Воспитание патриотизма на примере преподобного Сергия Радонежского

Доклад благочинного храмов Рузского округа, протоиерея Игоря Лепешинского на на международном семинаре-практикуме «Патриотизма без духовности не бывает».

Московский областной филиал университета МВД России. Руза, 12.12.2013

Патриотизм, как глубокое и осознанное чувство любви к Родине, к своему народу, может проявляться в различных формах. Это и добросовестный труд на благо общества, и честное выполнение своих обязанностей на ниве государственной службы, и упорное совершенствование своих интеллектуальных способностей при постижении науки, без чего невозможно принесение пользы своей стране.

Наиболее яркие примеры жертвенного служения Родине дает нам история воинского служения, история защиты родной земли от врагов и напастей. Именно когда на нашу землю приходил враг, наиболее ярко проявлялись лучшие стороны души русского человека: готовность к самопожертвованию, самоотречение во благо Победы, стойкость и мужество, способность переносить любые невзгоды и лишения. Такими качествами наши предки обладали благодаря христианскому мировоззрению, впитывавшемуся с молоком матери, формировавшемуся «с младых ногтей». Эти качества Его Высокопреосвященство Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, сформулировал так: «Воинское служение Отечеству издревле связано в сознании народа с искренней верой в Бога и христианским благочестием. Русские люди в веках укреплялись словами святого благоверного великого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!».

Небесные покровители воинства российского на протяжении всех веков непрестанной борьбы нашего народа за свободу и независимость зримо и незримо были с теми, кто в трудную для Отечества минуту поднимался на бой с врагом. Одним из таких небесных покровителей был и есть преподобный Сергий Радонежский. Жизнь этого человека для нас является прекрасным образцом гражданственности и патриотизма.

Почему мы считаем преподобного Сергия Радонежского несомненным патриотом Отчества? Ведь нигде, ни в его «Житии», ни в свидетельствах современников не упоминается о том, чтобы преподобный хотя бы даже упоминал слово «Русь», или произносил слова «земное Отечество», «земная Родина». И вообще, откуда взялся вдохновлявший других на подвиги патриотизм в скромном служителе Божьем? Истоки жертвенного служения Отечеству нужно искать в детстве преподобного, когда он был еще отроком Варфоломеем. Ведь именно в семье формируются нравственные основы последующего человеческого бытия. Мы знаем, что отрок Варфоломей родился в семье ростовского боярина. Его отец Кирилл и его мать Мария, как указывается в «Житии», «всяческими добродетелями украшены». Это значит, что семья, в которой рос будущий святой, выражаясь современным языком, была «благополучной». Но благополучной она была не в смысле материальном, тем более, что боярин Кирилл «оскудел», разорился. Благополучие заключалось в глубокой духовной, нравственной атмосфере, которая царила в семье. Варфоломея и его братьев Стефана и Петра родители учили грамоте. Но если Стефану и Петру грамота давалась легко, то Варфоломей, несмотря на все свое прилежание, никак не мог ее одолеть. Он сам очень горевал и часто со слезами просил Бога: «Господи! Дай же мне грамоту эту, научи и вразуми меня!». «Жития» свидетельствуют, что Господь внял молитве отрока, и произошло чудо: научившись не от человека, а получив знание как божественный дар, постиг он разом всю книжную премудрость. О чем это говорит? В первую очередь о необходимости получения образования, которое уже тогда нужно было для постижения мудрости Божией и сотворенного Им мира.

По прошествии нескольких лет братья Варфоломея женились и обзавелись собственным хозяйством, а сам он, возмужав, хотел уйти в монастырь. Но родители сказали Варфоломею: «Чадо! Мы сейчас в старости, скудости и болезни, и некому заботиться о нас. Братья твои оженились и пекутся о том, чтобы угодить женам. Ты же хочешь угодить Богу. Благую долю ты избрал, и она не отнимется у тебя. Только подожди, послужи нам немного, а когда проводишь нас до гроба, тогда желание свое исполнишь». Варфоломей согласился отложить исполнение своего намерения и заботился о родителях до последнего их дня, а они «сына своего блаженного юношу Варфоломея по вся дни многими благословении благословяху и до последнего издыхания». Когда же отец с матерью умерли, Варфоломей со слезами похоронил их и отказавшись от своей доли отцовского наследства, ушел от мира, посвятив себя служению Богу. Запомним непреложную истину: верное служение Родине и Богу начинается со служения своим родителям, а понимание долга служебного формируется через понимание и исполнение долга сыновьего.

Для христианина служение Богу аналогично служению людям. Посвятив жизнь свою служению Богу, преподобный Сергий посвятил ее и служению своему народу. Когда преподобный испытал себя тяжкой жизнью в пустыне, молва о его подвижничестве распространилась по окрестностям. К нему стали приходить люди, желающие совершить такой же подвиг, и просили: «Отче, прими нас. Хотим с тобой на этом месте жить и души свои спасти». Сергий не отказывал никому — ни старому, ни юному, ни богатому, ни нищему; всех принимал и при этом говорил: «Я вас с радостью приму, но если и впрямь хотите здесь жить и служить Богу, то приготовьтесь трудиться, терпеть всякую нужду и недостатки, жить в бескорыстии и бдении». Так, со временем, в пустыне образовался монастырь, известный впоследствии как Троице-Сергиева Лавра, и братия стала уговаривать Сергия быть игуменом. Сергий не хотел никакой земной власти и долго отказывался, но его упрашивали так усердно, что в конце концов он был вынужден согласиться. Однако, став игуменом, Сергий по-прежнему жил в бедности, смирении и трудился наравне с простыми монахами. Это лишь доказывает, что истинное христианское подвижничество сопряжено с неустанным трудом, смирением и заботой о ближних.

