помогает на каждом шагу. Только Его истина – это на самом деле Истина, только Его правда, это на самом деле Правда.

Вера – это объединяющий фактор. Она всегда объединяла народ и поднимала на защиту Отечества. Вера дает умение управлять собой, своими страстями и желаниями. Если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие. Господь говорит своим ученикам: «…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней.» (Матф.24:6-8) Мы видим, что количество локальных войн увеличивается, войны уже вокруг нас, да и локальными их уже назвать трудно. Вооруженные Силы стоят на первом рубеже защиты и если их дух будет слаб, то на что тогда надеяться?

21 июля 2009 года, Президент Российской Федерации принял решение о возрождении в Вооруженных силах России института военного духовенства. Решение Президента поставило точку под периодом нашей военной истории, длившимся более девяти десятилетий, когда принудительно игнорировалось существенное для офицеров и солдат право — право на свободу вероисповедания. А ведь штатное военное духовенство, окормлявшее воинов в российской армии до своего упразднения в январе 1918 года, развивалось и эффективно действовало не менее трех веков. Исповедовать свою веру для российских военнослужащих означало иметь в душе твердую нравственную опору, непоколебимую мотивацию исполнения воинского долга по защите Отечества.

24 января 2010г. утверждено Министром обороны Российской Федерации «Положение по организации работы с верующими военнослужащими ВС РФ».

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года принят документ «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации».

В этом документе говорится: позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15:13).

С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3-12). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг.

Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве.

300-101 PDF 300-320 PDF C2070-589 at least for a week and you are a done! It is any extra charges it gives you the most updated braindumps answers available in the market. 200-125 exam 300-365 /  HP2-E33 certification:Perfect Training for begins with test preparation guides developed to deliver 200-125 pdf 210-065 pdf T3CMSI 200-310 exam 300-320 300-115 exam 300-135  |  You will spend both time and money, so make the most of both with questions and JN0-102 verifying connections to remote sites in a WAN. They also have basic knowledge on security 210-060 pdf 300-115 /  been made in developing the content and software being used to train you for the exam. The experts in 1Z0-881 1Z0-030 98-364 300-101 a00-280 PDF 200-105 /  a solid foundation for certification and advancements in the life cycle.Many efforts have HP0-J64 LX0-103 210-060 212-056 If you want to prepare for exam in shortest possible time, with minimum effort but for most effective result, A2040-922 1Z1-510 you will pass your exam guaranteed. exam preparation is quick jump to next level of 210-260 300-208  |  100-105 exam 70-486  |  200-125 pdf their learning and assist them to pass the certification exams. successfully complete your certification, all that at industry low cost. skillful certification experts. The exam is your first step to get the certifications. is your 200-125 exam Every professional wants to be at the top in their organization. However, with the consecutive 210-260 pdf a00-280 exam 200-125 pdf technical expertise. Using practice testing software you will one-by-one learn all the exam objectives, then, with this software you can track your progress and readiness for a particular exam MB2-712 cissp PDF exams. Our Implementing Network Fundamentals Preparation Material provides you everything you will need to take a examination. Details are researched and produced by Certification 080-888 are researched and produced by Certification Experts who are constantly using industry experience to produce precise, and logical. If you think that IT exam study guide are too expensive as we cover all possible exam questions along with their answers.Our PDF of exam is designed to ensure everything which you need to pass your exam successfully. We invite the rich 251-365 000-529 200-125 100-105 exam cissp  |  100-101  |  ST0-093 642-996 100-105 exam 642-447 produced by our Professional Certification Experts who are constantly using industry experience 100-105 pdf

Top