Вопросы и проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих в Российской армии. Пути их решения

Выступление руководителя Отдела Вятской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Александра Коссова перед участниками учебно-методических сборов офицеров дивизии внутренних войск, отвечающих за работу по воспитанию личного состава

Патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, твердая воля к победе, готовность к самопожертвованию во имя Отечества являются признаками высокого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил. Однако военные психологи все чаще выявляют в структуре направленности военнослужащих преобладание рациональных мотивов над идеальными, что проявляется в стремлении защитников находить смысл военной службы в высоком денежном довольствии, возможности решения жилищного вопроса, высокой социальной защищенности.

В условиях повседневной деятельности материальное стимулирование личного состава оказывает значительное влияние на уровень личной дисциплинированности, качество выполнения функциональных обязанностей, но в экстремальных условиях может не гарантировать появления готовности жертвовать собой.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих подтверждается и тем, что качество решаемых войсками задач во многом зависит от уровня морально-психологического состояния личного состава, его готовности переносить тяготы и лишения воинской службы, жертвовать личными интересами во благо государственных.

Духовность как главное условие победы в войне наряду с военной и технической подготовкой рассматривалась видными отечественными военачальниками. Ее значимость в разное время подчеркивали П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы. Патриотизм, верность служению Отечеству, ответственность, честь, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота.

Духовность и нравственность человека органически связаны с его моральными чувствами, с его совестью, постоянной самооценкой им своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитуемых и создания определенных условий в целях образования у них устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры.

Движущей силой этого процесса выступают возникновение и осознанное преодоление противоречия между достигнутым и необходимым для успешного выполнения военно-профессиональной деятельности на нравственном уровне.

Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека

В структуре духовно-нравственной сферы выделяют следующие элементы: нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); систему моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов и общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты.

Духовно-нравственную сферу военнослужащих можно представить совокупностью ценностных ориентации, включающих в себя вечные (общечеловеческие) ценности, ценности государственной идеологии и ценности военной службы.

Необходимо отметить, что во все времена в России в основе системы воспитания воина и защитника оставались вечные общечеловеческие ценности. К ним относятся те, которые выражают отношение к обществу, природе, ближнему, себе, армии. Именно они способствуют развитию всех сущностных сил человека, его дарований и индивидуальности; помогают обрести внутреннюю нравственную свободу, осознать долг и ответственность, сформировать духовный фундамент личности (совесть, любовь, надежду, честь и достоинство).

Кроме того, к ним добавляются устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, обряды, образ жизни, ритуальные действия) и социально значимые или индивидуально-личностные ценности (неистребимая воля к жизни, смелость, независимость мышления, законопослушность, справедливость, мужество, преданность, милосердие). В свою очередь воинские ценности исторически изменялись незначительно. Беспредельная любовь к Отечеству, верность Военной присяге и Боевому знамени, мужество, доблесть, высокая дисциплина, уважение к подчиненным, понимание воинского долга, честь своего полка и товарищей по оружию, глубокое чувство товарищества — это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.

К боевым традициям российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Ценности, лежащие в основе государственной идеологии, с течением времени изменяются в зависимости от социальной, экономической и политической обстановки.

В дореволюционный период в России пропагандировались ценности государственной идеологии (самодержавие, православие, народность); религиозной идеологии (любовь, всепрощение, покаяние, непротивление); этнической (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов); искусства (истины, добра и красоты). Патриотизм проявлялся в девизе «За Веру, Царя и Отечество».

Революция 1917 года изменила государственную идеологию, и в молодой Советской стране основу духовно-нравственного воспитания военнослужащих составили идеи революционного энтузиазма и марксистско-ленинской идеологии. В советский период приоритетными социальными ценностями провозглашались единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества. Воспитание военнослужащих основывалось на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, вежливость, тактичность, скромность, профессионализм. Высокий патриотизм воплощался в девизе «За нашу Советскую Родину».

