Значение религии в формировании цивилизованной идентичности России

Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерея Сергия Привалова на научно-практической конференции «Проблемы цивилизационного развития в условиях глобальных террористических вызовов». (Военный университет. 10.02.2016 г.)

Современная глобализация, будучи многогранным цивилизационным процессом, порождает, в частности, актуализацию различных идентичностей (государственных, национально-территориальных, этнических, личностных и т.д.), Очень важно во всей этой совокупности распознать цивилизационный уровень измерения идентичности.

В числе причин, актуализировавших проблему идентичности России, следует назвать следующее противоречие: с одной стороны, стремление мира к унификации и универсализации, с другой — обусловленное современными цивилизационными процессами стремление народов сохранить свою самобытность. Применительно к России это выражается, прежде всего, в необходимости определения ее цивилизационной идентичности, для которой нахождение адекватных ответов вызовам новой эпохи связано с сохранением страны как самостоятельной цивилизационной единицы. При этом российская идентичность должна исходить из приоритета духовности как символического кода российского общества.

Вопрос о цивилизационной принадлежности России — является ли она периферией Европы и одновременно форпостом европейской культуры на Востоке, или частью Азии, стремящейся к европеизации, но за европейским фасадом скрывающей свою некую восточную сущность, или самостоятельной цивилизационной общностью, уникальной, или же синтезирующей черты Востока и Запада, — уже более двух веков волнует умы российских интеллектуалов. Это свидетельствует о том, что цивилизационная проблема России не имеет окончательного определения, поскольку каждое поколение будет рассматривать ее в новом аспекте, каждый исторический этап будет добавлять новые черты.

В мировой науке Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон в своих цивилизационных концепциях рассматривают особенности развития культуры и цивилизации, исходя из духовных основ народа. Практически во всех концепциях цивилизации ее специфика определяется либо через культуру, либо через религию.

С. Хантингтон, например считает, что цивилизация – это «культурная общность наивысшего ранга…», определяемая наличием таких общих черт, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей.

В понимании мировой социально-философской мысли Россия принадлежит к русской, евразийской, православной цивилизации. В ее основе — сформировавшаяся межэтническая общность людей, длительно проживающих в одном регионе, основанная на единстве исторической коллективной судьбы разных народов, взаимосвязанных близкими культурными ценностями, религиями, нормами и идеалами.

В современном российском массовом сознании, присутствуют представления об особой российской цивилизационной общности. Это связано как с историей формирования этой общности, так и с современным характером модернизации российского общества.

Особое место в ряду факторов, формирующих цивилизационную идентичность, занимает фактор религии, вероисповедания людей, так как цивилизационная идентичность это в конечном итоге — самоотождествление индивидов, групп, этносов, объединенных на основе социокультурной общности и конфессий.

Учитывая, что религия играет важную роль в формировании цивилизационной идентичности, следует вспомнить, что Православие в России до 1917 г. было основой российской идентичности как таковой; при этом Православие по своим социокультурным принципам существенно отличалось как от западного католичества и протестантизма, так и от восточных религий — ислама, буддизма, индуизма, конфуцианства.

После 1917 г. функции религии, хотя и в своеобразной форме, во многом выполняла официальная коммунистическая идеология.

Россия в силу своей масштабности граничит с тремя цивилизациями (христианской, исламской и конфуцианско-буддийской), испытывает их влияние, что в свою очередь оказывает воздействие на идентичность населения, находящегося в зоне их соприкосновения. Главная особенность России заключается в разнообразии и множественности ее культур, что в значительной степени является причиной постоянного и интенсивного культурного взаимодействия.

Выделение русской православной цивилизации в особую категорию сегодня не вызывает возражений. Россия проявляет свою особость как носительница собственного языка, культурной традиции, духовного опыта, сложившегося на основе Православия. Говоря об отличии последнего от других направлений христианства, обычно упоминают о некоторых особенностях догмата, отправления культа, религиозного обряда, при этом, практически не затрагиваются содержательные элементы, отличающие православную идеологию.