Чаще всего в качестве примера патриотизма преподобного Сергия описывается его благословение великого князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. Этот эпизод жизни преподобного описан в одном из «Житий святых» святого Дмитрия Ростовского: «В сие время Божиим попущением за грехи людские один из ханов татарских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Гордый хан хотел даже уничтожить веру православную; в своем высокомерии он говорил вельможам: Возьму Русскую землю, разорю христианские церкви и перебью всех князей русских». Дмитрий Иванович перед походом отправился в монастырь Животворящей Троицы, чтобы поклониться Господу и испросить благословения на предстоящий поход у преподобного Сергия. Тот ободрил князя и сказал ему: «Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных». После чего подвижник отслужил Божественную литургию и пригласил Дмитрия отобедать с ним. Во время обеда он сказал: «Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венцы победы, но многим – без числа многим сподвижниками твоим готовы венцы страдальцев». После же трапезы, окропив святой водою великого князя и бывших с ним, он сказал еще: «Врага ожидает конечная гибель, а тебя милость, помощь и слава от Бога. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу… Иди, господине, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В поход на врага старец благословил иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру бывших опытными ратниками. Благословляя этих воинов, он возложил на них схиму с изображением креста Христова: «Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!». В послании, переданном войску накануне Куликовской битвы, Сергий писал: «Без всякого сомнения, господин, пойди против свирепости их, никак не ужасаясь, всяко поможет тебе Бог».

Согласитесь, что все описанное не совсем соответствует современному представлению о патриотизме. Преподобный Сергий вовсе не призывал «встать за землю Русскую, за родные березки». Он лишь внушил князю очень простую мысль: христианский государь обязан защищать от врагов и безбожников христиан, вверенных ему самим Богом. Он перед Богом отвечает, а не перед людьми. И воины должны сражаться потому, что должны повиноваться властям в том, что не противоречит воле Божией, и должны защищать церковь и народ, как носитель истинной веры. Для преподобного Сергия дороги были реальные человеческие жизни. Он считал, что лучше воздать честь, лучше заплатить золотом, лучше лишний раз поклониться, чем жертвовать человеческими жизнями. Для него человек был дороже мира, но православная вера дороже, чем жизнь. Ведь тот, кто отвергает себя от веры, погибает навсегда.

Мы знаем, что благословленные преподобным Пересвет и Ослябя пали на поле Куликовым, но их пример жертвы во имя Божие и за други своя вдохновила тысячи русских воинов на ратный подвиг. В «Житии» говорится, что все время, пока продолжалась Куликовская битва, Сергий усердно молился. Внутренним взором он видел то, что происходило на поле боя, называл по именам павших русских воинов и за каждого возносил молитву.

После этого слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Московский митрополит Алексий, глава Русской церкви, решил назначить его епископом и завещать ему митрополичий престол. Он призвал Сергия в Москву. Во время беседы Алексий приказал принести золотой, украшенный драгоценными каменьями крест и хотел подарить его Сергию, но тот отказался, сказав: «Прости меня, владыко, ибо от юности не был я златоносец, в старости же тем более хочу в нищете пребывать». Также решительно отказался он и от митрополичьего престола. Алексий долго уговаривал его, но, увидев, что Сергий непоколебим, отпустил его, и святой вернулся в свою обитель. Хотя Сергий отказался от официального высокого поста, его нравственное влияние на жизнь общества, в том числе и на государственных деятелей, было чрезвычайно велико. Так, тихими и кроткими речами ему удалось отговорить рязанского князя Олега от войны с Москвой и тем самым предотвратить новую усобицу. В другой раз он примирил рассорившихся между собой нижегородских князей.

Пятьдесят лет провел Сергий в иночестве и благочестивых трудах. Когда святой пришел в глубокую старость и почувствовал, что скоро отойдет ко Господу, он призвал к себе монахов Троице-Сергиевой Лавры и завещал им непрестанно пребывать в Православии, хранить дружеское единомыслие и чистоту душевную, быть смиренными и милосердными, не стремиться к земной славе, а лишь к Царствию Небесному.

Заканчивая описание жития преподобного Сергия, Епифаний Премудрый говорит: «Не будем слишком многоречивы. Ибо кто может по достоинству святого прославить?». Через пятьсот лет после смерти Сергия Радонежского В.О. Ключевский так определил его значение для русского народа: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение… и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, …положенные в живую душу народа».

Вам могут быть интересны эти публикации:

000-238 1Y0-992 HP2-H28 1Z0-545 HP3-X12 E20-655 JN0-102 70-534 220-902 LX0-103 220-901 74-678 500-265 70-466 98-365 210-060 300-208 400-151 400-201 101-400 640-911 70-331 70-486 70-243 70-469 700-039 642-996 100-105 810-403 300-209 600-199 C9530-272 640-878 352-001 IIA-CGAP NS0-157 210-455 70-347 N10-006 300-365 642-997 210-065 300-550 70-346 70-533 DEV-401 642-998 600-199 RCDD 102-400 98-364 EX300 70-465 210-260 642-889 70-488 70-341 300-206 98-369 70-483 70-411 200-310 400-251 70-646 70-462 70-489 210-451 1z0-599 200-125 300-075 700-505 HP0-P24 HP0-P25 VCS-273 HP0-J63 HP0-J66 700-037 M70-201 CISA 350-018 1z0-342 MB6-702 300-085 70-247 70-385 300-370 1K0-001 77-427 500-260 200-355 642-887 300-101 642-457 CISM CCA-500 300-320 70-480

Top