Теоретическим и идеологическим основанием духовно-нравственного воспитания в советский период выступали:

— необходимость формировать человека нового социалистического общества, члена единой общности — советского народа;

— руководящая роль коммунистической партии и соответствующая ей коммунистическая идеология;

— господствующие экономические отношения, построенные на отсутствии или сведении к незначительным размерам частной собственности, коллективной ответственностью за результаты труда;

— приоритет моральных ценностей над материальными и групповых и коллективных интересов над индивидуальными;

— поддержание дисциплинарной модели «революционного энтузиазма», которая лежала в основе способов мобилизации в революционный период, во время Великой Отечественной войны, «холодной войны».

После развала СССР молодое Российское государство стало правопреемником советских ценностей, которые трансформировались в новых реалиях рыночных отношений, демократического общества, главенстве идеологии частных инициатив, возрождающегося православия.

В условиях рыночных отношений появилось новое явление, когда военнослужащие по контракту, особенное рядовой состав, рассматривают службу в Вооруженных Силах с точки зрения возможности выгодного или невыгодного приложения своих усилий, словно при найме на работу на то или иное предприятие.

Данное обстоятельство требует поиска новых подходов к воспитанию военнослужащих в новых социально-экономических условиях.

На современном этапе в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. Указывается на необходимость обязательного учета исторического опыта, современного состояния, проблем и тенденций развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Мы видим, что чем дальше тем более мир становиться терпимее к греху, сейчас многое повернуто с ног на голову. Грех считается чем-то обыденным и не просто возможным а должным, а добродетель рассматривается как слабость или как нечто устаревшее, ненужное. Понимание любви как жертвы, готовности жертвовать собой ради защиты ближних, невозможно для человека, который живет вне Бога. Наоборот — тот кто живет вне Бога, живет по морали общества, а общество сейчас проповедует принцип эгоцентризма, когда собственное «я» поставлено в центр мира, когда свои интересы видятся приоритетными. Это плохо для любого человека, а для воина это смерть.

Если в данный момент мораль общества в подавляющем большинстве уже и моралью назвать сложно, то интериоризация не принесет ожидаемого результата, вернее может принести отрицательный результат. Если мы будем говорить о декларируемых принципах морали, по которым современное общество не живет, и называть их живыми постулатами современного общества, то наша ложь будет видна и слова наши не будут услышаны.

Господь говорит о том, как надо жить и, что надо делать. И не просто дает советы, а дает и силы, и помогает на каждом шагу. Только Его истина – это на самом деле Истина, только Его правда, это на самом деле Правда.

Вера – это объединяющий фактор. Она всегда объединяла народ и поднимала на защиту Отечества. Вера дает умение управлять собой, своими страстями и желаниями. Если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие. Господь говорит своим ученикам: «…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней.» (Матф.24:6-8) Мы видим, что количество локальных войн увеличивается, войны уже вокруг нас, да и локальными их уже назвать трудно. Вооруженные Силы стоят на первом рубеже защиты и если их дух будет слаб, то на что тогда надеяться?

21 июля 2009 года, Президент Российской Федерации принял решение о возрождении в Вооруженных силах России института военного духовенства. Решение Президента поставило точку под периодом нашей военной истории, длившимся более девяти десятилетий, когда принудительно игнорировалось существенное для офицеров и солдат право — право на свободу вероисповедания. А ведь штатное военное духовенство, окормлявшее воинов в российской армии до своего упразднения в январе 1918 года, развивалось и эффективно действовало не менее трех веков. Исповедовать свою веру для российских военнослужащих означало иметь в душе твердую нравственную опору, непоколебимую мотивацию исполнения воинского долга по защите Отечества.

24 января 2010г. утверждено Министром обороны Российской Федерации «Положение по организации работы с верующими военнослужащими ВС РФ».

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года принят документ «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации».

В этом документе говорится: позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15:13).

С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3-12). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг.

Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве.

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top