Место и роль Православия в российском обществе определяется не внешними формами его проявления, а тем, что в течение тысячи лет весь строй российской жизни и на бытовом уровне, и на уровне высокой культуры, формировался под воздействием этого мощного духовного фактора. Так что, собственно русская культура и сформировалась как культура православная. При этом нужно подчеркнуть, что именно в содержательном отношении, как на уровне повседневной жизни, так и на уровне более глубоких кодов культуры: как культура соборная, в которой этическими нормативами стали сострадание, милосердие, покаяние и прощение. Православие, по сути дела, было той матрицей, на которой произошла сборка русской, российской цивилизации. Язык, традиция, культура, исторический опыт России – продукт этой «сборки». Самобытность, «свой путь», «национальная идея» — всего лишь другие наименования для обозначения цивилизационной идентичности России.

В своем диалоге с Европой русские интеллектуалы постоянно апеллировали не к данным эмпирического опыта или доводам разума, а именно к «идее». «Русская идея», будучи также философской, не порывала связи с религией, строилась на принципах «цельного знания», органически сочетающего в себе веру и знание. Религиозное происхождение «русской идеи» не отрицалось ни одним из русских философов. Она заключает в себе то, что содержится в замысле Божьем о России. В этом смысл «идеи нации», как ее определял Владимир Соловьев: она «есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». «Русская идея» в его интерпретации — отражение не существующей реальности, а стоящей перед Россией религиозной и нравственной задачи жить в соответствии не только со своим национальным интересом, но и с теми моральными заповедями и принципами, которые общи всему христианскому миру, образуют суть христианства. Она есть осознание Россией своей ответственности перед Богом, требующей от нее быть не только национальным, но и христианским государством. В таком виде русская идея не заключала в себе никакого национализма, не призывала к обособлению России от Европы, к ее изоляционизму. Наоборот, величие России она связывала с преодолением ею своего национального эгоизма во имя сплочения и спасения всех европейских народов на базе общехристианских ценностей.

Имеющие место в настоящее время признаки цивилизационного кризиса, в значительной степени спровоцированы практикой глобализации, тем, что культурные и религиозные аспекты жизни человечества подчиняются экономическим и политическим целям. Очевидно, что стремление к глобализации, к созданию некой универсальной общемировой культуры, в основе которой лежит не конструктивный диалог между различными культурами и религиями, а их унификация, приводит к кризису национальных культур.

Проблема цивилизационного выбора, которая стоит перед Россией, соединяется с более широким и более сложным полем проблем, которые связаны с возможными путями развития человеческой цивилизации. Вопрос «куда идет Россия?» становится особой частью вопроса «куда идет человечество?» С процессом трансформации цивилизационной идентичности в российском обществе связано широкое распространение представлений об «особом пути» России, что обуславливает, в частности, длительное сосуществование православия с исламом.

В условиях международной политической и военной экспансии США и их союзников россияне ощущают угрозу собственной культуре и традициям со стороны массовой западной культуры, которая в силу информационной глобализации все больше воздействует на российское общество. Все это актуализирует воссоздания общероссийских цивилизационных особенностей основанных на традиционном Православии. Без осознания своей цивилизационной идентичности российское общество не будет достаточно интегрированным и устойчивым способным отвечать на вызовы современного мира, не сможет осуществлять полноценную модернизацию возродить присущую ей духовно-культурную общность.

Поэтому в современных условиях, осуществляя реформирование государственного устройства, надо исходить из того, что Россия является самостоятельным культурно-историческим типом или цивилизацией, с присущими только ей национальными ценностями и традициями. Попытки игнорировать особенности цивилизационного развития России, ее ценности и интересы всегда имели, и будут иметь трагические последствия. Это не означает, что, осуществляя реформы, необходимо самоизолироваться от всего мира. Наоборот, надо искать контакты и пути сближения цивилизаций, развивать сотрудничество, перенимать полезный опыт, ценить культуру и вероисповедания других стран и народов, воспитывать доброжелательность и уважение к обществу и человеку, как уникальному представителю этого общества, которого сотворил Сам Господь Бог.

Вам могут быть интересны эти публикации:

cism > < IIA-CIA-PART3 > < 200-120 > < cism > < 1z0-062 > < 810-403 > < 70-347 > < 1z0-062 > < 200-120 > < 352-001 > < 300-115 > < 70-486 > < EX200 > < pmp > < 100-105 > < 70-534 >

Top